Мое отношение к Базарову
В романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” показан незаурядный характер героя-нигилиста, отношение к которому может быть различно: от восторженно положительного до резко отрицательного, однако, наверное, ни одного читателя этот мастерски изображенный писателем персонаж не оставляет равнодушным.
Евгений Базаров – это яркая, интереснейшая личность, о которой можно судить неоднозначно. Очевидно одно: этот человек обладает сильным и жестким характером. Именно такие люди всегда выделяются из толпы, именно поэтому они почти всегда одиноки.
Неординарность
Прежде всего, взгляды на жизнь и убеждения Базарова не терпят возражений, являются непоколебимыми: перед нами нигилист “до мозга костей”, основной жизненный принцип которого – отрицать все. Слово “нигилист” происходит от латинского “nigil” – “ничего”. Действительно, герой Тургенева – человек, который ничего не
Противоречия базаровского характера проявляются, например, в том, что людей он презирает, особенно русского мужика, хотя сам гордится своим крестьянским происхождением и тому же мужику помогает как врач и, по иронии судьбы, умирает, заразившись от трупа мужика.
Другой яркий пример сложности, двойственности натуры Базарова мы наблюдаем в его отношении к любви, которую теоретически презирает и отвергает, но перед которой практически оказывается бессилен. Его отношения с Одинцовой раскрывают нам скрытые стороны натуры этого человека, который при всей внешней холодности, цинизме поведения и резкости суждений умеет глубоко чувствовать, переживать страсти, страдать. Безусловно, все эти качества героя не могут не вызывать нашей симпатии.
Базаров убежден в правильности своих взглядов в течение всей жизни, что свидетельствует о цельности его мировоззрения, последовательности, верности собственным идеям. Такая позиция представляется мне также достойной если не симпатии, то, однозначно, уважения.
Однако не случайно в романе Базаров изображается одиноким, несмотря на “учеников”, “последователей” и “продолжателей”, начиная Аркадием Кирсановым и заканчивая комическими фигурами Кукшиной и Ситникова. Такие, как Кукшина и Ситников, не способны стать его настоящими единомышленниками в силу ограниченности взглядов, а его друг Аркадий имеет совершенно противоположную натуру при внешнем совпадении взглядов, которое носит поверхностный и ременный характер.
Отчасти Базаров сам виноват в своем одиночестве: он не верит людям, часто с презрением отзывается о них, отгораживаясь от естественного проявления чувств эпатирующим нигилизмом. Это отражается в такой неприятной, наверное, не только мне, но и большинству читателей романа, черте поведения героя, как “совершенная развязность”. Так, Базаров “не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое”.
Замкнутость в себе не позволяет герою по-настоящему понимать людей. Только дважды – в момент переживания любви и перед смертью – завеса одержимости идеей нигилизма, скрывающая от нас внутренний мир Базарова, немного приподнимается. Именно в эти моменты герой Тургенева нравится мне больше всего!
С моей точки зрения, сама идея нигилизма, которую исповедует Евгений Базаров, несостоятельна и утопична. Конечно, в то время просто необходимо было отрицать многое, чтобы дать возможность возникнуть и развиться новому, молодому, прогрессивному. Духовное призвание и даже нравственная обязанность мыслящего человека – протестовать и бороться против несправедливости, косности, невежества.
Однако как можно отрицать вечное, непреходящее: природу, искусство, любовь? Людей, не признающих эти незыблемые и по-настоящему ценные вещи, называющих природу “пустяками”, любовь – “белибердой”, следует, очевидно, назвать ограниченными, циничными, лишенными истинной, глубокой духовности. В этом отношении я считаю Базарова грубым материалистом. И это качество представляется мне самым отталкивающим и противоестественным в тургеневском персонаже.
Здесь я присоединяюсь к призыву Николая Петровича, который верно отметил характерную черту образа мыслей и поведения Базарова: “… Вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить”.
Сама жизнь показала Базарову всю противоестественность и античеловечность нигилизма: любовь нанесла ощутимый удар по его убеждениям, а смерть показала, что все люди равны и достойны сострадания.
Безусловно, герой Тургенева – сильная натура, личность мыслящая и беспокойная. Даже с любовью, чувством, “которое его мучило и бесило”, он пытается бороться, проявляет упорство и волю. Даже перед лицом смерти он сохраняет внешнее спокойствие, проявляет выдержку, силу духа.
Однако мы видим, что у Базарова любовь становится похожей на злобу, утрачивая свое очищающее, возрождающее значение. На примере жизни этого героя мы понимаем также, человек бессилен бороться с любовью и смертью – они оказываются сильнее жалких человеческих попыток уцепиться за теорию, идею, абстрактную мысль. Хорошо, что сам Базаров на исходе жизни тоже понимает это: “Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!”
Таким образом, умирающий Базаров – уже далеко не тот циник с холодным сердцем, он становится почти поэтом, почти философом. Можно сказать, что герой проходит испытания любовью и смерть, но, опять же,. .. почти. И эта ограниченность, половинчатость базаровской натуры не позволяет мне полюбить этого героя, целиком, безоговорочно: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…”
Думаю, что у базаровых все же нет будущего, поскольку такие люди олицетворяют собой переходное звено от старого к новому и потому они временны и в целом бесполезны для России в глобальном – общеисторическом и духовном смысле.