Мои лабораторные работы

Лабораторная работа №1. Информация и ее виды носителей.

Цель. Ознакомиться с особенностями записи и хранения информации для некоторых видов ее носителей.

Оборудование. Микроскоп, фрагменты диска CD, дифракционная решетка, почтовая марка, фрагмент магнитофонной ленты, слайд, фрагменты цветных печатных открыток и др.

Выполнение работы.

1.Инструктаж БЖД (согласно принятой документации физкабинета)

2.Теоретический минимум.

Многие разделы курса физики общеобразовательной средней школы посвящены свойствам вещества. В наше время, когда человечеству приходится иметь дело с огромными потоками информации, чрезвычайно актуален вопрос о ее записи, хранении и воспроизведении. Как оказалось, как раз вещество, здесь играет, в настоящее время, очень важную роль.

Дело заключается в следующем. Под действием различных причин, определяемых тем или иным видом устройств, меняется состоянием вещества, причем требуется, чтобы измененное состояние было устойчивым в течение определенного времени, т. е. производится запись информации. При этом отдельным состояниям приписывают определенные наименования, т. е. вводится соответствующий код.

При воспроизведении записанной информации своими измененными фиксированными состояниями вещество – носитель вызывает в том или ином устройстве (или органе), в соответствующей форме, развертывание хранимой информации.

3.Измерения, наблюдения, вычисления, выводы.

1).Вспомните основные правила работы с микроскопом, изученные Вами на уроках биологии, и расскажите их учителю физики или лаборанту, продемонстрируйте, умения и навыки пользовании им. После получения допуска приступайте к дальнейшему выполнению работы.

2).Возьмите марку, наклеенную на стекле. Прочитайте записи на ней. Обратите внимание на границы букв, цветовую гамму их и гамму фона. Затем рассмотрите марку через микроскоп, пройдясь по всем ее фрагментам.

Обратите внимание на то, из чего состоит фактически изображение. Сделайте выводы.

3).Возьмите слайд и проделайте с ним аналогичные действия. Сделайте выводы. В чем сходство и различие этих двух способов записи и хранения информации.

Обратите внимание на наличие разного вида царапин, меток, зерен, пылинок и др.. Это и есть помехи, для данного рода информации. Влияют ли они, по вашему мнению, на нее?

Как?

4).Возьмите дифракционную решетку и через нее посмотрите на светящуюся на стене лампочку. Что увидели? Обратите внимание на то, что цветовые полоски – спектры абсолютно не связаны ни с какой покраской поверхности стекла дифракционной решетки. А теперь посмотрите на решетку в микроскоп в проходящем свете.

Вы увидите на прозрачной поверхности (желатина между стеклышками) систему царапин – действительно решетку – в количестве 100 штук на 1 мм!

5).Проделайте то же самое с фирменной этикеткой какого – нибудь товара. Есть ли и здесь царапины?

Чем они отличаются от предыдущих и есть ли здесь покрытие поверхности этикетки краской? Последние два примера не связаны ни с какой краской! В 11 – м классе вы узнаете, что данное явление есть проявление волновой природы света!

6).А теперь исследуйте C D диск, с содранным покрытием из лака и фольги, рассматривая его фрагмент в микроскоп. Попытайтесь найти метки, нанесенные лазером, на пластмассе диска. Это точки в виде прозрачных пузырьков.

Кстати, какова их густота в сравнении с густотой царапин на решетке? Как они ориентированы на диске? Сделайте вывод.

Покажите учителю или лаборанту те фрагменты ваших наблюдений, которые вас больше всего поразили.

7).Рассмотрите под микроскопом дисплей вашего мобильного телефона. Обратите внимание на то, что любая цветная картинка состоит из точек, каждая из которых есть совокупность трех точек, в свою очередь, из трех цветов: красного, синего, желтого. Причем, для разных цветовых окрасок дисплея соотношение красного, синего, желтого разное.

В этом суть передачи цвета на экране ТВ, дисплея телефона.

8).Рассмотрите дисплей стандартного МК. Как здесь образуется картинка?

9).Итак, вы видите, как формируется запись информации и какую роль при этом играют точки, линии, царапины, как может возникать структура помех на уровне записи. Сделайте выводы.

Контрольные вопросы.

1.Как хранил и записывал информацию о количестве прожитых дней на необитаемом острове Робинзон Крузо?

2.Расскажите о записи, хранении, воспроизведении информации с помощью магнитофона.

3.Какие виды информации можно фиксировать, хранить и воспроизводить на : а) магнитофоне; б) видеомагнитофоне?

4.Как устроены: а) магнитофонная лента; б) компьютерный диск; в) дисплей МК или вашего м/б телефона? Что у них общего, а в чем принципиальное отличие?

5.Как записывается информация (какая?) на компьютерный диск? Как снимается?

6.Какое отношение к воспроизведению информации имеют жидкие кристаллы? Есть ли при этом им заменители?

7.Возможно ли записывать, хранить информацию и воспроизводить без помощи вещества? Как вы это себе представляете?( подсказка: электромагнитные поля!)

8.Дайте определение информации. Чем она отличается от понятий поля или вещества?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Мои лабораторные работы