Москва как много В ЭТОМ СЛОВЕ ДЛЯ СЕРДЦА РУССКОГО (СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ НА ТЕМУ УРБАНИЗАЦИИ)



(СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ НА ТЕМУ УРБАНИЗАЦИИ)

Владимир Гиляровский в таких словах признавался в любви к древней русской столице: “Я – москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вклады­вая в него себя. Я – москвич!”.

“Москва, России дочь любима…” слышала много при­знаний в любви, но точнее и выразительнее Гиляровско­го, по-моему, не скажешь. Кто лучше Гиляровского мог знать царские и княжеские дворцы, Хитровку нищих и босяков, понимать всю глубину хитрованского горя… В об­щем, любить Москву такой, какой она

была, без прикрас.

Интересно, какие ощущения вызвала бы у него совре­менная Москва – Москва XXI века? Гиляровский ушел из жизни в 1935 году, одновременно с храмом Христа Спаси­теля, и, к счастью ли, сожалению ли для него, не видел обновленной Москвы.

С момента построения города Санкт-Петербурга между новой и старой столицей возникает соперничество. То за­мирая, то возрастая, оно длится вот уже три столетия. О нем упоминает М. Лермонтов в своей поэме “Сашка”:

Герой наш был москвич, и потому Я враг Неве и невскому туману.

И жизнь в Санкт-Петербурге представляется поэту гряз­ной, пустой и молчаливой.

Интересно, что спустя несколь­ко десятилетий почти в тех же выражениях будет описы­вать Северную Пальмиру Ф. М. Достоевский.

Да, а что же Москва? Какой она представляется М. Лермонтову? Поэт видит ее величавой, любит “свя­щенный блеск ее седин”.

А вот образец высокой восторженности поэта в очерке “Панорама Москвы”: “Москва не безмолвная громада кам­ней холодных, составленных в симметрическом порядке… нет! У нее есть своя душа, своя жизнь”. Москва в романе “Княгиня Лиговская” и некоторых юношеских стихотво­рениях, Москвой времен Ивана Грозного дышит поэма “Песня про купца Калашникова”.

В известном стихотво­рении “Бородино” М. Лермонтов призывно восклицает: “Ум­рем же за Москву!”.

Каждое время знает своих летописцев и бытописателей. Москву XIX века открыл нам Герцен, XX – Гиляровский. Теперь наступает черед появления “москвописца” XXI века.

“Москва… как много в этом слове для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось”, – восклицает Пуш­кин. Москвич по рождению, поэт через всю жизнь пронес ее в своем сердце.

Восторженным песенным стихом воспевает величие Мос­квы Ф. Глинка: “город чудный, город древний, град сре­динный, град сердечный”.

В начале XX века древняя столица еще хранила не­тронутую прелесть золотых куполов. И А. Блок писал о том, что утром в Москве видит “прозрачную нежность Кремля”.

Простонародную осязаемость первопрестольной столицы О. Мандельштам противопоставляет Зыбкой и туманной об­разности “любимого до слез” Питера:

Москва – опять Москва. Я говорю ей: “Здравствуй!

Не обессудь…”

Москва много раз становилась для поэта не только убе­жищем от питерских страхов, но и средоточием и сим­волом новизны времен, источником новой музыки: “река Москва в четырехтрубном дыме”.

Москва всегда служила и будет служить неиссякаемым источником вдохновения для художников слова. Величие старой Москвы как символа России, ее сложной, порой драматической истории хранит современная Москва. И хо­чется верить, что историческое очарование древнего го­рода не заслонит пестрый восточный базар нового Вави­лона.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Москва как много В ЭТОМ СЛОВЕ ДЛЯ СЕРДЦА РУССКОГО (СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ НА ТЕМУ УРБАНИЗАЦИИ)