“Молодая Россия” в романах И. С. Тургенева
В романах “Рудин” , “Дворянское гнездо” , “Накануне” , “Отцы и дети” душевный склад Тургенева проявился с особой полнотой. Эти произведения посвящены русской молодежи, а значит, становлению характера и убеждений, выбору жизненному пути, осмыслению своего места в жизни, своего отношения к родному народу и человечеству и, конечно, любви: ею автор всегда испытывает своих героев. Во всех романах так или иначе возникает тема взаимоотношения поколений, которая имела для Тургенева острейшее личное значение и представлялась важнейшей
А в целом его романы представляют собою художественную историю “молодой России” второй половины XIX века.
Писателю был присущ не только постоянный интерес к молодежи, но и глубочайшая сердечная привязанность к ней. Автор как будто чувствует себя среди своих молодых героев примерно так, как это изображается в его романе “Рудин” .
Тургенев воссоздал здесь ту духовную атмосферу, в которой сложился он сам как писатель и человек и которая всегда чувствовалась и в его собственном облике, и в облике любимых его героев.
Тургеневу,
Но Тургенев понимал и нетерпеливое стремление молодежи к обновлению своей страны, ее возмущение крепостничеством, продажностью и произволом властей, ее боль за некогда могучую державу, оказавшуюся бессильной в защите своей независимости, как это произошло во время Крымской войны 1853-1856 гг.
Как раз в разгар Крымской войны был задуман писателем первый его роман – “Рудин” .
“Уступая некоторым другим произведения г. Тургенева в художественной выдержанности целого, “Рудин” должен быть поставлен, по глубине и живости содержания, им охватываемого, по силе и по самому характеру впечатления, им производимого, очень высоко,” – писал Н. А.Некрасов в своих заметках 1856 года.
Идея этого романа – показать тип некоторых людей, стоявших во главе умственного и жизненного движения, постепенно охватывавшего все более и более значительный круг в лучшей части общества. Эти люди имели огромное значение. Их нельзя не уважать, несмотря на все их недостатки. Их идеи не могли воплотиться в жизнь только по той причине, что не была готова еще почва для их осуществления.
Отрицательную сторону их воззрений и чувств прекрасно показал Тургенев. Не столь ясно и полно представлена им положительная сторона в типе Рудиных. Вероятнее всего, по мнению Некрасова, “произошло это оттого, что г. Тургенев, сознавая в себе очень сильное сочувствие к своему герою, опасался увлечения, излишней идеализации и вследствие того иногда насильственно старался смотреть на него скептически.
Оттого характер Рудина действительно не столь отчетливо представлен, как многие другие характеры той же повести”. Другие персонажи очерчены почти безукоризненно, а создание такого характера, как Лежнев, открывает ту сторону в таланте Тургенева, который “вообще не встречался в русских писателях последней эпохи”.
Ум, образованность, красноречие Рудина вначале поражают читателя. Его внешний облик, манера держать себя со “спокойствием и изящной учтивостью вызывает симпатию. Благородные идеи героя пленят душу семнадцатилетней Натальи Ласунской, дочери хозяйки имения, где гостит герой. Она обладает ясным умом, сильным характером, чуткой душой и жадно впитывает идеи добра и правды, проповедуемые Рудиным.
Ее образ открывает галерею обаятельных женских образов – “тургеневских девушек”.
Рудин не выдерживает испытание любовью. Первое же препятствие заставляет его принять малодушное решение: “покориться”.
Рудин не смог отстоять право на счастье, на любовь, но он выдержал другие испытания: он смог остаться честным бедняком, не расстался со своими убеждениями и до последней минуты стремился к деятельности, направленной на общее, а не на личное благо. Жизнь его не была бесполезной. Горячие речи Рудина будили мысль, волновали сердца его молодых слушателей. “Доброе слово – тоже дело”, – замечает один из героев.
Роман завершается сценой гибели Рудина. Он погибает с красным знаменем в руках на парижских баррикадах.
В “Рудине” и особенно в следующем тургеневском романе “Дворянское гнездо” поражает поразительная тонкость в изображении человеческой психологии. Тургенев полагал, что писатель должен быть психологом, но тайным. Можно представить, какое впечатление произвел роман на современников писателя, читая письмо М. Е.Салтыкова-Щедрина к П. В.Аннекову: “Я давно не был так потрясен, но чем именно – не могу дать себе отчета”.
Несчастье действует на людей различно, смотря по степени их ума и нравственных сил: одних оно убивает, повергает в апатию или ожесточает. Можно считать их людьми со слабой волей или слабым умом. К числу таких “жалких, больных людей” принадлежат все герои Байрона и его последователей.
Других же людей несчастье возвышает и очищает. Оно является толчком, заставляющим человека задуматься, “оглянуться на себя”. После такого толчка эти люди становятся терпимее к другим, понимают чужие страдания.
Несчастье становится для них школой, приобретенным опытом. Только таких людей можно назвать “людьми крепкими и нравственно здоровыми”. К числу таких людей принадлежал Лаврецкий. Пока можно бороться, он не отступает, а где нет другого исхода – покоряется с “мужественным достоинством”.
Как писал Д. И.Писарев: “На личности Лаврецкого лежит явственно обозначенная печать народности”. Он, как русский человек, страдает про себя, способен скорее к тихому чувству, продолжительной тоске, чем к бурным взрывам отчаяния, страсти.
Все действующие лица “Дворянского гнезда” целиком взяты из того времени, когда был написан роман, ни одно из них не обогнало своего века. Это замечание оказалось применимым к личностям Паншина и Лаврецкого. Но самым ярким его подтверждением является характер Лизаветы Михайловны Калитиной, “одной из самых грациозных личностей, когда-либо созданных Тургеневым”.
Лиза – девушка, богато одаренная природой; в ней много свежей, неиспорченной жизни, в ней “все искренне, неподдельно”.
Воображение, настроенное с детства рассказами набожной, но неразвитой няньки, и свойственное каждой женской впечатлительной природе чувство получили полное преобладание над критической способностью ума. Не умея анализировать других, Лиза не может анализировать и собственной личности, считая это грехом. В жизни она отступает от всякой борьбы, с покорностью принимает любое несчастье, как справедливое наказание. “Мы были наказаны”, – говорит она Лаврецкому.
Но “за что?” – она не может ответить, между тем убеждение ее настолько сильно, что Лиза признает себя виновной.
Говоря о воспитании Лизы, Тургенев дал нам ключ к объяснению как нравственной чистоты ее убеждений так и излишней строгости и односторонности ее взгляда на жизнь.
Как и в “Рудине”, в “Дворянском гнезде” ощутима жажда деятельности – и не ради собственного благополучия, даже не ради счастья. В конце романа мы слышим размышления Лаврецкого о “молодых силах”, вырастающих в усадьбе, где уже нет Лизы, о том, что им предстоит “дело делать, работать”.
Эти “молодые силы” появились в романе “Накануне”. Елену Стахову и Дмитрия Инсарова, главных героев произведения, Тургенев назвал “провозвестниками новой жизни”.
Елена – девушка с серьезным складом ума, с “энер-гической волей”, с гуманными стремлениями сердца. Она росла одна, без подруг, совершенно свободно. Елена рано приучила себя к самостоятельному размышлению, к сознательному взгляду на все окружающее.
С годами в ней росло чувство сострадания о чужих несчастьях. Познакомившись с нищей девочкой по имени Катя, Елена прониклась любовью к ней, часто тайно встречалась в саду с ней, дарила подарки. После смерти Кати Елена стала презирать или, по крайней мере, равнодушно относиться к излишествам богатой жизни. Вскоре “вся душа Елены загорелась жаждою деятельного добра, и жажда эта стала не первый раз удовлетворяться обычными делами милосердия, какие возможны были для Елены,”- так писал Н. А.Добролюбов. “Нищие, голодные, бедные ее занимали, тревожили, мучили; она видела их во сне, расспрашивала о них всех своих знакомых”.
Даже “все притесненные животные, худые дворовы собаки, осужденные на смерть котята, выпавшие из гнезда воробьи, даже насекомые и гады находили в Елене покровительство и защиту: она сама кормила их, не гнушалась ими”.
Пустых ласк и нежностей она не любила и не придавала значение словам без дела, уважала практически-полезную деятельность.
В неопределенности, бездействии при беспрерывном ожидании чего-то дожила Елена до двадцатого года своей жизни. Она осознает, что ее силы пропадают даром, что жизнь ее пуста.
Вскоре встречаются ей четыре человека, из которых один “привлекает к себе всю ее душу”.
Это болгарин Дмитрий Инсаров, питающий в душе страстное желание освободить свою родину, этой мысли он предается полностью. Он не может представить себя отдельно от родины. Как писал Н. А.Добролюбов: “Он также живет накануне великого дня свободы своей родины, в котором существо его озарится сознанием счастия, жизнь наполнится и будет уже настоящей жизнью”.
Любовь к свободе у Инсарова не в сердце, не в рассудке, не в воображении: она у него во всем организме, слилась с ним в одно целое. Поэтому при всей обыкновенности своих способностей, при отсутствии блеска в своей натуре, он стоит намного выше, чем блестящий Шубин и умный Берсенев, хотя оба они тоже люди благородные и любящие. Елена пишет в своем дневнике: “Андрей Петрович, может быть, ученее его, может быть даже умнее…
Но, я не знаю, – он перед ним такой маленький”.
Все обаяние Инсарова заключается в величии и святости той идеи, которой проникнуто все его существо. Елена, жаждущая деятельного добра, но не знающая, как его делать, мгновенно поражается, еще не видевши Инсарова, рассказом о его замыслах. “Освободить свою родину, – говорит она, – эти слова и выговорить страшно – так они велики”. И она чувствует, что слово ее сердца наконец найдено, что она удовлетворена, что выше этой цели нельзя поставить себе и что на всю ее будущую жизнь хватит деятельного содержания, если она пойдет за этим человеком.
На вопрос Елены, отомстил ли он убийце своего отца, Инсаров отвечает: “Я не искал его. Я не искал его не потому, чтобы я не могу убить его, – я бы очень спокойно убил его, – но потому, что тут не до частной мести, когда дело идет об освобождении народа. Одно помешало бы другому.
В свое время и то не уйдет”. Именно в этой любви к общему делу, в этом предчувствии его и заключается великое превосходство болгара Инсарова перед многими русскими героями.
После смерти мужа Елена не могла уже вернуться в Россию, она поняла другую жизнь. “Вернуться в Россию? Зачем? Что делать в России?” – написала она матери и отправилась в Зару.
Автор предпочел лучше оставить ее судьбу в неизвестности, чем вернуть ее под родительский кров и заставить доживать последние дни в одиночестве.
В 1862 году был написан роман “Отцы и дети”. Он сразу же стал предметом ожесточенных споров, приобрел мировую известность. Скорее всего это произошло из-за того, что “чуткая рука художника нащупала больное место общества, обнажила явление, бессознательно волновавшее всех, но еще никем не формулированное ясно”.
Этот роман ввел в круг “вечных образов” литературы еще один – Евгения Базарова.
Тургенев писал портрет поразившего его человека с возможной объективностью; Базаров заинтересовал его, побудил к творчеству, но не вызвал в нем родственных, сочувственных отзвуков. “Вот образ молодого поколения с его плюсами и минусами”, – говорил Тургенев читателю.
Базаров – человек сильный по уму и по характеру, составляет центр всего романа. Он – представитель молодого поколения того времени.
В университете Евгений содержал себя сам, жизнь была бедная, тяжелая. Из этой школы труда и лишений Базаров вышел человеком сильным и суровым. Прослушанный им курс естественных и медицинских наук развил его природный ум и отучил его принимать на веру какие-либо понятия и убеждения.
Опыт стал для него единственным источником познания, личное ощущение – единственным и последним убедительным доказательством. Он признает только то, что можно потрогать руками, увидеть глазами. Все человеческие чувства он сводит на деятельность нервной системы.
Д. И.Писарев писал: “То, что восторженные юноши называют идеалом, для Базарова не существует; он все это называет “романтизмом”, а иногда вместо слова “романтизм” употребляет слово “вздор”.
Базаров везде и во всем поступает только так, как ему хочется или кажется выгодным. Им не управляет никакой принцип, никакой нравственный закон. Базаров ни в ком не нуждается, никого не любит, никого не боится и поэтому никого не щадит.
” – Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем…”
В конце романа Базаров умирает. Его смерть – случайность. Это событие не находится в связи с общей нитью романа; оно не вытекает из предыдущих событий, но оно необходимо для художника, чтобы дорисовать характер своего героя.
Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева. Писарев назвал этот эпизод “великолепным”.
“Если Базаров карикатура, – говорит Писарев, становясь в положение публики, – то объясните и представьте нам в настоящем свете то явление жизни, которое вызвало эту карикатуру, и покажите нам еще раз ту идею, которая породила это явление”.
П. Ф.Якубович писал: “Не за красоту слога, не за поэтические и живые описания картин природы, наконец не за правдивые и бесконечно талантливые изображения характеров вообще так страстно любит Тургенева лучшая часть нашей молодежи, а за то, что Тургенев был честным провозвестником идеалов целого ряда молодых поколений, певцом их беспримерного, чисто русского идеализма, изобразителем их внутренних мук и душевной борьбы, – то страшных сомнений, то беззаветной готовности на жертву. Образы Рудина, Инсарова, Елены, Базарова – не только живые и выхваченные из жизни образы, но, как ни странным покажется это спервого взгляда, – это типы, которым подражала молодежь и которые сами создавали жизнь”.