Многоликий крестьянский мир в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”



Многоликий крестьянский мир в поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

Представляя в своем развернутом ответе авторскую позицию, пока­жите, что крестьянский мир в поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” многолик и разнообразен. В основе сюжета – путешествие се­мерых временнообязанных мужиков, сквозных героев, отправившихся в поход за счастьем.

Правдоискательство всегда было в крови у русского народа, и опыт таких духовных поисков характерен для национального менталитета.

Выражая читательскую точку зрения, отметьте, что писатель, изо­бражая народный мир, не идеализирует характер русского мужика. Неоднородность крестьянской среды определяется, с одной стороны, противоречивостью общественной жизни, с другой – натурами героев, совмещающих в себе доброту и жестокость, справедливость и готовность к обману, совестливость и возможность преступить закон, долготерпение и активный протест против притеснений и гнета.

Аргументируя свой ответ с опорой на литературное произведение, рассмотрите разнообразные народные типы, представленные

в некрасов­ской поэме. Это и крестьяне-философы (Яким Нагой), и крестьяне-пра­ведники (Ермило Гирин), народные заступники (Гриша Добросклонов), грешники (Глеб), рабы (Яков “верный, холоп примерный”, Ипат, Клим Лавин) и богатыри, бунтари (Савелий, Матрена Тимофеевна).

Вспомните, что рабский дух был передан с молоком матери Якову “верному, холопу примерному”, дворовым людям Последыша. Вино ста­новится источником нравственного порабощения народа:

У каждого крестьянина Душа, что туча черная –

Гневна, грозна, – и надо бы Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

Л все вином кончается.

Подчеркните, что Яким Нагой, мужичий “философ”, определяет извечные противоречия народного духа: большой духовный потенциал и невежество, вопиющее пьянство. Но есть в поэме крестьяне, которые сумели сохранить внутреннюю свободу, не сломаться под бременем ве­кового гнета. “Клейменый, да не раб!” – приговаривает с гордостью “бо­гатырь святорусский” Савелий – мудрец и бунтарь, отбывший каторгу за убийство управляющего. И хоть “не дело между бабами счастливую искать”, образ Матрены Тимофеевны – труженицы, матери, солдатки – убеждает нас в том, что она более всего достойна счастья.

Расскажите, что мерилом праведничества становится борьба за соб­ственное счастье как первый шаг к его достижению. Обращается Ермило Гирин, сражающийся с купцом Алтынниковым за “сиротскую мельницу”, к миру с просьбой о помощи, и побеждает мир врага. Освобождает разбой­ник Кудеяр народ от жестокого пана Глуховского, и ему даруется небесное прощение.

Отметьте, что библейский образ сеятеля, бросающего семена на бла­годатную почву – душу русского народа – воплощен в Грише Добросклонове. Это тип “всемирно болеющего человека”, который станет во главе рати и дарует всем свет и свободу. Конечно, многое здесь от надежды, меч­ты, но они имеют реальную опору:

В рабстве спасенное Сердце свободное –

Золото, золото Сердце народное!

В своем ответе используйте такие теоретико-литературные понятия, как эпическая поэма, система образов, сюжетно-композиционная орга­низация, авторская позиция, фольклорные мотивы, литературный тип, характер, образ.

Подчеркните многообразие коллективных и индивидуальных черт на­ционального характера, воплощенных Н.А. Некрасовым в крестьянских типах поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Многоликий крестьянский мир в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”