Мир “цвета плесени” (о пошлости и “буржуазном сюжете”, Г. Флобер)

Отношение Флобера к истории и современной ему французской действительности было крайне пессимистичным. Он был уверен, что “самое значительное в истории – это маленькая человеческая часть (может быть, три-четыре сотни людей в столетие)… Они-то и создали все”.

К “нижней части социального тела”, то есть к народу, он относился с недоверием и не считал его способным к созидательной деятельности. С его точки зрения, история движется по замкнутому кругу, изменяя только свои внешние формы и оставляя без изменений свою внутреннюю

сущность. Отсюда вывод: революция – это бессмысленная трата внутренних сил и энергии народа.

Поэтому и политику он откровенно игнорировал и презирал.

Мир, в котором жил писатель, то есть мир “цвета плесени”, вызывал у него только разочарование. “Фальшивая армия, фальшивая политика, фальшивая литература, фальшивый кредит, даже куртизанки – и те фальшивые!” – скептически иронизировал Флобер. Все буржуазное вызывало у него раздражение и отвращение. “Буржуазность” он ненавидел лютой ненавистью, понимая ее не как классовую,

а как антидуховную категорию, характеризуя этим понятием тупость, ограниченность и бескультурье современного ему общества, в том числе и пролетариев, и представителей среднего класса, не говоря уже об аристократии, которая, по его мнению, давно выродилась.

Ненависть к миру “цвета плесени” перерастает у писателя в ненависть ко всей цивилизации вообще. Этому обуржуазившемуся миру он противопоставляет искусство, “Фабрикант и промышленник – это мой портной и сапожник; но ты, Шекспир, ты – мой ангел и моя любовь”, – заявляет Флобер.

Вместе с тем культ искусства не был для писателя средством ухода от действительности. Скорее наоборот: с помощью искусства он исследует действительность, проникает в ее самые сокровенные и, отталкиваясь от нее, создает художественное инобытие этой действительности. Поэтому именно мир “цвета плесени”, каким его увидел и художественно изобразил Флобер, принес ему мировую славу.

Роман (бессмертное произведение)ы “Госпожа Бовари” (1857) и “Воспитание чувств” (1869), повесть “Простая душа” (1877), а также последний Роман писателя “Бувар и Пекюше”, который так и остался незавершенным, – реалистические произведения с “буржуазным сюжетом”. Флобер обратился к современности, к “буржуазному сюжету”, как к символу и гарантии художественной правдивости.

В этих произведениях писателя наиболее полно проявились черты, которые ознаменовали новый этап в развитии реализма. Они ясно видны при сопоставлении героев Бальзака и Флобера. Бальзаковский Растиньяк умен, энергичен, дерзок, полон надежд, он готов к схватке со всем миром и отчаянно сражается за свое место под солнцем. Герои же Флобера – Шарль Бовари, Фредерик Моро и др. – лишены каких бы то ни было талантов.

Они являются сущностью того, что писатель назвал миром “цвета плесени”. Их образы – депоэтизированные и дегероизированные – яркая и точная характеристика современной Флоберу буржуазной действительности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мир “цвета плесени” (о пошлости и “буржуазном сюжете”, Г. Флобер)