<
p>Особенно ярко литературный талант Ю. Трифонова проявился в цикле «московских повестей», где нет острейших общественно-идеологических столкновений и эпических описаний, подобно «Студентам» и «Утолению жажды».
Действие повестей разворачивается в рядовых московских квартирах и обыкновенных дачных владениях. Трифонов стремился, чтобы в его персонажах — инженерах, научных сотрудниках, преподавателях, актрисах — читатель смог угадать себя. Он утверждал, что его проза «не про каких-то мещан, а про нас с вами». С одной стороны обычные горожане показаны в бытовых ситуациях (в обменах квартир, болезнях, мелких стычках друг с другом и начальством, в поисках заработка, интересной работы), а с другой — сопряжены с нынешним, прошлым и отчасти будущим временем. «История присутствует в каждом сегодняшнем дне, в каждой судьбе.
Она громоздится могучими невидимыми пластами — впрочем, иногда видимыми, даже отчетливо — во всем том, что формирует настоящее», — отмечает Трифонов.
Именно потому нельзя назвать «московские повести» бытовыми и направленными против мещанской морали. Да, в каждой из них непременно присутствует один и даже несколько прагматиков-корыстолюбцев, которые цепляются за материальное благополучие, карьеру любой ценой. Таких, как они Трифонов называет «железными мальчиками», обозначая словом «недочувствие» их цинизм и неспособность (а нередко и нежелание) понимать другого человека. Иронически-сатирическое отношение к этому разряду персонажей показывает, что они ясны и неинтересны автору.
Трифонова интересуют ищущие, эволюционирующие, по-своему тонкие герои. Именно с ними связаны проблемы, которые всегда стояли перед русской литературой и особенно проявились в наши дни: нравственная свобода человека перед лицом обстоятельств.
В качестве таких обстоятельств в «московских повестях» выступают мелочи быта, характерные для А. Чехова — любимого писателя Ю. Трифонова.
Подобное следование традиции привело его к объективации роли автора и крайне сложному соотношению автора и рассказчика-повествователя.
Ю. Трифонов стремится избежать оценок, вместо чего он вводит в произведение множество сюжетных линий, переплетения которых раскрывают центральную идею автора. Писатель с иронией характеризовал это как «усиление плотности, густоты и насыщенности письма. В этом случае книга уподобится густому, наваристому «борщу у хорошей хозяйки».
Иногда Ю. Трифонов прибегает к форме «романов сознания», где персонажи придаются рефлексии, вспоминая о событиях и думах прежних лет. Подводя «предварительные итоги», герои пытаются понять, чем же была их жизнь, обвиняют себя и ищут оправдания, а автор словно фиксирует их мысли и аргументы. И лишь какая-нибудь деталь, случайная подробность высвечивает настоящую позицию автора.
Сам Трифонов называет это вмешательством в «гомеопатических дозах». Таким может быть полисемантический характер названия. В «Предварительных итогах» не только подводятся итоги получившего инфаркт героя, но и автор размышляет о смысле жизни и предназначении человека. Жизнь другого человека, иной образ жизни, далекий от стандартного стиля поведения персонажей, раскрывается в повести «Другая жизнь».
Для Ю. Трифонова это становится ключевой проблемой книги.
- Морфологический разбор слова: жолаушылар разбор на казахском языке Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ЖОЛАУШЫЛАР Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : жолаушылар, жолаушылара, жолаушылару, жолаушыларом, жолаушыларе, жолаушылары, жолаушыларов, жолаушыларам, жолаушыларами, жолаушыларах Начальная форма ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: тихо категория состояние Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ТИХО Часть речи : наречие Грамматика : Формы : тихо Начальная форма : ТИХИЙ Часть речи : краткое прилагательное Грамматика : единственное число, качественное прилагательное, неодушевленное, одушевленное, средний ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: полон лес Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ПОЛОН Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : полон, полона, полону, полоном, полоне, полоны, полонов, полонам, полонами, полонах Начальная форма ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: игра идет в одни ворота Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ИГРА Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное Формы : игра, игры, игре, игру, игрой, игрою, игр, играм, играми, играх Начальная форма ... Читать далее...
- Историческая проза Ю. Трифонова < p>Долгое время Юрий Трифонов верил в идеалы революции, видя в них благородное проявление человеческого духа, стремящегося к высшей справедливости. В то же время автора не могла не волновать проблема соотношения великодушной цели служения историческому прогрессу и средств такого служения, поднятая еще в XIX веке Ф. М. Достоевским в романе «Бесы». Так, он впервые зазвучала ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: нежный разобрать как часть речи Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : НЕЖНЫЙ Часть речи : прилагательное Грамматика : единственное число, именительный падеж, качественное прилагательное, мужской род, неодушевленное, одушевленное Формы : нежный, нежного, нежному, нежным, нежном, нежная, нежной, нежную, нежною, ... Читать далее...
- Литературные произведения, возвеличивавшие и закреплявшие московские политические и церковные традиции Около половины XVI в. на московской почве начинает возникать ряд крупных по своим размерам литературных предприятий, ставящих себе задачей, путем подведения итогов прошлого с точки зрения официальной московской идеологии, во-первых, окружить ореолом это прошлое, во-вторых, показать непрерывность и преемственность культурно-политического и церковно-религиозного процесса в его развитии от начала русской государственности и русской церкви до тогдашней ... Читать далее...
- Сюжет повести Трифонова «Дом на набережной» Своеобразным завершением «московского» цикла произведений стала повесть Трифонова «Дом на набережной» (1976), которая благодаря своей бескомпромиссности и хоть и завуалированной, но все же достаточно ощутимой антисталинской направленности, стала одним из наиболее резонансных произведений советской литературы 70-х гг. В произведении писатель изображает судьбу Вадима Глебова, известного критика и эссеиста, который пользуется всеми теми благами, которые предоставляла ... Читать далее...
- Биография Юрия Трифонова Краткая биография Юрия Трифонова Юрий Валентинович Трифонов — советский писатель, мастер «городской» прозы. Родился 28 августа 1925 года в Москве в семье профессионального революционера и детской писательницы. Родители были репрессированы, когда мальчику было двенадцать лет, а он в школе стал «сыном врага народа» и впоследствии не мог поступить ни в один вуз. По этой причине ... Читать далее...
- Московские музеи Льва Толстого Государственный музей Л. Н. Толстого — один из старейших литературных музеев России. Идея его создания возникла в дни прощания с гением русской литературы. Современники Толстого старались собрать и сохранить все, что было связано с его памятью. Необходим был центр, объединяющий общую работу. Таким центром стал музей Толстого. Он был основан на общественных началах, его коллекции ... Читать далее...
- Назовите известные вам московские адреса героев романа «Война и мир» Назовите известные вам московские адреса героев романа «Война и мир» Впервые в Москву мы попадаем в день именин матери и дочери Наталий. Дом графа Ростова, по словам Толстого, находился на Поварской. Судя по описанию, это был дом № 52. Это бывшая усадьба князей Долгоруких. Сегодня на этом доме можно увидеть мемориальную доску с такой надписью: ... Читать далее...
- Традиции русского реализма в творчестве Трифонова Трифонов неизменно подчеркивал свою приверженность традиции русского реализма: «Если говорить о традициях, которые мне близки, то, в первую очередь. Хочется сказать о традициях критического реализма: они наиболее плодотворны». Правда, далее Трифонов называет имена, которые с сегодняшней точки зрения воспринимаются как более близкие к модернизму, чем к реализму: «Среди советских писателей есть ряд замечательных мастеров, у ... Читать далее...
- Сочинение размышление: Читая повести Трифонова В повестях — «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971) — Трифонов, в сущности, продолжает исследование процесса погружения людей в болото повседневности и одновременно понижения планки нравственности. В «Предварительных итогах» центральный герой — профессиональный переводчик Геннадий Сергеевич — ради заработка вынужден переводить произведения национальных поэтов, убивая свой талант на то, чтобы какая-то бездарь могла самоутверждаться и ... Читать далее...
- Нравственные проблемы в повести «Обмен» Юрий Трифонов — сын профессионального революционера. В 1937 году отца арестовали. А сын закончил университет. Его первый роман «Студенты» получил Сталинскую премию. Это был традиционный для своего времени роман о веселой, насыщенной и интересной жизни. Затем Трифонов ломает свою стезю, уезжает на строительство Кайраккумского канала и героями его романов становятся необыкновенные люди и в то ... Читать далее...
- Городская проза в творчестве Ю. В. Трифонова В 60-70-х годах ХХ века в русской литературе возникло новое явление, получившее название «городская проза». Термин возник в связи с публикацией и широким признанием повестей Юрия Трифонова. В жанре городской прозы работали также М. Чулаки, С. Есин, В. Токарева, И. Штемлер, А. Битов, братья Стругацкие, В. Маканин, Д. Гранин и другие. В произведениях авторов городской ... Читать далее...
- Сюжетное своеобразие повести Ю. В. Трифонова «Обмен» В центре повести Юрия Трифонова «Обмен» — попытки главного героя, обыкновенного московского интеллигента Виктора Георгиевича Дмитриева, произвести обмен квартиры, улучшить свои жилищные условия. Для этого ему надо съехаться с тяжелобольной матерью, которая догадывается, что ей недолго осталось жить. Сын уверяет ее, что очень хочет жить с ней вместе, чтобы лучше заботиться о ней, но мать ... Читать далее...
- Внутренний мир главного героя < p>Павла Евграфовича Летунова, чей внутренний мир стремится раскрыть писатель, отличает богатая наблюдательность. Он удивительно сочно рассказывает о революции, также как и точно подмечает особенности современной жизни. Трифонову удалось очень верно передать старческую психологию героя: его одиночество после смерти жены, его раздражение окружающими. Например, в ответ на реплику дамы, заявившей, что ей нужен лишь дачный ... Читать далее...
- Сочинение по повести Юрия Трифонова «Обмен» Юрий Трифонов — сын профессионального революционера. В 1937 году отца арестовали. А сын закончил университет. Его первый роман «Студенты» получил Сталинскую премию. Это был традиционный для своего времени роман о веселой, насыщенной и интересной жизни. Затем Трифонов ломает свою стезю, уезжает на строительство Кайраккумского канала и героями его романов становятся необыкновенные люди и в то ... Читать далее...
- Биография Трифонов Юрий Валентинович (1925 — 1981) Трифонов Юрий Валентинович (1925 — 1981), прозаик. Родился 28 августа в Москве в семье профессионального революционера, который участвовал в вооруженном восстании в Ростове (прошел ссылку и каторгу), в организации в 1917 Красной Гвардии в Петрограде, в гражданской войне, в 1918 спасал золотой запас республики, работал в Военной коллегии Верховного суда. Отец был ... Читать далее...
- Основной смысл повести повести о Савве Грудцыне По своему стилю повесть о Савве Грудцыне представляет своеобразное совмещение элементов старой повествовательной, в частности житийной, традиции с элементами литературной новизны. Основной смысл повести — спасение грешника молитвой и покаянием. По традиции зачинщик всяческого зла и здесь — дьявол, побеждаемый вмешательством божественной силы. Поведение впавшего в грех человека — не столько следствие его природных индивидуальных ... Читать далее...
- Творчество и судьба Ю. В. Трифонова В конце 1990-х Трифонова называли властителем дум. В последнее десятилетие интерес к его творчеству несколько угас. Но в том и состоит судьба подлинного искусства, что оно пробивается и сквозь цензурные рогатки, и сквозь несправедливое забвение и равнодушие. В 1999 г. состоялась первая международная конференция, посвященная творчеству Ю. Трифонова, талантливейшего русского писателя второй половины XX в., ... Читать далее...
- Трифонов Юрий Валентинович Трифонов Юрий Валентинович 1925 год — 1981 год Родился Юрий Валентинович 28 августа в 1925 году, в городе Москва, в семье партийного работника. Во время революции в 1905 году, отец Юрия начал революционную деятельность. А после октябрьской революцц, в 1917 году, он стал одним из организаторов Красной Армии. В 37-ом году его репрессировали. Свою семью ... Читать далее...
- Анализ повести «Обмен» Трифонова Ю. В «Обмен» Создавая в своем творчестве тип героя-интеллигента, Ю. В. Трифонов убедительно показывает как идеальное воплощение этого понятия, так и наличие героя-двойника, в котором на первый план проступает псевдоинтеллигентское начало. Повесть Ю. Трифонова «Обмен» поднимает социально-психологические проблемы. В ней звучит мысль о беспощадности жизни. В основе сюжета — бытовая семейная история. Главный герой произведения узнал о ... Читать далее...
- Сочинение на тему: Человек и История в рассказе Трифонова «Был летний полдень» Освобождаться от привычных стереотипов было непросто. Сам Трифонов, подобно своим героям, стремится обрести «самостоянье». Этим и объясняется тот напряженный поиск духовных координат, которыми отмечено творчество Трифонова в 60-е годы. Сферой поиска стала история. И это не случайно — для писателя, мыслящего социально, именно история служит опорой и источником для установления причин и следствий. Первым прямым ... Читать далее...
- Центральный конфликт в повести «Дом на набережной» Центральный конфликт этой повести ни в коем случае не сводим к обличению «мещанства». Как ни парадоксально, эта повесть о любви — любви Ольги Васильевны к Сергею. Всю свою жизнь она любила его, любила деспотически, отчаянно, боясь потерять, горестно переживая его неудачи, с готовностью ради его успеха сделать все и пожертвовать всем. Она навсегда оглушена этой ... Читать далее...
- Сочинение по повести Трифонова Ю. В. «Обмен» Создавая в своем творчестве тип героя-интеллигента, Ю. В. Трифонов убедительно показывает как идеальное воплощение этого понятия, так и наличие героя-двойника, в котором на первый план проступает псевдо интеллигентское начало. Повесть Ю. Трифонова «Обмен» поднимает социально психологические проблемы. В ней звучит мысль о беспощадности жизни. В основе сюжета — бытовая семейная история. Главный герой произведения узнал ... Читать далее...
- Раскройте смысл названия повести Ю. Трифонова «Обмен» Раскройте смысл названия повести Ю. Трифонова «Обмен». В своем сочинении подчеркните, что название повести, вышедшей в 1969 году, стало метафорой социально-психологических взаимоотношений в современном мире. В центре повествования оказывается семья Виктора Георгиевича Дмитриева, работника НИИ. Герой живет в коммуналке, его дочь Наташа вынуждена ютиться за занавеской. Вопрос о том, чтобы съехаться с матерью, не находит ... Читать далее...
- Изложение: Что собой представляет роман Трифонова «Утоление жажды»? Это какая-то очень странная гибридная жанровая структура, какая-то контаминация традиционного производственного романа соцреализма с «исповедальной повестью», новой жанровой формой, которая родилась в годы «оттепели». Что в этом романе от производственного романа? Сам материал — стройка канала в песках Туркмении, производственная среда, коллектив строителей, инженеры, экскаваторщики, бульдозеристы. Стандартные конфликты производственного романа — борьба между новаторами и ... Читать далее...
- Психологическая мотивировка повести «Дом на набережной» В повести «Дом на набережной» (1976) Трифонов словно бы собрал воедино многие свои находки прежних лет. Здесь господствует излюбленное Трифоновым повествование — «голос автора, который как бы вплетается во внутренний монолог героя. Но переплетение голосов автора и героя имеет предельно широкую амплитуду колебаний: от подчеркивания в речи повествователя даже временной, возрастной характерности речи героя, от ... Читать далее...
- Сочинение с элементами изложения повести Бунина «Суходол» В 1911 -1913 годах расширяется диапазон художнического видения Бунина. Он все шире охватывает различные стороны русской действительности. В его произведениях изображается и вырождение дворянства («Суходол», «Последнее свидание»), и уродливость уездного мещанского быта («Хорошая жизнь», «Чаша жизни»), присутствует и тема любви как пагубной и непобедимой страсти («Игнат», «При дороге»). В обширном цикле рассказов о крестьянстве («Веселый ... Читать далее...
- Романтизм и ирония в «Повести Белкина» А. С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» состоят из 5 повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», » Станционный смотритель «, «Барышня-крестьянка». Пушкин взял для повести самые типичные романтические сюжеты, которые и в наше время вполне могут повториться. «Повести Белкина» задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. Его герои изначально попадают в ситуации, где присутствует слово «любовь». Они уже ... Читать далее...
- Почему мне нравятся повести Паустовского? Константин Паустовский пишет художественное произведение, а не подробную биографическую анкету; он подчиняет отбор впечатлений, их трактовку собственным представлениям о целях творчества. Оттого он так равнодушен к хронологии, к строгой последовательности событий и так неравнодушен к лирическим размышлениям и воспоминаниям, прямо не связанным с действием и, как иногда кажется, более близким к новеллам «Золотой розы». Таковы, ... Читать далее...
- «Повести Белкина» Пушкина как начало русской реалистической прозы За кажущейся фабульной простотой «Повестей Белкина» скрывается сложнейшее сюжетное построение. Об этом писал еще Эйхенбаум Б. Пушкин не анализирует психологию героев, не делает душу героя объектом анализа. Мы не найдем в «Повестях Белкина» длинных внутренних монологов, вскрывающих мучительные внутренние размышления и переживания. Но полнота психологической обрисовки героев от этого отнюдь не страдает. Сложный внутренний мир ... Читать далее...
- Анализ повести А — С — Пушкина Капитанская дочка (Сочинения, ЕГЭ) Подготовка к ЕГЭ: Анализ повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (Сочинения, ЕГЭ) Пушкин написал произведение «Капитанская дочка» в форме воспоминаний. По жанру «Капитанскую дочку» можно отнести к исторической повести. Произведение состоит из четырнадцати глав, каждая из которых носит свое называние и начинается с эпиграфа. В основу «Капитанской дочки» легко историческое событие — это восстание под ... Читать далее...
- Хронология творчества Юрия Трифонова Трифонов родился в семье известного партийного и военного деятеля времен СССР Валентина Андреевича Трифонова. С 1932 г. семья Трифонова проживала в знаменитом Доме Правительства, которое со временем писатель опишет в своей известной повести «Дом на набережной». Со второй половины 30-х гг. семья Трифонова попала под шквал сталинских репрессий. В 1937 г. был арестован и расстрелян ... Читать далее...
- Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В. Н. Распутина «Прощание с Матерой») Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой»(1976) описывает, казалось бы, самую обычную ситуацию — затопление маленькой старинной деревни на Ангаре. Но этот единичный случай приобретает в повести философский, общечеловеческий смысл. В произведении автор пытается найти решение многих проблем: судьба «малой родины», проблема взаимоотношений человека и природы, спор поколений, раздумья о нравственной судьбе народа. Социально-философский смысл повести ... Читать далее...
- «К чему ни обратись в нашей литературе — всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории» В. Г. Белинский (По творчеству Н. М. Карамзина) 1. Становление литературной деятельности. 2. Начало русской сентиментально-романтической прозы и поэзии. 3. Новаторство Карамзина и его значение для русской литературы. Н. М. Карамзин появился на свет в семье симбирского дворянина и провел свое детство в деревне, располагающейся на берегу Волги. Будущий литературный деятель получил замечательное образование в пансионе Шадена, профессора Московского университета. Еще будучи студентом, ... Читать далее...
- Образ рассказчика в повести Пушкина «Выстрел» Повесть «Выстрел» отличается многоуровневой композицией, которую создают несколько рассказчиков и сложно построенный сюжет. Сам А. С. Пушкин находится на верхней ступени композиционной лестницы. Но право стать автором он как бы передает Ивану Петровичу Белкину, именно поэтому и называет свои сочинения, куда входит и «Выстрел», «Повестями Белкина». Содержание повести было передано ему людьми, которые были свидетелями ... Читать далее...
- Лирические повести Пришвина «Родники Берендея», первая часть «Календаря природы» (1925 — 1935), посвящены самому светлому и поэтическому времени года — весне, их главным героем является «сама земля». На фоне лирических весенних пейзажей запечатлены события личной жизни писателя, представлена окружающая действительность. Эта книга, как и многие другие, создана на основе дневников писателя, которые он вел на протяжении почти всей ... Читать далее...
- Анализ произведения повести Гробовщик, Пушкин Анализ произведения Повесь «Гробовщик» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году и вошла в цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Она является третьей в цикле и отличается сюжетно-композиционным своеобразием. Из военного и помещичьего мира автор переносит читателей в мир мелких московских ремесленников. Произведение отчетливо поделено на три части: реальность, сон и возвращение в реальность. ... Читать далее...
«Московские повести»