МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ А. М. ГОРЬКОГО



Прежде чем начать писать, я задаю себе
три вопроса: что хочу написать, как написать
и для чего написать.

А. М. Горький.

Недавно узнал, что Горький вносил большие суммы в партий-
ную кассу большевиков и был одним из главных их, выражаясь
современно, спонсоров. Думаю, что пролетарское происхождение
писателя, его бродячая жизнь в юности и раннее знакомство с
революционерами способствовали тому, что Алексей Максимович
близко сошелся с людьми, которые поставили своей целью пол-
ностью изменить мир путем насилия. Но

эти связи очень сильно
отразились на его творчестве.

В наследии любого писателя что-то может нравится, а
что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в
восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразного
творчества А. М. Горького. Ранние его произведения – романти-
ческие песни и легенды – составляют впечатление соприкосновения
с настоящим талантом. Это – подлинное искусство – возвышенный
слог и сказочная метафоричность “Песен” о Соколе И Буревестни-
ке. Из них вошли в наш язык такие блестящие выражения, как,
например, “Безумство храбрых –

вот мудрость жизни!”, “Рожденный
ползать – летать не может!” и другие. Легенды о Ларре и о Дан-
ко, взятые отдельно, являются замечательными образцами роман-
тической сказки. Великий мастер сумел соединить их в одном
произведении – “Старуха Изергиль”, героиня которого тоже, ка-
жется, взята из легенды.

Роман (бессмертное произведение) “Мать” долгое время считался центральной книгой
писателя. Главным доказательством этому суждению служили слова
Ленина о своевременности романа, поскольку многие рабочие
участвовали в революции несознательно. Но если художественные
достоинства литературы мерить только политической направлен-
ностью, она вымрет, выродится. И в этом романе чувствуется,
что Горький – выдающийся писатель. Страницы, посвященные пере-
живаниям Ниловны, например, оставляют очень сильное впечатле-
ние. Образ же Павла кажется довольно ходульным. Думая о нена-
висти революционеров к правительству, удивляешься мягкости об-
ращения с ними. В “тесной” тюрьме сидят в камерах всего по
трое – четверо, книги читают, свободно разговаривают, передачи
принимают без ограничений. Тут же вспоминаются страшные карти-
ны сталинских лагерей, нарисованные в произведениях Шаламова,
Солженицына, Домбровского и других. Можем сравнить и с тем,
что сейчас творится в наших лагерях… И как подумаешь, что к
этому привели страну такие, как Павел Власов…

Но самое главное, что делает Роман “Мать” неприемлемым
для нас ( как и поэмы Маяковского, и “Поднятую целину” ),-это
оправдание идеи насилия, необходимости революционного диктата.
С бедностью, неграмотностью, несправедливостью нужно было бо-
роться, но не кровавым террором. И не такими, как горьковский
Сатин (пьеса “На дне” ) или Челкаш (рассказ “Челкаш”), было
заменять горьковских же Артамоновых или Гордеевых (“Дело Арта-
моновых”, “Фома Гордеев”). А именно это и случилось.

После романа “Мать” писатель создал еще немало выдающихся
произведений, например, трилогию о своей жизни. Но сотрудни-
чество с новой властью немало повредило ему. И я порой думаю,
как же Горький отвечал на свои три вопроса ( смотри его выска-
зывание в эпиграфе), когда писал о работе заключенных на Бело-
моро – Балтийском канале?

Мне всегда интересно знакомится с книгами Алексея Макси-
мовича. Неправы те, кто говорит о том, что нужно отбросить его
за ненадобностью. Они видят в его творчестве одно плохое. Оно
и вправду было противоречивым. Однако, как сказал индийский
писатель Р. Тагор, если закрыть дверь перед ложью, то как в нее
войдет истина?

Поэтому не будем закрывать двери, пусть судьей станет
время. Но я думаю, великий писатель заслужил себе право
навсегда остаться в памяти людей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ А. М. ГОРЬКОГО