Московская тема в творчестве Цветаевой М. И

Марина Цветаева родилась и выросла в Москве и всегда считала себя частью города. Для нее этот город – воплощение гармонии. В стихотворении “Домики старой Москвы” он предстает как символ прошедшего.

Появляются слова, передающие очарование старых времен: “вековые ворота”, “потолки расписные”, но старые домики исчезают, “точно дворцы ледяные по мановеныо жезла” – без них город беднеет. Облик Москвы в ранней поэзии Цветаевой чист и светел. Но с изменением жизни меняется и город.

Недолгое путешествие в Петроград

зимой 1915/16 года позволило Цветаевой осознать себя именно как московского поэта, взглянуть на родной город другими глазами. Так появился знаменитый цикл “Стихи о Москве”. В нем город показан как сердце родины:
– Москва! – Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси – бездомный.
Мы все к тебе придем.
Москва здесь предстает центром русской духовности. Это в первую очередь связано с православными образами: свечи, купола, Иверская, колокола. Сердце города – вера (“Иверское сердце/ червонное горит”),
В “Стихах о Москве” главный цвет – красный в сочетании с золотым
и синим. В народной традиции этот цвет неизменно означал красоту. Поэтому в описаниях Москвы Цветаева использует слова, обозначающие различные оттенки красного: “червонный”, “багряный”.

В стихотворении “Над синевою подмосковных рощ…” (1916) Москва – город церквей, “сорока со-роков”. Звон колоколов перекликается со звуками природы. Звук колокольного звона – голос города: “У меня в Москве – колокола звонят!” (“Стихи к Блоку”), Этот голос утверждает первенство Москвы перед всеми другими городами: “Пока они гремят из синевы – / Неоспоримо первенство Москвы”.

Странники в стихотворении – воплощение святости, неразрывно связанной в творчестве Цветаевой с Москвой. Повторы в стихотворении передают ритм движения странников-праведников:
Бредут слепцы калужскою дорогой, –
Калужской – песенной – прекрасной, и она
Смывает и смывает имена
Смиренных странников, во тьме поющих Бога.
“Над синевою подмосковных рощ…”, 1916
Странничество для Цветаевой имеет особое значение. Это путь служения Богу, самоотречения. И героине свой путь в будущем видится именно таким:
И думаю: когда-нибудь и я,
Устав от вас, враги, от вас, друзья,
И от уступчивости речи русской, –
Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь, и тихо тронусь в путь
По старой по дороге по калужской.
Очень скоро поэтессе пришлось увидеть другую Москву – нищую, разоренную. Об этом она напишет в сборнике “Лебединый стан”, в других произведениях того времени.
В цикле “Москве” (1917) она обращается к родному городу:
– Голубочки где твои? – Нет корму.
– Кто унес его? – Да ворон черный.
– Где кресты твои святые? – Сбиты.
– Где сыны твои, Москва? – Убиты.
“Гришка-Вор тебя не ополячил…”
Особенность цветаевского изображения Москвы в постоянном подчеркивании своего права на город – “моя Москва”, “мой град”, “мой Кремль”, “у меня в Москве”. Создается ощущение, что речь идет о родном доме. В цикле “Стихи к Блоку” она сопоставляет “ее” Москву с “его” Петербургом, и Москва представляется только ее городом:
У меня в Москве – купола горят!
У меня в Москве – колокола звонят!
И гробницы в ряд у меня стоят, –
В них царицы спят и цари.

Цветаева часто сталкивает в своих стихотворениях две столицы, и противоречие между Москвой и Петербургом у нее выглядит как противоречие между русским, исконным, православным началом и европейским, новым, холодным, чужим. В конечном счете это противостояние женского и мужского. Москва – город, “отвергнутый Петром”, и она сравнивается с отвергнутой женщиной:
Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.
“Над городом, отвергнутым Петром…”, 1916

В цикле “Стихи к Блоку” поэтесса утверждает, что два города не могут сойтись, их противоречия слишком глубоки:
И проходишь ты над своей Невой
О ту пору, как над рекой-Москвой
Я стою с опущенной головой,
И слипаются фонари.
Всей бессонницей я тебя люблю,
Всей бессонницей я тебе внемлю –
О ту пору, как по всему Кремлю
Просыпаются звонари…
Но моя река – да с твоей рекой,
Но моя рука – да с твоей рукой Не сойдутся,
Радость моя, доколь Не догонит заря – зари.
“У меня в Москве – купола горят!..”, 1916
Москва для нее – столица, святыня, воплощение России. А Россия, родина – то, без чего немыслима жизнь: “Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови. Не быть в России, забыть Россию – может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя.

В ком она внутри, – тот потеряет ее лишь вместе с жизнью”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Московская тема в творчестве Цветаевой М. И