Многообразие творческих путей в литературе Германии



Писатели молодого поколения, вступившие в литературу после 1945 года, следовали примеру своих предшественников, активно боровшихся против фашизма.

В эти годы начали свою литературную деятельность Инга фон Вангенгейм, Р. Вернер и В. Йохо, которые были связаны с борцами-антифашистами, находившимися в эмиграции или сражающимися в подполье. Эм Вельк, отстаивавший в романах о Куммерове (“Праведники из Куммерова” и “Язычники из Куммерова”) позиции социалистического реализма в искусстве, внес свой вклад в молодую литературу Германии

биографической книгой “Моя страна, ты светишь мне издалека” (1952), романом “В утреннем тумане” (1953) и сборником рассказов на темы современности “С молотком нужно уметь обращаться” (1958).

Франц Карл Вайскопф работал после войны советником при дипломатическом представительстве Чехословакии в США, затем он стал посланником Чехословакии в Швеции, послом Чехословакии в Китае. В 1952 году он переехал в Германии и возглавил вместе с Вилли Бределем журнал “Нойе дойче литератур”.

Ф. К. Вайскопф боролся за чистоту немецкого языка (книга “В защиту немецкого языка”, 1955), он оказывал большую

помощь молодым авторам. Вайскопф оказался замечательным мастером литературного анекдота (“Книга анекдотов”, 1954; в расширенном виде – 1959). Цикл романов об Австро-Венгерской монархии, третий том которого остался незавершенным (“Сумерки на Дунае”, на англ. яз. – 1946 год, немецкое издание – 1950 год под названием “Прощание с мирной жизнью”; “Дети своего времени” на англ. языке – 1948 год; немецкое издание – 1951, 1955 годы под названием “В бурном потоке”; “Мир в муках рождения”, 1965), повествует об упадке буржуазии и о переходе ее лучших представителей в ряды пролетариата.

Большое значение для стилистического развития новеллистического жанра имели прозаические работы Стефана Хермлина. Он активно участвовал в антифашистской борьбе в Испании, во Франции и в Швейцарии. В 1947 году Стефан Хермлин переехал из Франкфурта-на-Майне в Берлин.

Его очерки, эссе, рассказы отличаются сочетанием традиционных и новаторских стилистических средств, психологической проникновенностью и лаконизмом.

Проза Хермлина, собранная в книге “Рассказы” (1966), тематически обращена к событиям антифашистской борьбы. В этих рассказах речь идет зачастую о необычных эпизодах, о поворотных моментах в жизни героев: в повествование нередко встраиваются ассоциативные фрагменты (видения и сны). Уже новелла Хермлина “Лейтенант Йорк фон Вартенбург” (1946) подкупает безукоризненным языком и оригинальной композицией, то есть теми художественными особенностями прозы Хермлина, которые в еще более зрелой форме проявляются в таких рассказах, как “Время одиночества” и “Время общности” (оба вышли в 1950 году), или в новелле “Комендантша” (1954), обличающей фашистскую, антикоммунистическую идеологию и мораль.

Свою книгу “Первая шеренга” (1951), собравшую портреты молодых борцов антифашистского Сопротивления, Хермлин посвятил “многомиллионной второй шеренге, Союзу Свободной Немецкой Молодежи”.

Для прозы ряда других писателей характерно то, что отправной точкой для своих произведений они брали либо непосредственно автобиографический материал, либо сочетали его с художественным вымыслом. Среди этих авторов можно назвать участника национально-революционной войны в Испании Вальтера Горриша (1909-1981; “За свободу Испании”, 1946; “Пять патронных гильз”, 1960) и Ханса Маассена (1908-1983; “Месса Барцело”, 1956); здесь же следует упомянуть первый роман Рут Вернер (род. в 1907 году) “Необычная девушка” (1958; за ним последовал в 1961 году роман “Ольга Бенарио. История отважной жизни”).

Инга фон Вангенгейм, прежде чем издать свои первые романы (“Сын своей матери”, 1958; “Профессор Худеб-раах”, 1961), опубликовала автобиографические записки “Воспоминания молодой женщины”, “Мой дом Отечество” (1950) и “В широком поле” (1954). Наряду с этими автобиографическими произведениями, среди которых выделялись книги Тео Хариха (1903-1958) “За черными лесами” (1951) и “В долине заложников” (1952), появились и воспоминания писателей старшего поколения, например” “Штиль и шторм” (1955) Берты Ласк (1878-1967) и “Вечнозеленый” (1949, в расширенном издании – в 1958 году) Виланда Херцфельде (род. в 1896 году). Многообразной была литературная деятельность Людвига Турека (1898-1975).

Написанные с задорным юмором романы и рассказы Турека – автобиографические книги “К повороту готовьсь!” (1949) и “Счастливого плавания!” (1974), в которых он рассказывает о своей морской жизни, а также роман “Анна Любитцке” (1962) и книга для детей “Я не был лицемером” (1967) – повествуют о жизнеутверждающей силе людей труда, проявляющих свою стойкость в самых трудных условиях. Людвигу Туреку принадлежат также киносценарии “Хлеб наш насущный” (1949) и “Последний фрахт” (1950).

Важное место в литературном ансамбле Германии заняли книги таких разных писателей, как Вольфганг Йохо, Стефан Гейм и Вернер Штайнберг.

Уже в ранних произведениях Вольфганга Йохо (род. в 1908 году) – новелле “Пастушья флейта” (1948) и романе “Жанна Пейрутон” (1949) – прозвучал главный мотив его творчества: связанный с преодолением личного кризиса переход представителей буржуазии в лагерь борцов за социальный прогресс. Эта же тема нашла продолжение в романах “Путь из одиночества” (1953), “Поворотный пункт” (1957) и “Милосердия нет” (1962).

Стефан Гейм (род. в 1913 году) опубликовал свои первые книги в эмиграции. С 1943 года он сражается против фашистской Германии, будучи сначала солдатом, а затем офицером прессы американской армии. В 1952 году Стефан Гейм переехал в Германии.

Антифашистская направленность его творчества (“Дело Глазенаппа”, 1958; на англ. яз. – в 1942 году под названием “Hostages”), разоблачение псевдодемократии американского общества (“Goldsborough”, на англ. яз. – в 1953 году, на нем. яз. – в 1954 году), выявление подлинной сущности американской политики военных и послевоенных лет достигли художественных вершин в пользовавшемся большой популярностью романе “Современные крестоносцы” (1950, на англ. яз. – в 1948 году под названием “The Crusaders”).

Борьбе за власть, коррупции в американской армии в романе противостоит поиск демократической альтернативы, к которой стремятся некоторые из американских офицеров.

Антифашистское звучание характерно и для публицистики Стефана Гейма (“Ясная голова”, 1954; “Откровенно говоря”, 1957).

Вернер Штайнберг (род. в 1913 году) начал свою литературную деятельность с публицистических выступлений и лишь затем стал писать романы. В 1956 году он переселился в Германии. Наряду с историко-биографическими книгами (“Протоколы бессмертия”, 1969) он пишет научно-фантастические и детективные романы, преобладающим остался, однако, жанр современного романа.

В книге “Когда часы остановились” (1955) Штайнберг описывает падение крепости Бреслау. На примере отдельных персонажей он обличает нормы капиталистической и фашистской морали; он повествует также и о судьбах, чаяниях простых людей. Эта книга стала первой частью тетралогии, в которой прослеживается жизненный путь главных героев вплоть до 50-х годов и тем самым раскрываются различные пути развития двух немецких государств (“Вступление гладиаторов”, 1958; “Вода из высохшего колодца”, 1962; “Без труб и барабанов”, 1965).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Многообразие творческих путей в литературе Германии