Морис Дрюон: французский писатель, драматург, эссеист

Популярность писателю принесла серия исторических романов “Проклятые короли”, в которых Дрюон обращается к далекому периоду французской истории, к XIV веку, периоду, когда были заложены основы французского абсолютистского государства. События середины XX ст. были настолько поучительными, что обращение к прошлому стало необходимостью. Исторический сюжет дает возможность писателю на реальной основе, которую дают ему конкретные факты прошлого, передать свое видение человеческой сущности, свое представление о человеке.

Для Дрюона

история – это средство ответить на важные вопросы современности, перспективы исторического и политического развития страны, проблемы места и роли человека в современном обществе.

Писатель ищет ответ на вопрос, который был актуальным во Франции 50-х годов XX ст.: какова роль личности в истории, какова диалектика отношений между личностью и массами, которая порождает исторические трагедии.

“Железный король” – первый роман серии, в котором главной фигурой является король Филипп IV Красивый, чье суровое и жестокое царствование отмечено желанием к национальному единству. Дрюон изображает сильные

характеры, раскрывает их в действии, в борьбе. Основным объектом борьбы для них является власть.

Разнообразные характеры королей и всех причастных к власти героев оценивает писатель, главным образом, исходя из способностей взвалить на свои плечи трагически тяжелую обязанность руководить, решать судьбу государства, судьбу людей. Всех правителей цикла “Проклятые короли” можно условно разделить на две группы – умные, деятельные, думающие о благе государства и никчемные, жалкие эгоисты, которые удовлетворяют лишь свои прихоти.

Дрюон в прологе к роману “Железный король” раскрывает на первый взгляд парадоксальное утверждение: при Филиппе Красивом – мудром, преданном своему ремеслу монарху Франция была великим государством, а французы самыми несчатсными из людей. Филипп IV с самого начала возникает перед нами как целенаправленный и жестокий властелин. Во имя торжества собственного принципа, как это было с тамплиерами, он соглашается осудить невиновных людей.

Роман “Историческая фреска” поднимает проблему власти, взаимоотношений короля и народа, нравственности исторической личности. В Великобритании второй половины XX ст. появилось немало ярких и самобытных авторов, которые заняли достойное место в истории мировой литературы. Это художник большого таланта, один из выдающихся сатириков XX ст., начал свой творческий путь после Первой мировой войны романами “Упадок и разруха” (1928), “Мерзкая плоть” (1930) – сатирическая зарисовка аристократической и университетской среды.

Наиболее ярко раскрывается талант И. Во в произведениях “Возвращение в Брайсхед” (1945) и трилогии “Почетный меч”. В произведениях И. Во нашли отображение главные черты его мировоззрения. С одной стороны, Дрюон критик политических и моральных настроений Великобритании, с другой – сторонник католицизма, он грустит за “доброй старой Англией”, ищет сопротивления в старой аристократии, ее идеалах.

Отсюда в его творчестве преобладают две линии – сатирическая и романтическая. Положительные герои воплощают моральную программу, близкую писателю, но достичь успеха, как правило, не могут и терпят поражение. Он использует разные средства комического: парадокс, иронию, гиперболу, гротеск.

Много произведений можно отнести к трагифарсу. Так, в основу романа “Незабываемая” (1948) был положен необыкновенный эпизод: молодой поэт сжигает в крематории для собак тело своей любимой, которая отравилась, и берет за это деньги у другого претендента на ее руку. Вместе с этим юноша совсем не скрывает своих чувств жалости и любви к “незабываемой”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Морис Дрюон: французский писатель, драматург, эссеист