МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО

КЛАССИКА

А. Н. ОСТРОВСКИЙ

МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО

А. Н. Островский – поистине московский драматург. Современники называли его “Колумбом Замоскворечья”, да и сам он писал: “Я знаю тебя, Замоскворечье… Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулкам”. Да, это так.

Но знал Островский не только Замоскворечье, но и всю Москву. Он гордился ей, считал памятником русской культуры и славы. Однажды он запишет: “Москва – патриотический

центр государства, она недаром зовется центром России.

Там древняя святыня, там исторические памятники… В Москве все русское становится понятнее и дороже…”

Островский всегда с гордостью подчеркивал, что он “коренной житель Москвы”. Пожалуй, отношение драматурга к этому городу наиболее полно выразил герой пьесы “Козьма Захарьич Минин-Сухорук”: “Москва нам корень прочим городам… Москза нам мать!”

Жизнь героев своих будущих пьес Островский знал не понаслышке. До девятнадцати лет он сам жил в Замоскворечье. Отец драматурга некоторое время возглавлял учреждение, занимавшееся

рассмотрением дел банкротов. Сам Островский несколько лет проработал в московских судах.

Все это давало писателю великолепный социально-бытовой материал для будущих пьес. Позже Островский признавался: “Не будь я в такой передряге, пожалуй, не написал бы “Доходного места”. Первая пьеса автора – “Картина семейного счастья” – целиком посвящена Москве, как, впрочем, и еще 28 пьес, среди которых такие шедевры российской драматургии, как “Свои люди – сочтемся”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Женитьба Бальзаминова”. В пьесах Островского отражена вся география старой Москвы, упомянуты все ее важнейшие памятные места, улицы и переулки.

На страницах его произведений мы встретим Сокольники, Гостиный двор, колокольню Ивана Великого, Иверскую часовню, Кузнецкий мост, Каретный ряд и многое другое. Некоторые произведения описывают историческое прошлое столицы, одни из самых драматических его моментов, например, “Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский”, “Воевода”. Но основное внимание Островский уделяет быту и нравам своих современников.

Писатель начинает свой путь как последователь Гоголя, сторонник идей Белинского и Герцена, как представитель “натуральной школы”, а потому его интересует жизнь простых людей, населявших Москву. Главными действующими лицами пьес Островского становятся представители купечества. Драматург сумел угадать, что это сословие неотвратимо превращается в хозяев жизни в городе, а потому исследует нравы купечества с предельной тщательностью. Островский – сатирик обличает невежественных самодуров, мелких и крупных хищников, семейные отношения.

Герои его пьес зачастую уверены, что “человек коммерческий” не может обойтись без обмана и хитрости. Писателя возмущает произвол главы семьи, по воле которого можно выдать молодую девушку за богатого старика (“Картина семейного счастья”), женить сына “насильственным образом” (“В чужом пиру похмелье”). В семьях купцов царит страх жертв и произвол самодуров (“Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда…”).

Большое внимание уделяет Островский и описанию чиновничества. Драматург создает образы невежественного и грубого Беневоленского (“Бедная невеста”), ограниченного Бальзаминова, чьи мечты не идут дальше голубого плаща, “серой лошади и беговых дрожек” (“Праздничный сон – до обеда”), бессердечного и циничного Гневышева, который превращает бедную родственницу в свою любовницу (“Богатые невесты”), карьериста и казнокрада Вишневского (“Доходное место”).

Конечно, и купечество, и чиновничество воспринимаются писателем дифференцированно. В таких пьесах, как “Не в свои сани не садись” и “Бедность не порок”, купечество изображается как хранитель исконно русских патриархально-религиозных нравов. Чиновники же не всегда карьеристы и вымогатели.

Среди них встречаются бедные и честные люди, живущие на грошовое жалованье. Одни из них обречены на постоянные лишения (Жадов из пьесы “Доходное место”), другие, не выдерживая нужды, совершают преступления и сходят сума (Кисельников из драмы “Пучина”).

Отображая социальные характеры Москвы, Островский противопоставляет купечеству и чиновникам Москву трудовую, демократическую. Представителям интеллигенции живется нелегко, но они ненавидят произвол и насилие, стоят на позициях служения Родине. “Общественные пороки крепки, невежественное большинство сильно. Борьба трудна и часто пагубна; но тем больше славы для избранных: на них благословение потомства; без них ложь, насилие выросли бы до того, что закрыли бы от людей свет солнечный”, – убеждает свою жену Жадов.

Социальные типы, выведенные Островским, взяты драматургом из реальной жизни. Его пьесы – подлинная энциклопедия русской жизни второй половины XIX века.

Москва всегда будет благодарна своему гениальному певцу. Но не только пьесы Островского принесли ему славу. Александр Николаевич останется в истории как реформатор русского театра, создатель демократической национальной драмы.

Не случайно имя А. Н. Островского носит знаменитый Малый театр.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО