Морально-этические уроки доброты в повестях Григора Тютюнника
Доброта, любовь, чуткость, порядочность, самопожертвование, – в наше время эти слова стали почти анахронизмами. Существует такая мысль, что общество деградирует из-за социально-экономических факторов. Но во времена войны были не лучшие условия жизни: человек мгновенно мог потерять все: родных, дом, и невзирая на это оставаться Человеком.
Ярким примером этому может служить Климко, главный герой одноименной повести Григора Тютюнника.
Парень, оставшись сиротой, рос у своего дяди Кирилла, который любил его и баловал как мог (привозил гостинцы
Но в чем же показывается и безграничная любовь Климка к людям? После смерти дяди его приглашали к себе жить чужие люди, однако он отказался, чтобы не обременять их. Но это пустяк по сравнению с тем, что обусловило
Парень пошел за солью в Славянск из Донбасса, чтобы потом выменять соль на еду для друга и его дедушки, а главнее всего, – на молоко для маленькой доченьки своей учительницы. То есть он отправился в опасное путешествие ради чужих людей! Что же, как ни любовь и беспокойство о судьбе близких могли заставить его это сделать?
Или потом, в Славянске, что мешало ему остаться у тети Марины, которая так уговаривала его стать ее названным сыном? Не чувство ли обязанности и ответственности за судьбу ближних толкало его в обратной путь, любовь и беспокойство о тех, которые ожидают его и ждут то, что он принесет, как спасение. И потому парень даже не дождался полного выздоровления – отправился в дорогу.
И последний момент, когда Климко видит родной город и спешит домой, на пути ему встречается солдат, преследуемый немцем с пулеметом. И в это время, как и раньше, парень не думает об опасности для своей жизни, он указывает направление, где солдат может спрятаться.
Немногим по силам взять на себя тот крест, который с достоинством пронес герой повести. Пойти на самопожертвование, не задумываясь, ради чужих людей – поступок героический, на который способен далеко не каждый, а вот делать добро, обнаруживать чуткость и порядочность, – это то, к чему должен стремиться каждый человек.






Related posts:
- Утверждение доброты, правды и милосердия в творчестве Григора Тютюнника Все произведения Григора Тютюнника объединяет идея гуманизма, высокий идеал простого человека, который, живя в сложных социальных и материальных обстоятельствах, без достатка, исповедует святые законы народной морали, правды и милосердия. Все написанные этим прекрасным мастером слова поместились в двух томах. Кажется, немного. Однако ценность литературного наследия художника определяется не объемом, а содержанием, потребностью в его книгах. […]...
- Уроки доброти, чуйності, турботи про рідних у повісті Гр. Тютюнника “Климко” Повість Гр. Тютюнника “Климко” переносить нас у тяжкі часи фашистської окупації України, відкриваючи дещо призабуту сторінку нашої історії. Климко, головний герой твору, йде за багато кілометрів про сіль, шоб потім продати її та врятувати від голоду улюблену вчительку з донькою-немовлям і себе з другом. Він іде дорогами війни, сповненими небезпек, перемагаючи в собі страх, перемагаючи […]...
- Тематика новелл Григора Тютюнника Новелла – любимый жанр писателя Григора Тютюнника. Григор Тютюнник считал, что новелла стоит к поэзии ближе всех. Поэтому большинство его произведений – это небольшие рассказы. В короткой новелле он умел полно раскрыть внутреннее состояние героя. Современное село – глубочайшая боль писателя. Его герои до последних дней ждать освобождения от своего рокового одиночества. Хотя именно это […]...
- Сочинение рассуждение уроки фпанцузского – уроки доброты. Из рассказа распутина уроки французского Уроки французского”Рассказ В. Г. Распутина, написанный в недалеком, но уже столь непонятном для нас, нынешней молодежи, прошлом, порой трогает до слез своей бесхитростностью и чистотой. Совершенно правдиво и глубоко психологично выписаны персонажи с их упрямством и глубочайшей любовью к человеку; Лидия Михайловна, в которой так неожиданно сочетаются детская непосредственность и умение принимать сложные решения; главный […]...
- Сочинение на тему “Утверждение доброты в творчестве Григория Тютюнника” Все произведения Григора Тютюнника Объединяет идея гуманизма, высокий идеал простого человека, который, живя большей частью в сложных социальных и материальных обстоятельствах, без благосостояния, исповедует святые законы народной морали, правды и милосердия. Все написанное этим прекрасным мастером слова уместилось в двух томах. Кажется, немного. Однако ценность литературного наследия художника определяется не объемом, а содержанием, потребностью в […]...
- Конспект урока в 9 классе “Российская семья. Условия создания семьи. Морально-этические нормы взаимоотношений в семье” Тема: ” Российская семья. Условия создания семьи. Морально-этические нормы взаимоотношений в семье “ Цель: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений, проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития; воспитывать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье. Задачи: I. Образовательные: 1)изучить понятия семьи и брака; 2)выявить функции и отношения […]...
- Нужно сочинение на тему уроки доброты. Рассказ распутина – уроки французского Распутин: “Уроки французского” Каждый из нас проводит за школьной партой 11 лет. Много знаний мы получаем за это время, некоторые мы забываем, некотрые совсем немного помним, но есть еще уроки, которые запоминаются на всю жизнь. Так и произошло с героем повести В. Распутина “Уроки французского”. Этот мальчик из бедной семьи был целеустремлен, имел большую тягу […]...
- Сочинение на тему: Уроки доброты в рассказе Уроки французского, Распутин Уроки доброты Рассказ Валентина Распутина “Уроки французского” – это, в первую очередь рассказ о человеческой доброте. В нем автор рассказывает о своих нелегких школьных годах, проведенных вдали от дома и об учительнице французского языка, которая навсегда осталась в его памяти как символ доброты. Рассказ ведется от лица одиннадцатилетнего Мальчика, который вынужден уехать из родной деревни […]...
- Сочинение Уроки доброты в рассказе Уроки французского Распутина Валентин Распутин известный писатель. Он написал множеств поучительных произведений. Одним из них является наполненное добротой произведения “Уроки французского”. Распутин написал рассказ о бедно живущем мальчике и доброй учительнице, готовой помочь. В произведении автор заключил несколько уроков доброты, примеры нравственности и просто хороших людей. Бедного пятиклассника так называемые друзья предали сразу же, после его несколько побед […]...
- Уроки доброты (По рассказу В. Г. Распутина “Уроки Французского”) В деревне, где жил мальчик, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В одиннадцать лет у него началась самостоятельная жизнь. В райцентре, из-за того, что раньше он не отлучался из дома, возникла сильная тоска по дому и по семье. На мальчика возлагалась большая ответственность, он должен был хорошо […]...
- Конспект по произведению уроки доброты Цель: нравственное воспитание детей, учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе, развитие связной речи, работать над выразительностью речи, продолжать знакомить со стихами поэтов о добре и зле. Предварительная работа: знакомство с произведением В. Катаева “Цветик – семицветик”, пересказ, словесное рисование, рассматривание иллюстраций к произведению, заучивание стихов, поговорок о доброте Материал к занятию: Цветик […]...
- Уроки доброты (по рассказу “Конь с розовой гривой”, Астафьев) Рассказ Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой” погружает читателя в легкий и волнующий мир детства. Сюжет рассказа реалистичен от начала и до конца, однако читателя не покидает ощущение сказки, волшебства происходящего. От первого до последнего слова повествование исполнено любви и доброты. Автор доносит до читателя идею о том, что самые важные в жизни уроки – […]...
- Сочинение Уроки доброты по рассказу Конь с розовой гривой Астафьева Рассказ ведется от первого лица, автор вспоминает события своего детства. Мальчишка отправился в лес с другими ребятами, чтоб насобирать ягод на продажу. Бабушка обещала ему после продажи ягоды на вырученные средства купить пряник “конем”. Такой пряник очень ценный, потому что его можно брать с собой на улицу, хвастаться перед другими, и он очень вкусный, все […]...
- Сочинение на тему: Уроки доброты в рассказе Конь с розовой гривой, Астафьев Уроки доброты Важное место в рассказе В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой” занимает тема доброты. Этот рассказ является автобиографическим и внесен в сборник “Последний поклон”. В нем автор повествует об одном происшествии из детства, которое осталось в его памяти на всю жизнь. Главный герой произведения, мальчик Витя, рано оставшийся без матери и воспитанный Бабушкой […]...
- Уроки (развитие связной речи) Статья в газету на морально-этическую тему Цель уроков: формировать умение писать статью в газету. Материал для словарно-семантической работы: облагораживать, хранить человеческое достоинство. Основное содержание уроков. I. Ознакомление с особенностями статьи в газету как вида письменного высказывания. Отметить, что газетная статья – это рассуждение проблемного характера, с помощью которого автор стремится привлечь внимание читателя к какой-то важной, злободневной проблеме, убедить его в […]...
- Нравственно-этические проблемы в произведениях Юрия Бондарева Какие уроки извлекло молодое поколение из пережитого и как воспримет оно представший взору разоренный войною мир, как сложится нравственное развитие еще юных, но в чем-то уже и “состарившихся” солдат, сержантов, офицеров? Как используют они в мирных условиях грозный и отрезвляющий опыт войны с самым циничным и бесчеловечным противником? На что нацелят теперь духовную силу и […]...
- ИДЕЯ ДОБРОТЫ И ЧУТКОСТИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА “ЦИФРЫ” ИДЕЯ ДОБРОТЫ И ЧУТКОСТИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА “ЦИФРЫ” 1 вариант В центре рассказа И. А. Бунина “Цифры” – непростые отношения между взрослыми и детьми. Это произведение призывает не омрачать бессердечием радостный мир детства. Взрослые, не желая выходить на улицу за карандашами и бумагой, обманули маленького мальчика и сказали ему, что все магазины закрыты: […]...
- Социально-философские, этические, эстетические искания Толстого В идейной борьбе 70-х годов проблема просвещения народа занимала едва ли не центральное место. Увлечение педагогикой было всеобщим, вопросы народного образования, подъема национальной культуры горячо обсуждались на страницах газет и журналов, в романах и повестях. Революционеры-демократы и народники, просвещая народ, готовили его к революции – исторически неизбежной, но в ту пору еще неосуществимой. Консерваторы, напротив, […]...
- Лирико-мистическая поэма Григора Нарекаци “Книга скорбных песнопений” Вардапет Григор, ученый монах Нарекского монастыря, поэт и мистик, автор толкования библейской “Песни песней”, а также гимнографических сочинений и похвальных слов Кресту, Деве Марии и святым, в “Книге скорбных песнопений” смиренно обращается к Богу “…вместе с угнетенными – и с укрепившимися, вместе с оступившимися – и с поднявшимися, вместе с отверженными – и с воспринятыми”. […]...
- Идея чуткости и доброты в рассказе Бунина “Цифры” В центре рассказа И. А. Бунина “Цифры” – непростые отношения между взрослыми и детьми. Это” произведение призывает не омрачать бессердечием радостный мир детства. Взрослые, не желая выходить на улицу за карандашами и бумагой, обманули маленького мальчика и сказали ему, что все магазины закрыты: “Уж очень не хотелось мне идти в город”, “Придет полицейский и арестует”, […]...
- Трогательная любовь и ад фашистского плена в повестях Василя Быкова В 1963 г. появилась повесть “Альпийская баллада”. В центре ее – самоотверженная и трогательная любовь, которой проходит через испытания в аду войны. Она становится основой раздумий писателя о жизни людей на войне. Главными героями произведения является молодой солдат-белорус Иван Терешко и девушка-итальянка Джулия. Они убегают в горы из концентрационного лагеря, расположенного где-то в австрийских Альпах. […]...
- Из зерна добра – цветок доброты Предварительная подготовка к уроку. Прочитать рассказы А. П. Платонова: “Юшка”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле” и другие рассказы по выбору учащихся. Индивидуально-групповые задания: иллюстрации к рассказу “Юшка”, ответы на вопросы, выразительное чтение эпизодов рассказов “Юшка”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”. Э п и г р а ф ы к у р о к у: …На […]...
- Роман Григория Тютюнника “Водоворот” Важным этапом является глубокое и сознательное восприятие творчества Григория Тютюнника. “Водоворот” – чрезвычайно серьезное явление в литературном процессе. Художественную ценность роман не потерял и сегодня. Учитель должен приложить максимум усилий, чтобы информация художественного типа не воспринималась учениками только на уровне фиксации факта. Для этого необходимо так проникнуть в художественную структуру произведения, чтобы возникли соответствующие мысли […]...
- Помогите написать сочинение на тему какие жизненные уроки извлек герой из произведения уроки французского Рассказы В. Г. Распутина отличаются удивительно внимательным и бережным отношением к человеку, к его нелегкой судьбе. Произведения писателя увлекают нас интересными подробностями внутренней жизни обыкновенного, скромного, почти незаметного человека. Автор рисует образы простых людей, которые живут обычной жизнью с ее печалями и радостями, в постоянном труде и заботах. В то же время он раскрывает перед […]...
- Новела Гр. Тютюнника “Зав’язь” Мудрий дід Лаврін попереджує недосвідченого онука: ота Соня – то “…дівка з тієї куряви, що чорти на дорогах крутять!” Він застерігає, що коли Микола візьме собі за жінку оту прояву, то кислички йому не лише “снитимуться, а й привидяться”. Це дідове застереження парубок згадує, коли дівчина підмовляє його подивитися на сніг у глибокому проваллі. Там […]...
- Проблема доброты в жизни и в литературе (Аргументы ЕГЭ) Мне кажется, что люди не до конца понимают, что такое доброта. Они с удовольствием смотрят ролики в интернете о добрых поступках, ставят плюсики под милыми картинками, но на этом все и ограничивается. Такая ситуация плачевна. Но ее можно исправить. Что же такое доброта? Я считаю, что это жертвенность. Ты не просто делаешь что-то на благо […]...
- Сочинение-размышление на морально-этическую тему Что может человеку доставить радость? Да что угодно! Голодному – кусок хлеба. Жаждущему – глоток воды. Бесприютному – кров для ночлега. Больному – здоровье. Бедному – богатство. Богатому – роскошь. Все в мире относительно, поэтому и чувство радости не всегда бывает долгим. Что такое радость? Это состояние души в определенный момент какого-либо события. Например, всем […]...
- Что такое нравственные уроки истории? На ход истории зачастую имеют непосредственное влияние нравственные качества людей, следовательно, осуществляя анализ исторических событий, важно с этим считаться. Бородинское сражение стало событием, заслуживающим внимания многих писателей. Сотни книг посвящены ему, каждую минуту этой драмы изучили до самых мелких деталей вдоль и поперек. Хотя существует один момент, который можно назвать таинственным, почти мистическим, и требующим […]...
- О повестях австралийских писателей Повестях австралийских писателей, дающих представление о своеобразии жизни и быта фермеров этого отдаленного континента в разные исторические периоды. Классик австралийской литературы Стил Радд переносит читателя в прошлое столетие. Сочетание реализма и юмора – характерная черта творчества Стила Радда. Настоящее имя писателя-Артур Хой Дэвис. Псевдоним же взят по фамилии его любимых героев. Радд происходит от слова […]...
- Сочинение на тему: Почему рассказ называется “Уроки французского”? в рассказе Уроки французского, Распутин Почему рассказ называется “Уроки французского”? Рассказ В. Г. Распутина впервые вышел в свет в 1963 году. Произведение считается отчасти автобиографическим, так как оно повествует о детских годах Мальчика из сибирской глубинки, который был вынужден жить и учиться вдалеке от дома. Так же прошло и детство писателя. О своей учебе в средней школе он решил написать […]...
- Мой друг Матрос. Рассказ на морально-этическую тему по собственному опыту Наш сосед Федор Иванович – моряк. Его долго не бывает дома; наверное, поэтому он одинокий. Я всегда воображал людей этой профессии с мужественной внешностью. Моряк далекого плавания – это человек высокий на рост, плечист, с крепкими мускулами, обветренным загорелым лицом. Она будто олицетворяет могущество морской стихии. И еще она должны обязательно жечь трубку. Внешность Федора […]...
- Комическое и трагическое в “Повестях Белкина” Нет ничего проще написанного, и в то же время нет ничего сложнее пушкинских “Повестей Белкина”. Удивительно, но спустя полтора столетия после их написания не умолкают споры о том, что перед нами литературная пародия или добродушный человечный сердечный “мир русской жизни”, изображенный под покровом иронии. Интересно, что чем больше перечитываешь “Повести Белкина”, тем сложнее они тебе […]...
- ЧУВСТВА ДОБРЫЕ Я ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛ (СОЧИНЕНИЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ТЕМУ ДУШЕВНОЙ ДОБРОТЫ РУССКОГО НАРОДА) (СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ТЕМУ ДУШЕВНОЙ ДОБРОТЫ РУССКОГО НАРОДА) О душевной доброте и отзывчивости русского человека говорили и писали многие русские и иностранные писатели, путешественники и философы. Большинство из них считали доброту одним из основных свойств русского народа вообще. Н. Лосский, например, писал, что русская доброта “поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью […]...
- Фантастическая мистерия в повестях “Роковые яйца” и “Собачье сердце” В середине 20-х годов в творчестве М. А. Булгакова наступает этап “фантастической” прозы. Это прежде всего повести “Роковые яйца” и “Собачье сердце” . Это уже не просто смех, не гротеск и даже не фантастика абсурда, это скорее абсурд фантастики. В них соединяются в одно неделимое целое сатира, гротеск, фантастика, рождается, можно сказать, новый жанр – […]...
- Литературная сказка – эпос доброты Литературная сказка, то есть сказка не фольклорная, а написанная определенным автором, во многом схожа с народной сказкой, даже если она не обращается к классическим сказочным сюжетам и обходится без привычных сказочных персонажей вроде бабы-яги, без чудес в духе скатерти-самобранки. И действие литературной сказки разворачивается чаще не в “некоем царстве, некоем государстве”, а в обычной квартире […]...
- Ігри морально-етичної спрямованості. Розділ “Хто ти такий” Хто ти такий ІНТЕРВ’Ю ІЗ САМИМ СОБОЮ Запропонуйте дітям записати три якості, яких їм дуже хотілося б позбутися. Потім з цих трьох якостей запропонуйте вибрати одну, найнеприємнішу, і поговорити з нею. Можна запропонувати дітям взяти інтерв’ю в цієї якості. Питання для інтерв’ю: Запропонуєте дітям розмовляти з цією якістю кожен раз, коли вона знову в них […]...
- Ігри морально-етичної спрямваності. Розділ “Кожна людина унікальна” ТАЄМНИЙ ДРУГ Запропонуйте дітям написати своє ім’я і прізвище на окремому аркуші і згорнути їхній так, щоб написане не можна було прочитати. Складіть згорнуті листочки в коробку і запропонуйте кожній дитині витягнути один з них. Попросіть дітей не розповідати, хто їм дістався на аркуші. Якщо хтось витягнув своє ім’я, він витягає аркуш знову. Поясніть дітям, […]...
- Сочинение на тему Романтизм и ирония в “Повестях Белкина” А. С. Пушкина “Повести Белкина” являются одним из лучших образцов реалистической прозы XIX века. Построены они довольно необычно: небольшие картинки из жизни имеют своеобразные романтические сюжеты, которые можно назвать “вечными”. На самом деле, Пушкин задумывал эти повести как пародию на жанр романтической литературы, и читатель всегда чувствует иронию авторапо отношению к сентиментальным переживаниям героев. Герои любой из пяти […]...
- Тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия В рассказе “Матренин двор” Солженицын выступает как писатель деревенской прозы. Его всегда волновала трагическая судьба русского крестьянства. В памяти у писателя хранились сотни историй из жизни сельских жителей. В произведении отчетливо звучит мотив поиска праведника, известный в русской литературе. Первоначальное название рассказа “Не стоит село без праведника” Солженицыну приказали заменить. Рассказ вышел под названием “Матренин […]...
- Произведение на морально-этическую тему в публицистическом стиле Семейная реликвия. Как-то днем во время каникул ко мне пришел мой товарищ Никита Бережной. Мы договорились пойти вместе на футбольный матч. Бабушка позвала нас к столу на чай с яблочным пирогом. Когда бабушка его ада, аромат был такой, что к форточке кухни слетелись, казалось, все осы нашего двора. Я заметил, что Никита время от времени […]...