Мой любимый рассказ Э. А. По “Падение дома Ашеров”

Э. А. По – американский писатель. Его рассказы привлекают мое внимание мистикой и чувством, что для странного, непонятного всегда есть в обычной человеческой жизни. Один из таких рассказов – “Падение дома Ашеров”.Ашеры – это древний дворянский род. Рассказчик дружит с Родериком Ашером, последним его представителем по мужской линии.

Действие рассказа происходит в XIX веке и начинается с подробного описания самого дома, где живут Родерик Ашер и его сестра Мэдилэйн.
Сразу понимаешь, прочитав первые строки рассказа, что в этом доме произойдет что-то ужасное. По пишет: “Весь этот нескончаемый пасмурный день, в глухой осенней тишине, под низко нависшим хмурым небом, я одиноко ехал верхом по безотрадным, неприветливым местам – и наконец, когда уже смеркалось, передо мною предстал сумрачный дом Ашеров. Едва я его увидел, мною, не знаю почему, овладело нестерпимое уныние… угрюмые стены… безучастно и холодно глядящие окна… кое-где разросшийся камыш… белые мертвые стволы иссохших дерев… от всего этого становилось невыразимо тяжко на душе…”.
Это чувство грусти, уныния усиливается с каждой строчкой рассказа. Ни один другой писатель не умеет так держать читателя в страхе с первой до последней страницы, кроме, как мне кажется, еще Н. В. Гоголя и Стивена Кинга.
Оказывается, что Родерик Ашер пригласил своего единственного друга в гости, потому что с ним творилось что-то непонятное. Он постоянно болел, и его душой овладел сильный постоянный страх неизвестно перед чем. Родерик думал, что его друг сумеет как-то ему помочь.

Ситуация еще ухудшалась тем, что любимая сестра-близнец Родерика была при смерти. И в тот вечер, когда рассказчик приехал в дом Ашеров (так крестьяне называли древнее поместье), он в последний раз видел Мэделэйн живой.
Со временем читатель убеждается, что род Ашеров скоро весь вымрет вместе с Домом. И что единственное по-настоящему живое существо в этом поместье – сам Дом. Родерик Ашер, которого природа одарила или наказала, не знаю, как сказать правильнее, очень глубокими чувствами, составил по своим ощущениям собственную теорию.

Он говорил, что дом живой, что он чувствует, и что все вокруг, и Родерик сам, и его сестра, подчинено желаниям Дома: “Способность чувствовать, казалось ему, порождается уже самым расположением этих камней, их сочетанием, а также сочетанием мхов и лишайников, которыми они поросли, и обступивших дом полумертвых дерев, и, главное, тем, что все это, ничем не потревоженное, так долго оставалось неизменным и повторялось в недвижных водах озера. Да, все это способно чувствовать… А следствие этого, прибавил он, – некая безмолвная и, однако же, неодолимая и грозная сила, она веками лепит по-своему судьбы всех Ашеров, она и его сделала тем, что он есть…”
Поскольку именно Дом Ашеров является главным действующим лицом рассказа, то По подробно описал его вид: “Прежде всего поражала невообразимая древность этих стен. За века слиняли и выцвели краски. Снаружи все покрылось лишайником и плесенью, будто клочья паутины свисали с карнизов. Однако нельзя было сказать, что дом совсем пришел в упадок.

Каменная кладка нигде не обрушилась; прекрасная соразмерность всех частей здания странно не соответствовала видимой ветхости каждого отдельного камня… Однако, если не считать покрова лишайников и плесени, снаружи вовсе нельзя было заподозрить, будто дом непрочен. Разве только очень пристальный взгляд мог бы различить едва заметную трещину, которая начиналась под самой крышей, зигзагом проходила по фасаду и терялась в хмурых водах озера”.
Дни проходили, Родерик Ашер и рассказчик рисовали, много читали; часто Родерик играл другу на гитаре и пел песни своего сочинения. Развязка действия начинается в тот день, когда умирает сестра Ашера. Родерик предчувствовал, что что-то не в порядке с ее смертью, и он не хотел хоронить ее далеко от дома, на родовом фамильном кладбище.

Друзья отнесли гроб с мертвой Мэделэйн в подвал Дома Ашеров и заперли на ключ тяжелую железную дверь.
Смерть сестры совсем изменила Родерика Ашера. Он постоянно чего-то боялся, ждал и к чему-то прислушивался, что никому больше не было слышно. Рассказчик решил, что его друг совсем сошел с ума. Но в одну из ночей над Домом Ашеров разыгрался страшный ураган.

Никто в доме не мог заснуть, и рассказчик пытался успокоить друга чтением старинного романа про рыцарей. Но чтение сопровождалось страшными звуками: Дом трясся, раздался страшный крик, упало что-то железное. Родерик Ашер прислушивался к этим звукам и почти потерял сознание от страха, но в полубреду он рассказал своему другу, что ждал этого постоянно. Они поторопились похоронить Мэделэйн, которая еще не умерла, а только заснула.

И вот она проснулась в гробу, в глубоком подвале, разломала гроб, крича от страха и горя, и выломала железную дверь. А теперь она пришла за ним, Родериком, чтобы упрекнуть в поспешности. И правда: в тот момент, когда Ашер закончил говорить, дверь комнаты распахнулась, и рассказчик увидел бледную, испачканную в крови Мэделэйн.

Она бросилась на грудь к брату и оба упали, как подкошенные, и больше не встали.
Рассказчик бросился прочь из дома, из поместья, чтобы никогда больше не видеть этого ужаса и забыть о нем. И как только он выбежал в ночь, Дом Ашеров распался на отдельные камни ровно по той трещине, которую герой рассказа увидел в самом начале. Над всем этим ужасом сияла багрово-красная луна, и Дом обрушился в озеро, похоронив под собой последних Ашеров – Родерика и Мэделэйн: “У меня на глазах трещина эта быстро расширялась… Налетел свирепый порыв урагана… и слепящий лик луны полностью явился предо мною…

Я увидел, как рушатся высокие древние стены, и в голове у меня помутилось… Раздался дикий оглушительный грохот, словно рев тысячи водопадов, и глубокие воды зловещего озера у моих ног безмолвно и угрюмо сомкнулись над обломками дома Ашеров”.
Эдгар По постоянно нагнетает страх в рассказе, говоря о самых маленьких деталях. То рассказчик увидел страшного злобного врача, который лечил Ашеров, то По описывает постоянный сумрак во всем доме и черный паркет. Самыми страшными деталями были названия книг, которые постоянно читал Родерик: это молитвы по покойникам, древние повести о смерти.

Ничего удивительного, что Ашеры постепенно вымерли, постоянно живя в таком ужасном месте. По хочет показать своим рассказом, что страшное и странное постоянно находятся рядом с людьми. Но, мне кажется, он говорит также: попробуйте избавиться от этого страха.

Иногда для этого просто нужно переехать в другое место.



Мой любимый рассказ Э. А. По “Падение дома Ашеров”