МИСТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ РУБЕЖА
МИСТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ РУБЕЖА
На рубеже веков без мистики было – никуда. Казалось, в самом воздухе носилась неясная, но вполне различимая тревога, ощущение апокалипсиса и вселенской катастрофы преследовало даже вполне здравомыслящих людей. Что уж говорить о поэтах, которые, как известно, “ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души”…
Надвигающаяся мировая война, сорвавшийся с цепи научно-технический прогресс, колесо мировой революции, уже зацепившее за свою ось воздушный шарфик русской интеллигенции,
Но искусство – на то и искусство, чтобы
В разных уголках гибнущей Европы, на самой разной почве, при самом разном освещении – начали пробиваться зеленые ростки новых цветов. У них были диковинные лепестки, уродливые тычинки, живые, жадно простертые к миру пестики… Кто-то называл их “Цветами Зла”, кто-то – “Розами Мира”, но везде это был совершенно новый сорт прекрасного.
Однако в нем отчетливо угадывалась столетняя романтическая селекция.
Модернизм разделил видимый мир на два: один из них, мир, окружающий нас, был уродливым и катастрофичным отражением другого, идеального, существующего непонятно где и непонятно как, но того мира, в котором вещи имели свои настоящие имена, свою настоящую цену и свою настоящую жизнь. В этом мире женщина была Непознанна и Прекрасна, Нежелаема и Любима, а мужчина – смел и надежен, как Конкистадор или Рыцарь, любовь была мудра и вечна, словно София, и жизнь казалась поистине прекрасной. Почему вышло так, что идеальный мир превратился во вселенскую катастрофу?
Неизвестно.
Зато становилось понятно, что делать: если открыть способ называть реальные вещи их идеальными именами, если научиться в слове видеть их истинную душу, если создать новый язык и научить ему людей – сразу и настанет рай на Земле.
Отсюда и вышли символизм, футуризм, экспрессионизм, супрематизм и вообще понимание особой миссии Поэта как Творца нового мира.
Related posts:
- Наука и культура рубежа веков < p>Начало XX столетия стало временем глобальных естественнонаучных открытий, особенно в области физики и математики. Самыми важными из них стали изобретение беспроволочной связи, открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование феномена радиации. Мировоззрение человечества перевернули создание квантовой теории (1900), специальной (1905) и общей (1916-тысяча девятисот семнадцатого) теории относительности. Прежние представления о строении мира были полностью […]...
- Лирико-мистическая поэма Григора Нарекаци “Книга скорбных песнопений” Вардапет Григор, ученый монах Нарекского монастыря, поэт и мистик, автор толкования библейской “Песни песней”, а также гимнографических сочинений и похвальных слов Кресту, Деве Марии и святым, в “Книге скорбных песнопений” смиренно обращается к Богу “…вместе с угнетенными – и с укрепившимися, вместе с оступившимися – и с поднявшимися, вместе с отверженными – и с воспринятыми”. […]...
- РЕАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗМ И РЕАЛЬНОСТЬ В преподавательской среде широко известен ответ ученика на вопрос о реализме: “реализм правдиво изображает реальность”. Простодушному ученику невдомек, что, пользуясь таким вот нехитрым критерием, мы и фон- визиновского “Недоросля”, и державинскую “Фелицу”, и карамзинскую “Бедную Лизу”, и уж тем более “Путешествие из Петербурга в Москву” неистового Радищева отнесем к реализму – потому […]...
- ВСЕ КУВЫРКОМ. ПОСТМОДЕРН И РЕАЛЬНОСТЬ ВСЕ КУВЫРКОМ. ПОСТМОДЕРН И РЕАЛЬНОСТЬ Иногда кажется, что постмодерн и реальность – это параллельные плоскости, причем в плохо понятой восьмиклассником геометрии Лобачевского: они изгибаются причудливыми волнами, наскакивают одна на одну, а то принимают благообразный вид и какое-то время не пересекаются, как и положено параллельным плоскостям. Помните знаменитую восточную байку, открывающую фантасмагорический мир пелевинских Чапаева и […]...
- Литература рубежа XVII-XVIII веков Рубеж веков ознаменован переходом от зрелых форм барокко и классицизма к литературе рококо и Просвещения. Просвещение в литературе было подготовлено писателями конца XVII – начала XVIII века. Наиболее значительным предвестником нового движения общественной мысли был Пьер Бейль (Bayle, 1647-1706). Этот известный ученый вынужден был покинуть родину из-за преследований со стороны церкви. В Голландии он написал […]...
- Основные тенденции развития русской литературы рубежа ХІХ-ХХ веков Если можешь, иди вперед века, если не можешь, иди с веком, но никогда не будь позади века. Валерий Брюсов Русская литература рубежа ХІХ-ХХ веков – важная веха историко-литературного процесса, яркая и своеобразная эпоха, время, когда подводились итоги века минувшего, анализировались культурные достижения и промахи, приобретения и утраты. Новая литература, отталкиваясь от исканий Достоевского, Толстого, Чехова, […]...
- Наука, социальные теории и культура рубежа веков Последнее десятилетие XIX века ознаменовало в русской, да и в мировой культуре новый этап. Фундаментальные естественно-научные открытия, в том числе теория относительности А. Эйнштейна, резко поколебали прежние представления о строении мира, сформированные в традициях европейского Просвещения и основанные на однозначных закономерностях, на фундаментальном принципе предсказуемости того или иного природного явления. Повторяемость и предсказуемость процессов рассматривались […]...
- Природа человека в изображении писателей-реалистов демократического направления эпохи рубежа XIX-XX века Эпоха рубежа 19-20 веков – сложное и очень интересное время. Оно дало искусству и литературе, в частности, очень много направлений, течений, школ, имен, высокохудожественных произведений. Так, реалистическое демократическое направление дало миру такие литературные имена, как В. Г. Короленко, Л. Андреев, В. В. Вересаев. Эти писатели в своем творчестве продолжали и развивали традиции реалистической школы, начатой […]...
- Характеристика комедий 30-х годов. Миф и реальность Кино всегда было зеркалом эпохи, отражением общественных идеалов, бытующих нравов. Фильмы определенных исторических периодов вызывают в сознании зрителя определенные ассоциации, сложившиеся образы. Так, кинематограф 30-ых годов современному человеку представляется торжеством примитивных, социально ангажированных и догматических фильмов “социалистического реализма”, сменивших революционное искусство 20-х годов. Безусловно, это справедливо. Однако, многие киноведы против такого резкого противопоставления. Так, Майя […]...
- Мечты и реальность – основной конфликт пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” “Вишневый сад” – последняя пьеса Чехова, его “лебединая песня”. В этом произведении всех основных действующих лиц драматург соединил в вишневом саду, который сделал символом прекрасного, неизменного и неуничтожаемого в жизни. Вишневый сад – символ России. Пьеса была написана в 1903 году, на рубеже эпох. В это время автор полон ощущения того, что Россия находится в […]...
- Василий Теркин – миф или реальность Прочитав поэму Александра Трифоновича Твардовского “Василий Теркин”, я хочу поделиться с вами своими впечатлениями. Главным героем этой поэмы является Василий Теркин – простой солдат русской армии, воевавший во времена Великой Отечественной войны. Александр Трифонович подчеркивает различными литературными приемами характер и внешность Теркина: “И чтоб знали, чем силен, Скажем откровенно: Красотою наделен Не был он отменной. […]...
- Суровая реальность, разрушающая радужные мечты (по рассказу Л. Н. Толстого “После бала”)” (1) Рассказ “После бала” – одно из поздних произведений Л. Н. Толстого, написавшего к тому времени свои основные романы, которые получили мировую известность. В основе рассказа лежит реальное событие из жизни С. Н. Толстого – брата писателя. В этом произведении Л. Н. Толстой вскрывает противоречия жизни в царской России и в то же время показывает силу […]...
- Русский классик рубежа двух столетий Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века. Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение “дворянских гнезд”, наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню, правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно художник пишет и о чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с […]...
- Реальность чуда (По новелле Герберта Уэллса “Волшебная лавка”) Все мы вырастаем на сказках и всю оставшуюся жизнь ждем чуда. От нашего восприятия мира зависит, произойдет оно или нет. Герберт Уэллс в новелле “Волшебная лавка” показал нам, как по-разному дети и взрослые видят и воспринимают мир. Прикоснуться к волшебству удается немногим, так как человеку необходима неудержимая фантазия, свобода от земных забот и жесткого реализма. […]...
- Почему философия изучает социальную реальность общество Философия, по сути, является наукой, которая пытается объяснить какие-то предположения, дать им оценку и вывести на должный уровень. Почему же именно философия взялась за изучение соц. реальности? Я думаю, что это, в-первую очередь, связано с тем, что философия является более глубокой наукой, т. е. учения ее не лежат на поверхности, а она “заходит внутрь” проблемы. […]...
- Миф и реальность в романе Д. Апдайка “Кентавр” Роман Д. Апдайка “Кентавр” принадлежит одновременно к мифологическому и вместе с тем растущему из земли искусству. Как пересказать самое дорогое воспоминание? Как воссоздать для любимой девушки свой мальчишеский мир? Как это сделать, если прошлое, как и настоящее, зыбко, неустойчиво, очертания их расплываются и едва уловима грань между тем, что было, и тем, что кажется, между […]...
- Вс. Некрасов: Художественная реальность поэта Реальность для Вс. Некрасова неоспоримы, более того – контрастно оттеняют друг друга: жизнь прекрасна, несмотря на то ужасное, чем она полна; жизнь ужасна, несмотря на то прекрасное, что в ней есть. Эта антиномия, по Вс. Некрасову, и определяет сущность жизни. Поэт стремится замедлить бег наших глаз по строчкам, побудить к сосредоточенным, неторопливым раздумьям с тем, […]...
- Реальность и художественный вымысел в образах Пугачева и Екатерины II в романе А. С. Пушкина “Капитанская дочка” В романе Пушкина “Капитанская дочка” образы Емельяна Пугачева и императрицы Екатерины II являются символами власти. Можно сказать, что эти исторические фигуры находятся на разных полюсах, являются кардинально противоположными. Известно, что в “Капитанской дочке” Пушкин противопоставил народ и власть. Главной причиной пугачевского бунта он считал оторванность власти от народа, незнание и нежелание властьимущих знать потребности простого […]...
- НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН И ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Достоевский сказал однажды, что произведения Гоголя “давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли”. Но, пожалуй, с еще большим правом пронизывает каждое свое произведение. “По силе изобразительности талант Достоевского равен, быть может, только таланту Шекспира”, – писал Горький. Однако не только сила изобразительности – мрачные или яркие краски созданных им образов, […]...
- Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького “На дне” Пьеса Горького “На дне”, написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу привлекла внимание русской общественности. Тематически пьеса завершила цикл произведений Горького о “босяках”. “Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром… “бывших людей””, — писал Горький. По […]...
- Как сосуществуют в произведениях М. Горького “Старуха Изергиль” и “На дне” мечта и реальность? Практически все творчество М. Горького отличается романтическим пафосом, верой в человека и его безграничные возможности, в необходимость кардинального преобразования мира. Примеры тому мы находим как в ранних произведениях писателя, так и в его зрелом творчестве. Например, в рассказе “Старуха Изергиль” Горький излагает нам две контрастные легенды, связанные между собой реальной историей жизни героини. Первой Изергиль […]...
- Суровая реальность, разрушающая радужные мечты (по рассказу Л. Н. Толстого “После бала”)” (2) Читая рассказ Л. Н. Толстого “После бала”, мы становимся свидетелями того, как события всего лишь одного утра способны полностью изменить судьбу человека. Повествование строится вокруг эпизода из жизни главного героя – Ивана Васильевича. Мы узнаем, что в молодости он был “очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый”. Каждый проживаемый им день был похож […]...
- Социальный прогноз Е. Замятина и реальность xx века (по роману “Мы”) Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благонадежные. а безумные еретики. Е. Замятин Евгений Иванович Замятин стал печататься с 1913 года, и с этого времени приобрели популярность его повести “Уездное”, “На куличках”, “Островитяне” и другие. Роман “Мы”, написанный автором в 1921 году, увидел свет в России лишь в 1988 году. […]...
- Реальность и художественный вымысел в образах Наполеона и Кутузова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Подлинные события и лица начала 19 века составляют основу сюжета романа-эпопеи Толстого. Писатель считал, что реальные события в художественном произведении должны усложняться и развиваться авторским вымыслом. Именно тогда они могут стать почвой для широких художественных обобщений – цели любого художественного произведения. Образы Кутузова и Наполеона, созданные в романе, в полной мере отражают толстовские принципы изображения […]...
- Моя детская мечта и реальность Мечта… Это прекрасное чувство, которое придает нам надежду на лучшее. У каждого человека есть мечта, кто-то мечтает о богатстве, кто-то мечтает о славе, кто-то мечтаете о маленьком котенке, а кто-то мечтает посвятить свою жизнь путешествиям… Мы закрываем глаза и наше воображение представляет перед нами картинки, я бы сказала, что воображение – это кисть, которой мы […]...
- Мечты и реальность в поэзии А. А. Блока Об Александре Блоке говорили и будут говорить многие, потому что он является одним из лучших поэтов серебряного века. Стихи и поэмы Александра Блока – это одна из версий в русской поэзии, несмотря на то что его творчество пришлось на переломный момент в жизни России – революцию 1917 года. Но тем не менее он “первый поэт […]...
- Судьба и Высшая Реальность в рассказе Пушкина “Метель” В этой повести, как ни в какой другой, мы наблюдаем воспитание героя жизнью. Здесь почти каждый, пройдя через жизненные испытания, начинает реально понимать окружающий мир, других людей и самих себя, постепенно освобождаясь от вычитанных романтических представлений. Бурмин из “ужасного повесы” превращается со временем в человека, способного к истинному чувству. “А чувство это побуждает его осознавать […]...
- Русская история: миф или реальность (сочинение-размышление о смысле национальной истории) В 1927 году известный советский поэт Д. Бедный написал стихотворение, в котором с легкостью перечеркнул тысячелетнюю историю России, утверждая, что она “свой жребий тем лишь оправдала, что миру Ленина дала!”. Пролетарский поэт был уверен, что пытается осмыслить историю своей страны с высоты единственно правильного мировоззрения, большевистской концепции, которая видела в прошлом человечества лишь предысторию возникновения […]...
- СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О СМЫСЛЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ. Русская ИСТОРИЯ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ (СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О СМЫСЛЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ) В 1927 году известный советский поэт Д. Бедный написал стихотворение, в котором с легкостью перечеркнул тысячелетнюю историю России, утверждая, что она “свой жребий тем лишь оправдала, что миру Ленина дала!”. Пролетарский поэт был уверен, что пытается осмыслить историю своей страны с высоты единственно правильного мировоззрения, большевистской концепции, которая видела в […]...
- Демократия в России: миф или реальность? Что дает, что требует и что отнимает у человека власть? В 1993 году Российская Федерация была провозглашена демократическим государством. Этот постулат был закреплен в главном документе страны – Конституции, принятой правительством президента Бориса Ельцина. Данный документ является самым главным доказательством того, что Россия формально и официально – демократическое государство. Это значит, что мы – его граждане – по закону обладаем демократическими свободами и правами. Безусловно, […]...
- Сочинение на тему: “Сказка в жизни человека – вымысел или реальность?” В истории литературы существует множество сказок, которые очень интересно читать. Все мы читаем сказки и можем выделить самые интересные моменты из них, определенные закономерности, которые будут казаться всем нам самим главными. Следует отметить, что в сказках всегда все заканчивается хорошо и позитивно. Хорошие герои побеждают, плохие герои подлежат перевоспитанию, так что в результате все становятся […]...
- Реальность мира у Арцыбашева Вскоре после первой революции популярность Андреева затмил вошедший в моду автор Санина Михаил Петрович Арцыбашев. Арцыбашев родился в 1878 г. и впервые выступил в печати в 1902 г. В 1904 г. он привлек внимание и возбудил надежды повестью Смерть Ланда – о жизни, посвященной поискам смысла и закончившейся бессмысленной смертью. В 1905-1906 гг. он порадовал […]...
- Фантастика и реальность в балладе Жуковского “Светлана” Фантастика и реальность в балладе Жуковского “Светлана” План I. Баллада В. Жуковского “Светлана” – произведение романтизма. II. Сон и явь, реальный и потусторонний мир в балладе. 1. Народные обряды и традиции в балладе. 2. Сон Светланы. 3. Реальность фантастического и призрачность реальности. III. Человек – житель двух миров. И бездна нам обнажена С своими страхами […]...
- “Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора” (по повести В. П. Астафьева “Людочка”) Истина – противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть. Именно так, без прикрас, показывает современную действительность один из “писателей – деревенщиков” – В. П. Астафьев. Основная тема его произведений – человек и природа, а его герои – выходцы из российской глубинки. Многим знакомы такие его произведения, как “Царь – рыба”, “Печальный детектив”, […]...
- Карен Степанян: “Реальность в романах Достоевского – это видение Бога через Его создание: человека” Карен Степанян – доктор филологических наук, вице-президент российского Общества Достоевского, автор книг “Достоевский и язычество (какие предупреждения Достоевского мы не услышали и почему)” (М.-Смоленск, 1992), “”Сознать и сказать”: “реализм в высшем смысле” как творческий метод Ф. М. Достоевского” (М., 2005), член редколлегии журнала “Знамя”. Видение Бога через его создание – человека, способного на величайшие прозрения […]...
- Деревенская реальность в повести Ивана Бунина “Деревня” Бунин предстает перед нами чрезвычайно сложным и противоречивым как человек и как художник. Он не похож ни на одного из выдающихся русских писателей, снискавших себе известность в период между революциями 1905 и 1917 гг., на который пришелся расцвет и его творчества. Его произведения на тему современной ему русской жизни не так легки для понимания. Он […]...
- Конспект внеклассного мероприятия по географии “Затерянные миры – миф или реальность” 8 класс Внеклассное мероприятие по географии 8 класс Тема: “Затерянные миры – миф или реальность” Учитель географии: Ефанова Татьяна Ивановна ГБОУ СОШ с. Малая Малышевка Вступительное слово учителя. Учитель: Наша планета богата загадками и чудесами природы. Многие исследователи из года в год пытаются найти ответы, высказать гипотезы, сделать открытия и приблизить человечество к разгадкам этих великих тайн. […]...
- ЕГЭ по литературе: аналитика и реальность Народная пословица “Готовь сани летом, а телегу зимой” в переводе на школьный язык означает примерно следующее: “Близится к концу вторая четверть – пора думать об экзаменах”. Думы эти год от года становятся для словесника все тяжелее. Если раньше мы готовили выпускников к одному-единственному экзамену (сочинению), то теперь, в эпоху введения Единого экзамена, приходится готовить аж […]...
- Путешествие в Тухольскую республику Чудо и реальность С ее страниц встают романтические герои, которые верят в победу правды над ложью, живущие идеями единства и добра. Живут они в затерянном от жадных глаз месте – Тухольщине. Возглавляет общину тухольцев ее “любящий отец” – Захар Беркут. Седой девяностолетний старец, “как древний дуб-великан”, “почтенный осанкой, строгий лицом, богатый опытом жизни и знаниями людей и обстоятельств, […]...
- Образ нового героя “Одиноков”, как реальность литературы XIX века Герой указывает на особую – художественную – реальность литературы XIX в., отнюдь не являющуюся зеркальным отражением жизни, но делает из этого наблюдения вывод “вбок”: раз перед нами не фотографическое подобие, значит, и неправда. Однако, если обратиться к автобиографической линии “Бесконечною тупика”, видно, что Одиноков то и дело узнает в различных эпизодах своей жизни ситуации и […]...