Мифы и легенды. Первоначальные представления о вселенной и человеке



Цель: Дать ученикам начальное занятие о мифе и мифологии; рассказать о том, как и когда возникли мифы, о мировом значении мифологии и ее влияние на развитие искусства; развивать ассоциативное мышление учеников, творческое воображение, умение давать краткие логические ответы на вопрос; воспитывать интерес и почтительное отношение к мировоззренческим представлениям наших предков.
Оборудование: Книжная выставка разных изданий мифов Древней Греции, иллюстрации к мифам, репродукции картин на мифические сюжеты, мифологический словник.
Тип урока: Урок изучения нового материала.

…Знать дохристианские верования непременно нужно, так как без них нет возможности понять… историю культуры и историю литературы, основанных на духу народа. Митрополит Иларион.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы, цели урока

Запишите в тетради тему… Целью нашего урока есть…

III. Изучение нового материала

1. Слово учителя.

Миф происходит от греческого “митос”, что означает “слово” Это давние за происхождением сказания о Богах, разных

фантастических историях о сказочных героях, полубогах, уродах, “чудесах”. Мифологическое мышление – это способ восприятия Вселенной мысленным взором и чувством, т. е. научно и образно вместе с тем.

2. Беседа на проверку внимательности учеников

Какие причины возникновения мифов? Можно ли их назвать явлениями искусства слова? Вспомните, мифы каких народов вам известные?

На доске записанные пословицы и выражения: “Человек – это смертный Бог” “Погасла жизнь”. “На роде написано”.

3. Слово учителя.
Древнерусские мифы очень похожие на библейские истории о создании человека из глины, из земли, из праха: “И создал Господь человека из праха земного”. За одним из вариантов легенды, Бог старался изваять человека из теста. Отсюда и пословица: “Увидим, из которого ты теста!”

Так человек и появилась на мир. А чтобы он ожившая, вдохнул у него Господь душу.

У давних славян часто душа воображалась как огонь (искра, которую зажгло Солнце). Жизнь человека возможная была до тех пор, пока горело это внутреннее пламя. Не зря у нас до этого времени сохранилось выражение: “Погасла жизнь”.

А кто же правит судьбой человека, отмеривает ей срок для жизни? Давние славяне считали, что это Род – “отец” всего видимого и невидимого. Когда рождался ребенок, его будущая судьба записывалась к книге Рода.

Отсюда выражение: “На роде написано”.

В Роде есть помощницы-рожаницы, две дивы: Судьба и Не судьба – счастье и несчастье, характер и неудача. Они пряли нить жизни каждого человека.

Итак, наш мир – мир гармонии и контрастов, в котором есть день и ночь, свет и тьма. Боги часто вмешиваются в жизнь людей, удовлетворяя свои интересы, амбиции, а то и просто развлекаясь. Вместе из тем им хочется уважения от людей, их жертвоприношений.

Поэтому в мире людей из самого начала появилось добро и зло (грех); в борьбе добра и злой человек живой и поныне.

Мифы возникали во время, когда у людей было еще недостаточно развитое абстрактное мышление и сильное примитивное представление об окружающем миру и когда они ощущали бессилие перед стихийными силами природы.

Мифология – это основа искусства разных народов, этим словом называют и совокупность мифов какого-нибудь народа, и науку, которая изучает мифы.

Почти у каждого народа сохраняются пересказы, в которых действительное историческое переплетается с недействительным выдуманным; случаются чудеса, где действуют не только люди, а и фантастические существа бессмертные Боги, полубоги, фантастические животные.

– Рассмотрим картины, рисунки, которые представлены на доске.

Каких необыкновенных существ вы увидели? Опишите. (Циклоп, Кентавр, крылатый конь Пегас, созвездие Сфинкса – львицу из женской главой, Химеру – с главами Льва, козы и змеиным хвостом, сирена – полу-женщина-полуптица, Горгона).

4. Слово учителя. Так один за одним рождаются слова-мифы, которые перерастают в рассказы о высших существа, которые подобны людям. История знает несколько старинных цивилизаций со своими Богами и героями, с собственными тотемами (живое существо или какой-то символ, который считается священным) и табу (религиозные запреты, нарушение которых наказывалось Богами).

Мифы сближались с религией, поэтому в давних религиях Богов было много. Если распределить все мифы по их смыслу, то можно определить четыре разновидности:

1) объяснительные, что толкуют возникновение какого-то явления природы или человеческого общества;

2) повествовательные, в которых излагаются выдуманные истории о седой давности;

3) мифы о возникновении мира или его создание сверхъестественными существами – богами;

4) мифы, в которых действуют герои-полубоги, пращуры исторических людей.

5. Словарная работа:
На доске записанные определения понятий. Читает учитель. Ученики читают

Молча. Закрываю определение и даю возможность сказать его по памяти.

Миф (от грец. слово, пересказ) – форма мышления старинного человека, который передует искусству.

Мифология – совокупность мифов какого-нибудь народа, наука, которая изучает мифы.

6. Беседа:

Что в переводе из греческого означает слово “миф”? Что такое миф, мифология? Что давние люди выражали в мифах? Какие имена персонажей мифов вы запомнили?

В чем вы усматриваете похожесть мифов разных народов мира? Какие разновидности мифов определяют по их смыслу? Закрепление понятия о мифе.

7. Краткий пересказ учениками прочитанных мифов.

IV. Итог урока

Мифы помогают нам понять историю культуры и историю литературы, основанных на дохристианских верованиях народа.

Чудеса, которые меня ждут в мифе, превосходят всякие сказки.

V. Домашняя задача

Прочитать мифы “О создании земли”, “Чему бывает печальное Солнце?”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Мифы и легенды. Первоначальные представления о вселенной и человеке