“Мильон терзаний” Чацкого (по комедии “Горе от ума” Грибоедова А. С.)
А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию “Горе от ума” трудно переоценить. Пьеса Грибоедова останется современной и животрепещущей до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, стремление жить за счет других, а не собственным трудом, пока будут процветать охотники угождать и прислуживаться.
Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии. Грибоедов создает
И такому “обществу” в одиночку противостоит главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, “из дальних странствий возвратясь”, только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.
Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая
Итак, налицо любовная драма, но она перестает быть узко личной, перерастая в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского общества. Главный герой один выступает против армии старых “воинов”, начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.
Первое столкновение – с самим Фамусовым. Хозяин дома признает правильными идеалы “века минувшего”; и образец для него – дядюшка:
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам.
Совершенно ясно, что и сам Фамусов не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего “службы делу, а не лицам”.
Любовный и социальный конфликты комедии сливаются в единое целое. Личная драма героя осложнена отношением общества к нему, а общественная – личными отношениями. Это изматывает Чацкого, и в результате его жизнь превращается в “мильон терзаний”.
Состояние неопределенности приводит героя в неистовство. В начале действия он спокоен и уверен в себе:
Нет, нынче свет уж не таков…
Вольнее всякий дышит
И не спешит вписаться в полк шутов,
У покровителей зевать на потолок.
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднесть платок.
Но в монологе на балу в доме Фамусова уже совершенно очевидно, что у Чацкого “ум с сердцем не в ладу”. Образ главного героя очень трагичен: весь его монолог – следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает с таким пылом.
Чацкий не только не опровергает слухи о своем сумасшествии, но всеми силами, казалось бы, подтверждает их, ведь все его поведение, все поступки противоречат “здравому смыслу”, правилам, принятым в обществе:
Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами час побыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в ком рассудок уцелеет…
Вон из Москвы!
Сюда я больше не ездок,
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Герой переживает трагедию непонимания, но ведь все его монологи обращены к “московским бабушкам”, заведомо не способным оценить остроту ума обличителя. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвиняет представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. И пускай Чацкий не понят, пускай расточал свой пыл перед недостойными, но не быть молчалиным в обществе льстецов и лицемеров, вступить в открытое противостояние буквально со всеми – поступок, заслуживающий уважения.