Мои любимые стихи А. А. Блока и С. А. Есенина, посвященные России
Сквозные темы
Мои любимые стихи А. А. Блока и С. А. Есенина, посвященные России
Бессмертное наше счастье
Россией зовется в веках.
В. В. Набоков
Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели ее в прекрасных стихах! Создатели прекрасных стихов о Родине, словно скульпторы, лепили живые образы. Воплощая на бумаге бессмертную духовную материю, творцы стремились создать образ, овеянный красотой и гармонией, на пути к появлению которой сначала рождались слова, затем они сливались в предложения, появлялись строфы.
Такими
Образ России в творчестве Александра Блока сложен и многогранен. В сущности, вся его поэзия о России. Она вмещает в себя небо и землю, дорогу и реку, радость и горе — множество сложных, противоречивых образов-символов.
Огромная теплота и трепет, с которыми поэт относится к Родине, объясняются тем, что Россия для Блока — это, в первую очередь, ощущение собственного таланта, сил и возможностей. А. Блок не мыслил себя вне России.
Одно
В этом стихотворении Блок видит не только серые избы, но и необратимость народного пути, раскрывающегося перед Россией в начале двадцатого века. По этой «колее» общество ведет сильная женщина, образ которой представляет Россию. Несмотря на всю ее внешнюю простоту («плат узорный до бровей», «мгновенный взор из-под платка»), она необыкновенно естественна.
Собирая в себе единый мощный импульс, этот образ вносит в стихотворение ощущение постоянной динамики, пронизывающей каждую строфу. Это чувство, в очередной раз, подчеркивает неисчерпаемость русской силы.
Величие России видится Блоку и в ее исторических свершениях. Прошлое взывает к будущему. Романтика этого призыва звучит во многих циклах стихов А. А. Блока.
В большей мере для них характерна птичья символика: «клекот орлов», «крики лебедей», «полет ласточек», «опять звенят весны крыла». На мой взгляд, это не метафорические обороты, а скорее желание автора придать каждому явлению более широкий смысл, связанный с идеей «полета» — возвышенного чувства патриотизма.
На мой взгляд, в своей лирике Блоку удалось создать прекрасный и возвышенный образ Родины. Через призму романтики поэт обращается к историческому раскрытию образа России, но в его произведениях этот образ получает современное звучание. «О, Русь моя! Жена моя!» — восклицает поэт.
И такое обращение кажется вполне естественным, ведь у Блока лирическое чувство всегда выражалось масштабно. Для него Русь — Родина, Русь — могучая страна, Русь — кусочек сердца и вместе с этим огромный творческий путь длиною в жизнь.
Но так было не всегда. С возрастом возвышенная «окрыленность» поэтических образов исчезает. На фоне общественного и политического кризиса этот духовный процесс переосмысления темы, образа, представление России — жены и попутчицы — переосмысливаются поэтом.
В поздних произведениях образы, сталкиваясь с вполне реальными рамками земного мира, в большей степени соотносятся уже не с природными явлениями, а с пониманием судьбы и рока, законов жизни и смерти.
Этот период творчества Блока рождает в воображении читателей другую Россию. Теперь образы строятся на зримых, вещных, предметных понятиях: «Ночь, улица, фонарь, аптека». Но в лирике сохраняется страсть к неожиданным поворотам сюжета, парадоксальным образам. Так, это стихотворение совершенно неожиданно для меня заканчивается теми же словами, что и начинается, но уже в другой последовательности — «аптека, улица, фонарь…».
Замкнутость времени и пространства в лирике Блока словно призвана напугать. В его словах звучит безвыходность:
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так.
Даже смерть не может ничего изменить, потому что «повторится все, как встарь». Еще ярче и без того мрачную картину рисуют эпитеты: «бессмысленный и тусклый свет», «ледяная рябь канала». Лирического героя одолевают горестные размышления.
Блок, со свойственной ему в этот период безнадежностью, утверждает: «исхода нет». Но, на мой взгляд, выход есть всегда. Быть может, он за той самой аптекой, на соседней улице, под большим фонарем, который светит всем, в чьих сердцах живет надежда.
Творчество Сергея Есенина также дышит любовью к России. Прототипом яркого, по-детски наивного представления о Родине для поэта стало родное село Константиново, где певец русской природы провел детство. Есенин рассматривал деревню и крестьянство как основных носителей русской культуры. Именно поэтому главная тема стихотворений поэта — это мир русского крестьянства.
Детское мироощущение Родины, всего, что является таким родным, близким, понятным, определило многие особенности его стихов о Родине и не только. Особенно это отчетливо чувствуется в ранних, юношеских стихах поэта. К ним относится стихотворение «Береза».
Читая его, мы погружаемся в атмосферу «сонной тишины», в тот мир, где даже заря становится «ленивой». При таком звучании темы России природа приобретает белые, серебряные, золотые краски. Они создают необыкновенную картину, отражение которой олицетворяет исконно русское дерево — береза. Зима наряжает ее в «белый бархат», украшенный «снежной каймой».
Береза в мировосприятии поэта — это полноценное действующее лицо. Автор наделяет ее способностью чувствовать холод, поэтому с приближением зимы она «принакрылась снегом». Такой принцип изображения необыкновенно сближает природу с человеком.
Используя яркие метафоры и олицетворения, поэт помогает почувствовать, понять, полюбить природу.
На мой взгляд, никто лучше Сергея Есенина не умел нарисовать такой объемный и многогранный образ России, выписанный благодаря многим природным явлениям родного края. В этом умелом подборе палитры видно не только проявление величайшего таланта, но и выражение чувства талантливого русского человека, влюбленного в свою землю.
Есенин и Блок — мои самые любимые поэты. На жизненном пути им пришлось пройти через многое. Как и все люди, они что-то искали, колебались, совершали ошибки.
Вместе с ними и их творчество претерпевало изменения, но одно оставалось неизменным — это великая любовь к России. Этих художников слова объединяет то, что они находили свое счастье в любви к Родине и служении ей.