Модернизм как литературное течение начала 20 века

Модернизм – это обобщенное наименование целого ряда нереалистичных конструктивных литературно-художественных стилей, которые сложились в начале XX век. Свое название это литературное течение достало от французского слова, что в переводе означает новейший, современный. Это название будто подчеркивает разрыв с художественными традициями XIX века.

После войны и революции 1917 года мир раскололся на два лагеря. Наступило время социальных потрясений, с которыми человечество еще не сталкивалось: массовый геноцид, расправы ради утверждения политических идей (СССР, Германия, Италия).

Временем окончания эпохи модернизма считается 1945.г. Отчасти потому, что после Хиросимы и Нюрнбергского процесса человечество окончательно избавилось от иллюзий на свой счет; отчасти потому, что после Второй мировой войны литература действительно становится иной. Модернизм воссоздавал мир как царство хаоса, абсурда, жестокости, несвободы человека даже в частной жизни, не говоря уже о его бессилии перед лицом истории, которая развивается катастрофически В период первой мировой войны модернистские течения (кубизм, супрематизм, сюрреализм) в больших количествах появляются в литературе и искусстве. Модернизм как литературное течение, охватившее Европу в начале века, имел следующие национальные разновидности:

1.французский и чешский сюрреализм, 2.итальянский и русский футуризм, 3.английские имажинизм и школа “потока сознания”, 4. немецкий экспрессионизм, 5.шведский примитивизм и др.

Как правило, все модернистские течения провозглашали “искусство для искусства”, отвергая идейность и реализм. В период стабилизации широкие слои интеллигенции находят удовлетворение в возрождении философских теорий субъективного идеализма. Им надоели разум и грубый реализм, им импонирует учение о подсознательных импульсах человека, о мире, не контролируемом разумом.

Они жаждут полной свободы личности. Австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд на основании своего многолетнего опыта создает теорию психоанализа, которая оказала существенное влияние на концепцию личности в литературе ХХ века. Фрейд превратил теорию психоанализа из метода лечения неврозов в универсальный метод познания человеческой личности на глубинном уровне. Он утверждает, что в основе людских поступков кроются темные силы инстинкта – сексуальные влечения, ужас перед смертью, жажда разрушения.

Человеку разумному Фрейд противопоставил Человека инстинктивного и бессознательного. Модернизм взял у Фрейда психоанализ.

Модернизм помог обратить внимание на уникальность внутреннего мира человека, расковать фантазию творца как феномен окружающего человека реального мира. В английской литературе в области модернистского романа наиболее характерными фигурами являются Джемс Джойс, Олдос Хаксли и представители психологической школы Вирджиния Вульф, Мэй Синклер, Дороти Ричардсон. Любимый персонаж модернистов-прозаиков – “маленький человек”, чаще всего образ среднего служащего (типичными есть маклер Блум в “Улиссе” Джойса или Грегор в “Перевоплощении” Кафки), так как тот, кто страдает, незащищенная личность, игрушка высших сил.

“Жить в полном осознании бесцельности жизни – вот ужасная судьба человека и вместе с тем основание ее величия” – пишет А. Камю в “Мифе о Сизифе”.

Эти слова могли бы стать эпиграфом почти к любому произведению модернистов. Их герои существуют в мире, где “нет указаний ни на земле, ни на небе” (Сартр), там, где человек создает личные моральные нормы, осуществляя акт свободного выбора. Герои модернистов живут будто вне реального времени; Камю ставит знак равенства, например, между жизнью и чумой.

Вообще в изображении модернистов-прозаиков, зло по обыкновению окружает героев со всех сторон. Большинство модернистов провозглашало принципиальный “антипсихологизм”, так как, по их мнению, традиционные методы будто делают человека объектом исследования, но отдельные моменты психологии героев во многих произведениях раскрываются порой или не глубже, чем у писателей, которые подходили к изучению тайн человеческой души из рациональных позиций. Наверное, главной причиной этого являются сочувствия к “человеку без свойств”, авторы часто переживают одинокость этих героев перед вражеским светом, как свою собственную. Отдельного внимания заслуживает открытие такого нового приема представления внутреннего монолога как “поток сознания”, в котором смешанны и ощущение героя, и то, что он видит, и мысли с ассоциациями, вызванными образами, которые возникают, вместе с самым процессом их возникновения, будто в “неотредактированном” виде.

В плане мировоззренческом модернизм был настроен антибуржуазно; в то же время его явно настораживала негуманность революционной практической деятельности.



Модернизм как литературное течение начала 20 века