Мотив путешествия в мировой литературе

1. Путешествие-возвращение.
2. Путешествие-поиск.
3. Путешествие-служение.
4. Путешествие-искушение и путешествие-развлечение.
5. Путешествие-антипоиск.
Мотив путешествия – один из самых распространенных и древних в мировой литературе. Разумеется, это не случайно. В древности, когда еще не было современных средств коммуникации и связи, путешествие было одним из немногих способов расширить свой кругозор.

В то же время военные походы и торговые караваны также подразумевали путешествие по суше или по морю. Однако существует

еще одно измерение путешествия – символическое, философское. Человеческая жизнь – это тоже своего рода путешествие.

А внимание авторов художественных произведений всегда было направлено на человеческую судьбу, на развитие личности и событий, влияющих на нее. Пестрая смена фона, оторванность героя от привычного образа жизни, драматичность ситуаций, заставляющих то и дело совершать выбор – все это представляет благодатное поле деятельности для тех, кто стремится показать-личность в развитии.
Нетрудно заметить, что в большинстве случаев путешествие героя – это не бессмысленное блуждание,

а целенаправленное движение. Однако цель и Причины путешествия могут быть различными. Так, главный герой “Одиссеи” Гомера путешествует долгие годы не по своей воле, а из-за гнева Посейдона. Цель Одиссея – возвращение домой, то есть достижение блага.

Следовательно, само путешествие выступает в качестве испытания героя. Но разве плохо жилось Одиссею у бессмертных богинь – Цирцеи и Калипсо? Почему герой все время стремится двигаться дальше? Повествуя о странствиях Одиссея, Гомер проводит идею о выборе и верности.

На жизненном пути человек неизбежно подвергается искушениям, однако цель, если она выбрана верно, остается неизменной. Любовь к родине и своей жене Одиссей ставит выше, чем возможность сделаться мужем богини и получить бессмертие. Упорство Одиссея не удается сломить ни гневу Посейдона, ни ласкам Цирцеи и Калипсо, потому, должно быть, и достигает наконец герой берегов своей Итаки.
В литературной традиции весьма распространена и другая разновидность путешествия – поиск. Впрочем, и путешествие Одиссея своего рода поиск – он ищет путей возвращения домой. Однако это поиск того, что герой уже хорошо знает, более того – что принадлежит ему. Зачастую же героям приходится отыскивать то, о чем они знают лишь понаслышке и вовсе не знают.

Гиперболизированным выражением подобной ситуации является сказочная формула “пойди туда, не знаю куда”. Однако даже если направление поиска и его цель более или менее определены, героям предстоит пройти через череду испытаний. Чаще всего перед героем стоят два варианта исхода его поиска: рост (духовный, карьерный) либо гибель.
Сходные тенденции обнаруживаются в путешествии-служении. В качестве примера подобного путешествия можно привести проповедь Христа. Он и его ученики переходили из города в город, возвещая народу истину.

Однако целью Христа – й это следует подчеркнуть – являются отнюдь не личные намерения. Бог и так превыше всего. Его цель – духовный рост людей, их возвращение к нему, их поиск Бога и путей к нему, обретение Земли Обетованной.
Можно привести и другой пример путешествия-служения. Это легенды о поисках Святого Грааля. Следует обратить внимание на различие между обычным поиском какого-либо значимого объекта с целью завладения им и поисками Святого Грааля.

В последнем случае владение объектом невозможно, и самый достойный может быть лишь его хранителем. Благом, целью путешествия-поиска является зрелище чудес Грааля, которого удостаивается не просто тот, кто отважен и хорошо владеет оружием (чего зачастую достаточно для того, чтобы завладеть каким-либо предметом), но тот, кто добродетелен. Так, поиск Святого Грааля сближается с паломничеством – путешествием во имя духовного очищения и искупления грехов. Однако ставить знак равенства между этими двумя разновидностями путешествий все же неправомерно.

Да и само стремление к Граалю является мощным духовным импульсом к возрождению личности, однако чтобы увидеть Грааль, этого недостаточно.
Мотив испытания, который присутствует в любом путешествии, наиболее сильно звучит в драме И. В. Гете “Фауст”. Мефистофель именно с этой целью и показывает Фаусту мир, чтобы его душа поддалась земным соблазнам и стала легкой добычей дьявола. Мечта же самого героя “о волшебном плаще”, который дал бы ему возможность побывать в разных краях – это стремление к поиску и служению: герой драмы Гете жаждет знаний и их применения на благо людям.

Это и оказывается его спасением: бескорыстное служение другим уподобляет человека Богу, а служение лишь самому себе – мятежному духу Люциферу.
В путешествии Фауста присутствует и мотив развлечения – Мефистофель старался показывать своему подопечному то, что, по мнению дьявола, могло развлечь Фауста.
Тему путешествия-развлечения развил Д. Байрон в поэме “Паломничество Чайльд-Гарольда”. Эту тему затрагивал и А. С. Пушкин в романе в стихах “Евгений Онегин”. Пресыщенный всеми наслаждениями герой уже не ищет чего-то значимого, будь оно материальным или духовным – скорее бежит от скуки, от самого себя, надеясь найти минутное развлечение в сменяющих друг друга путевых впечатлениях.

Однако это тоже поиск, хотя и вывернутый наизнанку, поиск, лишенный самой сути, цели.
Как мы видим, все разновидности путешествия достаточно условны, так как у них очень много общего. Д. Толкин в своей эпопее “Властелин Колец” создал образец странствия, в котором резко проступают характерные черты всех разновидностей путешествия. Путешествие девятерых Хранителей Кольца – это конечно же путешествие-служение.

Судьба всего Средиземья зависит от того, чем закончится их поход. Немаловажное значение имеет тот факт, что лишь часть пути Хранители преодолевают вместе – каждому выпадают свои испытания, свои искушения. Несомненно также, что это путешествие-поиск: героям нужно найти дорогу к Роковой горе, где возможно уничтожить Кольцо Всевластия.

Однако это испытание целиком ложится на плечи хоббитов Фродо и Сэма. Пути остальных Хранителей играют важную роль в объединении народов Средиземья перед общим врагом.
Во “Властелине Колец” звучит и тема неоконченного путешествия: Боромир, охваченный искушением использовать Кольцо во благо своей родины (как кажется герою), погибает в бою с орками. Не менее ярко, чем другие ипостаси путешествия, представлена и тема возвращения домой. Почти как Одиссею, приходится героям-хоббитам сражаться за свой родной край. Однако помимо всех перечисленных мотивов, во “Властелине Колец” обозначилась и еще одна ипостась путешествия – антипоиск.

Ведь герои странствуют и сражаются не ради того, чтобы обрести нечто ценное и значимое, но чтобы уничтожить волшебное Кольцо, обладающее зловещими свойствами. Это не значит, конечно, что герои не обретают ничего: их общее приобретение – мир и свобода Средиземья, кроме того, почти все они получают то, к чему стремились. Лишь Фродо не обрел душевного покоя – потому-то ему и предстоит новое путешествие-паломничество в Запредельный Край, Туда же отправляется и Гэндальф, однако для мага это путешествие-возвращение, потому что там его дом.

Итак, мы видим, насколько многообразно и глубоко значение мотива путешествия в литературной традиции. Однако необходимо отметить, что путешествие обычно имеет точку отсчета и цель, а образы Дома, Дороги и некой цели странствия неразрывно связаны воедино.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мотив путешествия в мировой литературе