Мораль сказок Андерсена

Мораль врастает в образную систему. По замечанию Н. А. Добролюбова, в сказках Андерсена “нет и малейшего резонерства. В этом-то и видно искусство и талант рассказчика: его рассказы не нуждаются в нравоучительном хвостике”.

Свинья-копилка, битком набитая монетами, гордится тем, что “денег у нее по горло и она может скупить все игрушки”. Но вот свинья упала со шкафа и разбилась вдребезги. “Все монеты и монетки разбрелись в разные стороны. А глиняные черепки от свиньи-копилки вымели вместе с мусором” (“Свинья-копилка”).

Штопальная

игла так благородна и так тонка, что не может найти достойного для себя места в жизни. Сломанная, заржавленная, никому не нужная, она очутилась в сточной канаве и все-таки продолжала восхвалять свое благородство и добродетели (“Штопальная игла”). Различные человеческие слабости и пороки, уродливые общественные отношения, порождающие эгоизм, корыстолюбие, сословные предрассудки, кажутся еще более нелепыми и уродливыми, когда они переносятся из действительности в условный, сказочный мир.

Высокомерные садовые цветы “чем меньше благоухали, тем больше важничали”. Где уж им заметить прижавшеюся

к изгороди маленькую, скромную ромашку! (“Ромашка”). “Важный, ученый, богатый” крот носит черную бархатную шубу, и “все закрома и подвалы у него полны мы полны”. Он живет в своей глубокой норе и больше всего ненавидит солнце (“Дюймовочка”).

Какой Переполох поднялся на птичьем дворе, когда туда затесался “гадкий утенок”! Его “клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все – и утки и куры”. На птичьем дворе существует свой, птичий этикет.

Самая жирная и самая знатная утка испанской породы носит на лапке красный лоскуток. “Это знак высшего отличия, какого только может удостоиться утка”. Изгнанный “артистократами” птичьего двора, гадкий утенок попадает в “мещанскую среду” – в общество господина Кота и госпожи Курицы, которые “всегда говорили: “Мы и свет!” – и считали себя половиной всего света, притом лучшей его половиной”. А потом гадкий утенок, заклеванный и затравленный, превращается в белоснежного лебедя…

В этой замечательной сказке содержится не только социальная аллегория, но и поэтическая исповедь самого Андерсена: рассказ о пережитых им невзгодах и унижениях.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мораль сказок Андерсена