Морально-философские, религиозные драмы
Глава 3. Педро Кальдерон и барокко
3.4. Морально-философские, религиозные драмы
К морально-философским, религиозным драмам относятся произведения Кальдерона, в которых решается наиболее актуальные вопросы о смысле существования человека, его целенаправленности. Наиболее значительными из данных драм по степени художественного выражения являются “Стойкий принц” и “Жизнь есть сон”.
Драмы можно назвать как религиозно-философскими, так и морально-философскими. Прежде всего указанные драмы являются плодом барочного мировосприятия.
Более того, в драме дана характеристика времени барокко. Изречение Паскаля не случайно содержит строки: “Ибо что такое человек во вселенной? Небытие в сравнении с бесконечностью, все сущее в сравнении с небытием, среднее между всем и ничем.
Он не в силах даже приблизиться к пониманию этих крайностей – конца мироздания и его начала, неприступных, скрытых от людского взора непроницаемой
В данных строках перед нами проступает характеристика человека начала 17-го столетия.
Драма “Стойкий принц” в точности передает то ощущение беспомощности, двойственности, что овладевало человеком в начале нового времени. Сюжет драмы, на первый взгляд, прост: португальцы во главе с доном Фернандо высадились на берегах Феса, разбили передовой отряд фесского царя, взяли в плен начальника вражеского войска – Мулея. Затем Фернандо его отпускает, так как тот оказывается безответно влюбленным (признается в любви к инфанте Феникс).
Фернандо сам томим любовью, поэтому понимает противника и отпускает Мулея. Затем события резко симметричны: в плену оказывается сам герой как заложник христианского мира, своего короля. Свою судьбу Фернандо решает сам, хотя посланец короля дон Энрике возвращается за героем.
Однако герой отказывается вернуться, т. к. иначе погибнет христианский город Сеута, который будет отдан магометанскому царю взамен его жизни. В этом случае Фернандо выбирает неволю и смерть в чужой стране.
В драме наблюдаются несколько художественных линий, изображая которые Кальдерон далеко перешагнул свое время: 1) это широкое понимание, осознание религии, которая больше, чем просто вера, это смысл жизни, образ жизни и формула жизни; 2) это характерная для исторического времени религиозное чувство, усиленное в драме лирическим планом – муками подавляемой любви к жизни; 3) перед нами стойкость человека избранной вере и выбранной судьбе.
Related posts:
- Определите и прокомментируйте главные морально-философские мотивы трагедии Вильяма Шекспира “Гамлет” Единение английской нации, духовный подъем, напряженность культурной жизни – при таких условиях на границе ХVI-ХVII ст. появилась в английской литературе величественная фигура Вильяма Шекспира. “Гамлет” – одна из известнейших трагедий великого драматурга. Исследователи творчества Шекспира утверждают, что в истории искусства нет другого примера такой стойкой и продолжительной популярности пьесы, как популярность “Гамлета”. Почти триста лет […]...
- Сложность сюжетного построения драмы Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.9. Сложность сюжетного построения драмы “Стойкий принц” В “Стойком принце” кроме заявленной одной сюжетной линии противостояние дона Фернандо фесскому царю и утверждение главным героем христовой веры, есть еще подсюжеты, которые осложняют природу драматического конфликта. Это пример того, что человек сам становится источником трагедийного начала. И в обрисовке такого образа […]...
- Морально-етичне виховання Основою морального виховання є етика. Етика (від гр. ethika – звичка, норов, звичай) – наука, об’єктом вивчення якої є мораль. Як філософська наука, етика уже з давньої доби відігравала роль “практичної філософії”. В етиці вирізняють два види проблем: по-перше, питання про те, як має поводитися людина (нормативна етика), і, по-друге, теоретичні питання про походження і […]...
- В чем смысл названия драмы по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Для каждого из героев гроза представляет собой абсолютно разные понятия. Для Катерины она – источник страхов, предвестник несчастья: “Гроза! Побежим домой! Поскорее!” Для Тихона гроза – это жизнь у матери, ее власть над ним, а точнее неволя: “Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах […]...
- Философские размышления в любовной лирики Ахматовой. Философские мотивы в поздней лирике Ахматовой Анна Ахматова не любила, когда ее называли поэтессой, она предпочитала слово “поэт”. Я считаю Ахматову именно Поэтом, Поэтом с большой буквы. Ахматовская лирика претерпела изменения по мере ее взросления, но некоторые темы возникают в ее стихах на протяжении всего творческого пути поэта. Лирика Анны Ахматовой начального периода – это лирика любовная. Лирическая героиня ее стихов […]...
- Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что значит быть хорошим сыном? Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что значит быть хорошим сыном? Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что значит быть хорошим сыном? Быть хорошим сыном – значит вести себя так, чтобы твоим родителям не было больно и стыдно за твои поступки. Также это означает, что твое поведение не должно приносить родителям лишних волнений и слез. […]...
- Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что важнее всего в человеке? Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что важнее всего в человеке? Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что важнее всего в человеке? Я считаю, что в человеке важнее всего – то, какой он в общении, какие у него мысли и представления о мире. Какой прок от денег, если у тебя нет любви к людям, сочувствия […]...
- Морально-етичні проблеми в оповіданні Є. Гуцала “Сім’я дикої качки” Непрості морально-етичні проблеми порушує Є. Гуцало в оповіданні “Сім’я дикої качки”. Ми знайомимося з його героями Тосею та Юрком і довідуємося, що вони встигли вже кілька разів посваритися й помиритися. Вже це підказує нам, що у кожного з них – свій характер, своя позиція та свій погляд на життєві ситуації. Тося прагне товаришувати з Юрком: […]...
- Религиозные мотивы в поэзии Богдана-Игоря Антонича “Его жизнь была короткая и высокая, как мост над узенькой штольней горной бездны. Тучи сомнения и уныния пеленали его не раз, но не помешали смелым мыслям философа и поэта переходить по нему, смотреть из него вокруг и искать взором днище мира”, – сказал о Богдане-Игоре Антониче Дмитрий Павлычко. Действительно, творчество Антонича – целостный, сложный и […]...
- Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что на мой взгляд важнее всего в человеке? Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что на мой взгляд важнее всего в человеке? Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что важнее всего в человеке? Что важнее всего в человеке, например, в современной девушке? Многие девчонки думают, что красота, фигура, привлекательность. Отчасти это верно. Но все это не самое главное! Самое важное – то, что […]...
- Религиозные и мистические мотивы в романе Гончарова “Обрыв” Обострение идейной борьбы в 60-е годы, неприятие романистом материалистических и революционных идей демократов, их трактовки женского вопроса, а также ряд внешних обстоятельств внесли существенные изменения в первоначальный план “Обрыва”. Поведение и понятия Волохова приобрели идеологическую подоплеку “новой правды”, чуждой уже не только традиционно мыслящей помещице Бережковой и художнику-идеалисту Райскому, но в своей основе и Вере. […]...
- Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что значит быть хорошей дочерью? Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что значит быть хорошей дочерью? Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что значит быть хорошей дочерью? Чтобы стать хорошей дочерью, нужно приложить совсем немного труда. Всего-навсего стараться не расстраивать своих родителей, приносить им поменьше страданий и волнений. Как этого добиться? Во-первых, нужно всегда помнить, что родители переживают за тебя: […]...
- Религиозные представления человека 12 века на примере поэмы “Слове о полку Игореве” В наше время можно встретить огромное количество разнообразных литературных произведений. Одни из них большого объема, другие – наоборот, маленького. У одних известен автор, а у других нет. Правда, произведения с неизвестным автором – редкость. Одним из них является, например, “Слово о полку Игореве”. ” “Слово о полку Игореве” – памятник, написанный вскоре после похода Игоря […]...
- “Разбойники”, анализ драмы Шиллера История создания Драма Шиллера “Разбойники” закончена в 1781 г. Шиллер только окончил курс Военной академии в Штудгарте, а драму написал, еще обучаясь в ней. Молодому писателю пришлось издавать драму за свой счет, потому что ни один издатель в Штудгарте не захотел ее печатать. Зато ее взялся поставить директор Майнгемского театра барон фон Дальберг. Премьера состоялась […]...
- Сюжетная идея драмы Блока “Роза и Крест” Исходный пункт художественной идеи драмы “Роза и Крест” – синтетическая и в высшей степени сложная блоковская концепция сущности искусства и его роли в жизни, основанная на трагическом осознании противоречивости соотношения жизни и искусства – их неслиянности и нераздельности. Новый взгляд на отношения искусства и действительности и новые определения бытия искусства и художника являются теми художественными […]...
- Религиозные искания в поэзии Вячеслава Иванова Свечу, кричу на бездорожьи; А вкруг немеет, зов глуша, Не по-людски и не по-божьи Уединенная душа. Вяч. Иванов Поэзия символистов искала выхода в неземной воле. Известно, что поэты-символисты пытались представить себя некими жрецами, вступали в различные мистические общества. Зачисляли себя в ряды кто масонов, кто штейнеровцев, кто мартинистов. Вячеслав Иванов принадлежал, как известно, к одному […]...
- ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” В основе любого драматического произведения всегда лежит драматический конфликт – столкновение противоположных идей, взглядов, нравственных принципов, характеров. Существует такой конфликт и в драме А. Н. Островского “Гроза”. Однако в произведении Островского он приобретает необычайную многогранность и сложность. Дело в том, что, начинаясь с противостояния главной героини и окружающего […]...
- Героиня драмы О. Уайльда “Саломея” Пьеса была написана по-французски и позднее переведена на английский язык лордом А. Дугласом. Уайльд использует в драме библейский сюжет, рассказывающий о гибели Иоанна Крестителя. Принцесса иудейская Саломея влюблена в пленника, брошенного в темницу царя Ирода, – пророка Иоканаана (так назван автором Иоанн Креститель), но встречает только ненависть и презрение с его стороны. Капризная принцесса, привыкшая […]...
- Анализ драмы “Борис Годунов” План История создания трагедии Место и время произведения Конфликт в трагедии Реализм в произведении Видение автора Судьба произведения Жанр История создания. В декабре 1824 году Пушкин начинает работу над трагедией “Борис Годунов”. В размышлении над актуальными проблемами современности Александр Сергеевич нацеливает свое внимание на один из самых драматических периодов новейшей истории России – время правления […]...
- Для учителя: один из возможных вариантов анализа драмы “Гроза” В основе драмы “Гроза” лежит столкновение бесправных и угнетенных с купцами-самодурами. Этот конфликт слагается из ряда частных конфликтов (столкновение Катерины и Кабанихи, Бориса и Дикого, Кулигина и Дикого и т. д.). Однако ведущим в развитии действия является столкновение Катерины с “темным царством”. С ним соотнесены, ему подчинены остальные конфликты, что придает всей пьесе стройность и […]...
- Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему в публицистическом стиле Цели : формировать умение составлять связные высказывания публицистического характера на морально-этическую тему. Оборудование: высказывания Д. Лихачева, Л. Кассиля, А. Суркова. Тип урока : урок применения знаний и формирования умений. Ход урока I. организационный этап II. Актуализация опорных знаний Беседа – Что такое духовная культура? – Как связаны между собой понятия “духовность” и “счастье”? – В […]...
- Анализ драмы А. Н. Островского “Гроза” Драма “Гроза” – вершина творчества Островского. Впервые была опубликована в январском номере журнала “Библиотека для чтения” за 1860 год. Основная тема пьесы – борьба новых стремлений со старыми, консервативными устоями. Город Калинов и его обитатели. Город Калинов на Волге – собирательный образ волжских городов – хранителей традиций русского уклада жизни. Вид далеких волжских берегов, открывающийся […]...
- Важнейшие обряды, религиозные действия верующих (в исламе), (вхристианстве) Один из основных обрядов – суннат, т. е. обрезание. Мальчиков примерно в семилетнем возрасте, когда они считались уже выходящими из-под материнской опеки, подвергали этой операции, корни которой восходят, видимо, к обрядам инициации древних. Обрезание было известно семитским племенам с незапамятных времен и, как упоминалось, считалось важным обрядом у евреев, которые подвергали этой операции 8-дневных младенцев. […]...
- Морально-философского аспекты творчества Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 г. в Москве в семье капитана в отставке. Рано остался без родителей. Воспитывался бабушкой Е. Арсеньевой, которая дала ему разностороннее образование. Детство Лермонтова прошло в ее имении – с. Тарханы (Пензенская область), где будущий поэт наблюдал картины крестьянского быта и сельской природы, прислушивался к народной песне, рассказам о […]...
- Смысл названия драмы “Гроза” После выхода из печати и постановки драмы Островского “Гроза”, современники видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране рабства, крепостного права. В центре пьесы – общественно-политический конфликт: хозяев жизни, представителей “темного царства” с их жертвами. На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая […]...
- Смысл названия драмы А. Островского “Гроза” После выхода из печати и постановки драмы Островского “Гроза” современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране крепостного права. В центре пьесы – общественно-политический конфликт: конфликт хозяев жизни, представителей “темного царства”, с их жертвами. На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая […]...
- План сочинения: Религиозные мотивы и образы в поэзии Заболоцкого Религиозные мотивы и образы в поэзии Заболоцкого Мысли о религии, о Боге едва ли не самые потаенные и сокровенные в поэзии Заболоцкого. Начало этим размышлениям положено уже в “Столбцах”. Религиозные мотивы выполняют в поэзии Заболоцкого несколько задач: а) библейские образы и ситуации, особенно в ранних произведениях, часто создают отдаленный фон вечности, на котором происходит поэтическое […]...
- История создания драмы Шиллера “Разбойники” Над первой драмой “Разбойники” Шиллер начал работать, еще находясь в академии. В 1781 г. драма была завершена, а 13 января 1782 г. “Разбойники” были впервые показаны на сцене Мангеймского театра. Спектакль имел колоссальный успех среди зрителей. Потом были триумфальные спектакли во многих других городах Германии. Несмотря на то, что постановщики нередко на собственное усмотрение или […]...
- Анализ драмы Фридриха Шиллера “Вильгельм Телль” Сюжет драмы “Вльгельм Телль” Шиллеру подарил Гете. В произведении рассмотрен самый драматический период из истории Швеции – ее борьбу в XIV веке за независимость от австрийских захватчиков, в частности восстания нескольких швейцарских кантонов под командованием Вильгельма Телля. Кстати, участие Гете в создании этой драмы упомянутым “подарком” не ограничивается: он подсказывал Шиллеру некоторые сюжетные ходы, особенности […]...
- Образ Робинзона. Какова его роль в композиции драмы “Бесприданница”? История этого героя драмы Островского очень выделяется из всех остальных. Робинзон – настоящее имя Счастливцев, путешествуя на пароходе, напился вместе со своим другом – Непутевым и капитан выбросил их на остров. Опят же хочется заметить, что Островский не случайно выбирает для своих героев говорящие имена. Когда Паратов проплывал мимо, он решил взять Счастливцева – актера, […]...
- Философские вопросы в драме “Жизнь есть сон” В пьесе “Жизнь есть сон” внедрены ведущие мировоззренческие и художественные принципы и черты барокко. Прежде всего это неограниченная универсальность, космические масштабы, которыми свободно оперирует Кальдерой. Так, изображая ужасное затемнение Солнца (как зловещее увещевание, лихой знак), что было в самый раз в день рождения Сехисмундо, кисть художественного воображения драматурга делает воистину грандиозные мазки, назначая на роль […]...
- “Мария Стюарт” и теория аналитической драмы В “Валленштейне” наглядно обнаружилось основное противоречие творческого метода Шиллера в драматургии классического периода. С одной стороны, \) поэт с большой реалистической силой изображал объективную сущность социально-исторического конфликта, но с другой – он же искал субъективного объяснения трагической коллизии в борьбе этических начал. Это смещение центра тяжести имело своим источником то, что Шиллер, силою известных нам […]...
- “Эрнани”, художественный анализ романтической драмы Виктора Гюго Романтическая драма “Эрнани” была написана Виктором Гюго в начале осени 1829 года, после запрещения постановки “Марьон Делорм”. На сцене она появилась в феврале 1830 года, за несколько месяцев до знаменитой Июльской революции. В предисловии к драме Гюго сравнил романтизм с политическим Либерализмом, завоевав тем самым в начале внимание, а затем и любовь публики. В центре […]...
- Конспект урока в 9 классе “Российская семья. Условия создания семьи. Морально-этические нормы взаимоотношений в семье” Тема: ” Российская семья. Условия создания семьи. Морально-этические нормы взаимоотношений в семье “ Цель: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений, проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития; воспитывать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье. Задачи: I. Образовательные: 1)изучить понятия семьи и брака; 2)выявить функции и отношения […]...
- Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. В чем ценность человеческой жизни? Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. В чем ценность человеческой жизни? Ценность человеческой жизни, по моему мнению, самым тесным образом связана со смыслом жизни. Уяснив для себя этот смысл, мы легче можем представить себе ценность нашей и любой другой жизни. Я, например, недавно открыл для себя если не сам смысл жизни, то те основы, из […]...
- В чем причина драмы Катерины в пьесе Островского “Гроза”? “Гроза” Островского – произведение сложное и многогранное, допускающее различные трактовки и толкования. Даже жанр этой пьесы определяется по-разному: ее называют то драмой, то народной трагедией в зависимости от того, как понимается конфликт, лежащий в ее основе. Если рассматривать его как внутрисемейный, бытовой, то причина драмы Катерины очевидна: жена изменила мужу, в чем сама и призналась […]...
- Уроки (развитие связной речи) Статья в газету на морально-этическую тему Цель уроков: формировать умение писать статью в газету. Материал для словарно-семантической работы: облагораживать, хранить человеческое достоинство. Основное содержание уроков. I. Ознакомление с особенностями статьи в газету как вида письменного высказывания. Отметить, что газетная статья – это рассуждение проблемного характера, с помощью которого автор стремится привлечь внимание читателя к какой-то важной, злободневной проблеме, убедить его в […]...
- Ігри морально-етичної спрямованості. Розділ “Хто ти такий” Хто ти такий ІНТЕРВ’Ю ІЗ САМИМ СОБОЮ Запропонуйте дітям записати три якості, яких їм дуже хотілося б позбутися. Потім з цих трьох якостей запропонуйте вибрати одну, найнеприємнішу, і поговорити з нею. Можна запропонувати дітям взяти інтерв’ю в цієї якості. Питання для інтерв’ю: Запропонуєте дітям розмовляти з цією якістю кожен раз, коли вона знову в них […]...
- Философские вопросы и их решение в поэме М. Ю. Лермонтова “Демон” В поэме Лермонтова “Демон” идет размышление над философскими вопросами. Главный конфликт в поэме – это противопоставление добра и зла, где Демон – “дух исканья”, индивидуум, который “сеял зло без наслажденья”, а Тамара – это “ангел земной”, “святыня добра, любви и красоты”. Это две противоположные личности. Увидев Тамару, Демон захотел “получить” ее, Ангел-хранитель пытается защитить девушку, […]...
- Сочинение с изложением сюжета драмы Шиллера “Разбойники” “Разбойники” – ярчайшее произведение немецкой штюрмерской драматургии, “пламенный дикий дифирамб, подобно лаве исторгнувшейся из глубины юной, энергической души” (В. Г. Белинский ). Конфликт этой драмы поляризован в фигурах двух братьев Моор – великодушного Карла и своекорыстного Франца. Карл – студент, увлеченный сочинениями древнегреческого историка Плутарха и мечтающий о республиканском строе, о возрождении античных добродетелей. Для […]...