“Мизантроп”, анализ комедии Мольера



Комедия “Мизантроп” была написана Мольером в 1666 году. От других пьес французского драматурга она отличается преобладанием диалогов над внешними событиями, особым психологизмом и более тонким обличением общественных пороков. В центре комедии стоит герой – одновременно и смешной, и трагичный: не желающий мириться с человеческими недостатками, Альцест не замечает ни собственных слабостей, ни пороков своей ветреной возлюбленной Селимены.

Сюжет “Мизантропа” строится преимущественно на встречах и беседах главных героев –

Альцеста, Селимены и Филинта со второстепенными персонажами – Оронтом, Арсиноей, Элиантой, маркизами Акастом и Клитандром. Фактически вся пьеса представляет собой попытку Альцеста уйти от ненавистного ему высшего света и разобраться со своей пагубной страстью к кокетке Селимене. В первом действии Альцест пытается быть правдивым с людьми и наживает себе врага в лице плохого поэта Оронта, во втором он хочется исправить недостатки своей возлюбленной, в третьем – отказывается от протекции быть представленным при дворе, в четвертом – убеждается в неверности Селимены и в очередной раз прощает ее, в пятом
– после проигранного суда и злоречивого письма возлюбленной окончательно разочаровывается в людях и в Селимене.

Все события комедии носят преимущественно внутренний характер: главный герой не вызывает никого на дуэль, на переодевается в чужие одежды – он от начала и до конца пытается быть самим собой, что позволяет зрителю видеть его духовные терзания. Альцест подвергает критике практически все, что видит в окружающем его обществе:

    Лицемерную дружбу, которую заводят с первым попавшимся человеком, наделенным титулом или властью (характерно для всех героев, но прежде всего – для Селимены); Льстивые похвалы, расточаемые направо и налево (Филинт хвалит плохой сонет Оронта); Сплетни, распускаемые за спинами других (маркизы Акаст и Клитандр, Селимена); Чувственное желание нравиться (Селимена с ее многочисленными поклонниками); Стремление сделать карьеру при дворе (предложение Арсинои продвинуть Альцеста); Несправедливый судебные приговоры, выносящиеся не по фактам, а по слухам (проигранное дело Альцеста); Неумение говорить правду в лицо и еще большее неумение воспринимать ее (Оронт, подавший в суд на Альцеста за плохое мнение о его сонете).

Сам Альцест, видя чужие недостатки, не желает замечать свои, что делает его объектом добродушной насмешки друзей и зрителей. Главный герой – бескомпромиссен, страстен, горяч. Он жаждет видеть людей идеальными, но отказывается понимать истинную суть человеческой природы, которую до него пытается донести Филинт: как нельзя обвинять волка в его кровожадности, так нельзя и от человека требовать слишком многого. Люди такие, какие они есть, и принимать их нужно со всеми их слабостями, а по возможности и прощать их.

В отличие от Альцеста Филинт придерживается позиции невмешательства в исправление человеческой природы, и самого себя он предпочитает не беспокоить чужими проблемами: личный душевный покой он считает более полезным, чем постоянную озлобленность, присущую его другу.

Возлюбленная Альцеста, Селимена, при всей своей практичности (девушка не просто так держит вокруг себя толпу поклонников – от каждого из них она получает что-то свое: обожание, почитание, помощь в деловых вопросах), не лишена того правдолюбия, к которому стремится главный герой. Осуждая других за глаза, Селимена, между тем, вскрывает основные недостатки светских людей: отсутствие манер, излишнюю красноречивость, лень, хвастовство, стремление к титулам, тупость, гордость, тщеславие. Правда не только развлекает Селимену, но и защищает ее от нападок: например, в своей “подруге” Арсиное девушка явно видит соперницу, которая пытается пристыдить ее не столько ради добродетели, сколько ради мужчины.

Таким образом критика общественных недостатков пронизывает комедию на всех уровнях ее развития: Альцест недоволен высшим светом, Филинт пытается подстроиться под него, Селимена использует его в личных целях и смеется над всем, что не соответствует ее понимаю истины.

Интересной особенностью “Мизантропа” является неоднозначность художественных образов героев: с одной стороны, мы видим положительного Альцеста, не желающего признавать и исправлять свои недостатки; с другой – нам открывается “отрицательная” Селимена, которая честно признается сама себе, что да, мол, есть у меня такой грешок – окружать себя мужчинами, но ведь мне всего двадцать лет, и я должна наслаждаться жизнью до тех пор, пока она предоставляет мне такую возможность.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Мизантроп”, анализ комедии Мольера