Мифы и легенды. “О Создании Земли”, “Почему Бывает Печальное Солнце?”
Цель: Дать понятия о легенде и мифе, общий и отличительный признаки; раскрыть, анализируя содержание легенд “О создании земли”, “Почему бывает печальное Солнце?”, “О звездном Виз”, “О ветре”, “Об огне”, первоначальные представления предков о Вселенной и человеке, реальные и фантастические элементы человеческого поведения; формировать привычки выразительного чтения; пересказа легенд близко к тексту; воспитывать любознательность, почтительное отношение к мировоззренческим представлениям наших предков.
Тип
Оборудование: Разные издания народных легенд, иллюстраций к ним, переносная доска, картина М. Тимоненка “Перед грозой”.
Любите травинку, и животное, и солнце завтрашнего дня. Лина Костенко
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя
Литература каждого народа состоит из устного народного творчества и литературы. И мы с вами поговорим о мифах и легендах украинцев, так как человек примитивно понимал мир, в котором ей пришлось жить, и старалась объяснить все, что его окружало. Тогда же силой своей фантазии он создал чудесное, необыкновенное, где фантастическое
II. Объявление темы и цели урока
На переносной доске записанные понятия.
Легенда
Поэтический рассказ или народное сказание о каких-то исторических событиях или жизни людей. То, что кажется невероятным, выдуманным
Миф
Сказ, пересказ, который передает верование старинных народов о богах и легендарных героях. Что-то выдумано, несуществующее.
В чем разность между мифом и легендой?
Учитель. Наши предки верили, что весь мир: небо, воздух, вся земля – заполненные многими, духами, что вся природа живое, преисполненная всякого дива, который в ней все думает и говорит наравне с людьми и богами.
Силой своей буйной фантазии древнейший человек создал образа разных духов. Это русалки, мавки, леший, водяной, домовой, щезник, ведьмы.
Фантастические повествования, в которых действуют эти образы, составляют украинскую демонологию.
III. Изучение нового материала
Игра. Отгадай: кто я?
1) Живую в лесу, молодая, красивая девушка. Заманив кого-то к себе своей красотой, разговором, потом защекочу насмерть. (Мавка)
2) Живую в лесу, дикий человек, для которых дикие звери (олене, серны, зайцы) – то самое, что у обычных людей скот, а медведи, волки и рыси – это их пес и кот. Они пасут и присматривают своих зверей. (Леший)
3) Я подобный мужчине, но имею очень большой хвост и крылья. Как рыбаки раскладывают на берегу огонь, выхожу из воды. Рыба втекает передо мной и тогда хорошо ее ловить, так как сама набегает в сети. Сижу в реках и колодцах и могу показыватся людям мужчиной, ребенком, козлом, псом, котом, селезнем, рыбой. (Водяной)
4) Я выгляжу, как маленький мальчик в рогатой шапке с колыбелью в зубьях. Ноги такие, как у козла. Кормлю ночами скот, гоню к воде и загоняю назад к конюшне. (Домовой)
Учитель. Эти образы помогут нам лучше усвоить мифологические легенды.
Легенды распределяются на такие виды
Мифологические ————————– Социально-бытовые
Апокрифические ————————— Исторически-Героические
Топонимические ————————— Антропоморфические
Учитель. Ознакомимся с легендой “О создании земли”. Подготовленный ученик читает легенду.
Учитель. Народ никогда не воображал своей жизни без земли. Да и разве может быть иначе?
Ведь дерево или же цветок гибнут, если их вырвать из грунта. Так и человек. Ее душа вянет, засыхает, потеряв связь с родным краем.
Испокон века люди считали землю матерью. Она всегда согреет своей лаской, накормит своей щедростью, поддержит и защитит в лихой час. Все от земли – считали наши предки.
Своей жизнью и благосостоянием человек обязан прежде всего ей. – Припомните пословица, загадки, разные выражения о земле.
Уч ен и к и. Держимся земли, так как земля держит нас. Будь богатый, как земля.
Загадки
Всех кормит, поит, а о ней не каждый заботится. Что в мире богатейшее? Что в мире сильнее всего?
Подберите слова – характеристики, которые метко передают ласку земли. (Земля добрая, щедрая, богатая, плодородная, кроткая, радушная…)
Вспомните, встречали ли вы легенды, истории о происхождении мира?
Ученик. Так. Из зарубежной литературы читали миф “Происхождение мира, богов и человека”.
И в Библии читали о создании мира.
Учитель. Украинцы изначально любили и уважали родительский край, гордились своей родной землей. Старинные украинцы свято верили в то, что земля живая. Она дышит, родит, утомляется, иногда болеет.
Мы должны помнить: она – наша!
Дети! Каждому из вас приходилось ощутить, как солнечные лучики тихонько голубят, нежно гладят, нежно щекочут нас. Давайте узнаем, почему бывает печальное солнце.
Ученик читает стих.
Небо – будто в огне! Поле,
Запылала голубизна… Ставок,
И кажется мне: Наш огород
Все пылает, горит,- и садок.
Луки, В огнистые венки
Оделись цветка! Учитель. Приходилось ли вам подолгу смотреть на зрении?
Чему их считают “глазами неба”? Можно даже услышать выражение: звезды смотрят вниз.
Разве это в самом деле так, или это только кажется? Человеку изначально хотелось видеть в природе не врага. Мерцающий свет далеких звезд завораживал взгляд, смущало воображение.
Они наделялись человеческими мыслями и чувствами. Кланяясь вечной красоте этих небесных светил, люди доверяли им сокровенное – любовь, кручину, ожидание. А светлоглазые звезды смотрели на них и молчали, будто призадумавшись.
О чем речь идет в произведении “О звездном Визе”. (Ученик читает произведение.) Это легенда или миф? Обоснуйте свою мысль. Составить план. Пересказать легенду.
Миг творчества. Придумайте песню с такими словами:
В темном море Тихо купались ясные звезды. Или создайте четверостишие о звездах, использовав для этого такие рифмы: маленькие – мелкие, горят – мерцают.
Учитель. Приходилось ли вам слышать голос ветра? Конечно, люди зачастую прислушаются к его звукам, недоумевая их силе и выразительности: Даже в языке нашем существует много точных характеристик, которые ярко воссоздают своеобразную “симфонию” ветра.
Это, которым выступает ветер в легенде “О ветре”?
Что реальное, а что фантастическое в легенде? Словарная работа (объяснение непонятных слов). Взгляните на картину Николая Пимоненка “Перед грозой”. Что наделал озорник-ветер?
Что общего в легенде “О ветре” и картине Г. Пимоненка “Перед грозой”? Прочитать легенду “Об огне”. Определить фантастические и реальные элементы человеческого поведения.
Пересказать произведение. Определить жанр произведения.
IV. Итог урока
Какая разность между мифами и легендами? Чего нас учат произведения устного народного творчества.
V. Домашняя задача
Составить легенду о мифологическом существе, с которым мы знакомились на уроке.