“Молодая Вена” – кружок Стефана Георге
В “кружок Стефана Георге”, по мнению его главы, должен был бы входить молодой поэт, близкий ему по духу. Георге долго уговаривал молодого поэта, но безуспешно, и свою роль в этом сыграли причины не только личного плана. Речь шла о Гуго фон Гофманстале, который, будучи еще гимназистом, обратил на себя внимание своими стихами.
Вскоре имя Гуго фон Гофмансталя начали связывать с группой поэтов, получившей название “Молодая Вена”, так как жили они именно в Вене. Впрочем, это обстоятельство было немаловажным, поскольку столица австро-венгерской
Если в Германии безудержный рост монополий, опирающихся на военный потенциал Пруссии, придавал опасную динамику процессу империалистического развития страны, то в Австро-Венгрии в этот же период усиливались застойные тенденции, порожденные обострением неразрешимых противоречий. Хотя и Австро-Венгрия была уже империалистической державой, однако в гораздо большей степени она являлась объектом немецких и французских интересов.
Социальные и политические антагонизмы порождали кризис за кризисом; принцип “живи одним днем” стал основой государственной политики.
Австрийская литература конца XIX – начала XX веков, опиравшаяся на самобытные исторические традиции, обрела новые, так сказать, европейские черты благодаря тому, что она восприняла ряд современных художественных течений, однако каждое из них было усвоено в своеобразной форме. В ней не получили широкого распространения ни натурализм, ни та или иная стилизация имперских амбиций. Писатели и поэты “Молодой Вены” были тесно связаны с культурной жизнью Германии, они печатались в крупных “имперско-германских” издательствах и не писали специально для австрийской читательской аудитории; и все же им все в большей степени удавалось выявить свою оригинальность за счет акцентирования отличий своей страны
И культуры от кайзеровской Германии. Подчеркивался контраст между Веной и Берлином; венские привычки, посиживая в кафе, “легко относиться даже к трудным проблемам” и “ни во что не вмешиваться” 19 полемически противопоставлялись прусскому пристрастию к строгому порядку и великогерман-ской мании величия.
Именно эти черты и легли в основу нового направления, зачинателями которого были литературный критик, новеллист и драматург Герман Бар, драматург и новеллист Артур Шницлер, автор импрессионистических зарисовок и афоризмов Петер Альтенберг (1859-1919), новеллист и драматург Рихард Бер-Гофман (1866-1945), Гуго фон Гофмансталь и – в несколько ином роде – шумный полемист Карл Краус. Продолжателями этого направления стали писатели младшего поколения Стефан Цвейг, Роберт Музиль, Йозеф Рот.