Молодой Лермонтов-романтик



Молодой Лермонтов – романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника (“Нет, я не Байрон, я другой / Еще неведомый избранник”). Лермонтовский поэт – “как демон, с гордою душой”; он “меж людей беспечный странник, / Для мира и небес чужой” (“Я не для ангелов и рая…”). Поэт живет своими мечтами, своими страданиями, которые недоступны “толпе”:

Я сам собою жив доныне, Свободно мчится песнь моя… “Пускай поэта обвиняет…” (1831)

Но уже в ранний период творчества Лермонтов порой ставит под сомнение

правомерность противопоставления одинокого поэта “ничтожной толпе” людей.

Безумец я! Вы правы, правы! Смешно бессмертье на земле. Как смел желать я громкой славы, Когда вы счастливы в пыли? “Безумец я! Вы правы…” (1832)

Над поэмой “Демон” Лермонтов работал двенадцать лет. Первый вариант произведения создан им в 1829 году, последний (восьмая редакция) – незадолго до смерти.

Демон в христианской мифологии – злой дух, дьявол. Некогда он был ангелом (“Счастливый первенец творенья! / Не знал ни злобы, ни сомненья…”). За непокорность бог изгнал его из рая (“Давно отверженный блуждал

/ В пустыне мира без приюта…”).

Образ Демона и сюжет поэмы фантастичны. И, тем не менее, произведение связано с русской жизнью с литературными традициями 20-30-х годов.

Демон несколько сродни и Алеко, этому “вольному жителю мира”, и Онегину, томимому “душевной пустотой”.

Но “Демон” – не просто повторение того, что было открыто Пушкиным. Это – новый этап в развитии русского революционного романтизма. Лермонтов по-своему показал и оценил романтического героя-индивидуалиста. Демон разочарован во всем, что окружает его.

Гордый “дух изгнанья” равнодушно созерцает прекрасную природу.

И дик, и чуден был вокругВесь божий мир; но гордый духПрезрительным окинул окомТворенье бога своего, И на челе его высокомНе отразилось ничего.

Демон осуждает жизнь людей, презирает этот мир, в котором господствует насилие над человеческой личностью,

Где нет ни истинного счастья, Не долговечной красоты, Где преступленья лишь да казни, Где страсти мелкой только жить;Где не умеют без боязниНи ненавидеть, ни любить.

Мятежность, пафос отрицания, могучие душевные силы Демона – все это близко и дорого автору. Однако Лермонтов, поэтизируя героя, одновременно осуждает его. Он судит гордого Демона, который “все благородное и все прекрасное хулил”, – судит с передовых общественных позиций, с позиций подлинного гуманизма.

Бунт Демона лишен общественного содержания, стремления к положительному идеалу. Презрение и ненависть ко всему миру вытеснили из его души светлые чувства.

И все, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел.

Крайний эгоизм, непомерная гордость, презренье и ненависть – все это привело его к мучительному одиночеству, и мир для него стал “глух и нем”.

Чтобы жить полнокровной жизнью, надо не только ненавидеть, но и любить, не только отрицать, но и утверждать, ценить не только свою свободу, но и свободу других. Такова идейно-нравственная позиция автора. С этой позиции Лермонтов оценивает романтический индивидуализм.

Он вводит в поэму типично романтическую ситуацию: “царь познанья и свободы” очарован прекрасной Тамарой.

Тоску любви, ее волненьеПостигнул Демон в первый раз.

Демон зовет Тамару в “надзвездные края”, чтобы оттуда “без сожаленья, без участья / Смотреть на землю” жить “равно далеко от божества и от людей”, оставив “жалкий свет его судьбе”. Но вне общества нет покоя и счастья отдельной личности. Поэтому попытки примириться “с небом”, стремление “веровать добру” кончаются трагически.

И проклял Демон побежденныйМечты безумные свои, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселеннойБез упованья и любви!..


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Молодой Лермонтов-романтик