Мифы и легенды Древней Греции
Урок-игра
Учитель. Сегодняшний урок мы проведем в форме игры КВН, в которой будут участвовать не только ученики, но и их родители. Школьники знают о богах и героях древних греков почти все, взрослые, возможно, что-то забыли. Но пусть вас это не смущает, дорогие родители, ведь КВН – клуб веселых и находчивых.
Смекалки и остроумия вам не занимать, у вас есть все шансы на победу.
Итак, сегодня соревнуются четыре команды: две команды учеников и две команды родителей. Помогают им их болельщики. А моими помощницами будут сегодня две нимфы.
Нимфа 1. Так это же славные аргонавты во главе со своим капитаном Ясоном плывут добывать золотое руно.
Учитель. Давайте и мы на корабле “Арго” перенесемся из нашего реального, будничного мира в удивительный, фантастический мир Древней Эллады, где живут и действуют наши мифологические герои. (Звучит второй куплет песни “Аргонавты”.)
Нимфа 2. Спасибо гостеприимству капитана Ясона, благодаря которому мы преодолели волны Эгейского моря и теперь находимся в Древней Греции.
Учитель. Мы начинаем КВН. Первый конкурс –
Нимфа 1. Как известно, первая газета появилась в Англии в XVII веке. Но давайте представим, что и на Олимпе существовала своя газета, скажем “Олимпийская правда” или “Вечерний Олимп”. Вам необходимо за пять минут сделать репортаж об одном из двенадцати подвигов Геракла.
Я думаю, не будет затруднений, ведь вы хорошо знаете этот миф.
Нимфа 2 Раздает задания.
1-я команда Составляет репортаж о том, как Геракл ловил киренейскую лань.
2-я команда готовит репортаж о том, как Геракл в один день очистил стойла у царя Авгия.
3-я команда Составляет репортаж о путешествии Геракла за золотыми яблоками Гесперид.
4-я команда готовит репортаж о пленении трехглавого пса Кербера.
Учитель. Разрешите представить вам наше уважаемое жюри и счетную комиссию. Конкурсы оцениваются по пятибалльной системе.
Следующий конкурс – “Нить Арахны” .
Нимфа 2. Любимой дочерью Зевса была Афина Паллада – защитница городов, богиня мудрости и знания. Девушки Греции особо почитали ее за покровительство во всех женских рукоделиях, включая кулинарное искусство. Но особенно искусна была Афина в умении прясть и ткать, никто из смертных или богинь не мог превзойти ее в этом.
Всем вам известно, как поплатилась Арахна, царская дочь из лидийского города Колофона, искусная ткачиха, захотевшая стать выше Афины: богиня обратила ее в паука, который висит на паутине и вечно ткет ее.
От каждой команды потребуется по одной участнице, готовой соперничать с Афиной Палладой в искусстве рукоделия. Вы получите крючок и клубок ниток и должны до конца состязаний плести нить из воздушных петель. Побеждает та участница, чья нить окажется длиннее.
Учитель. Пока жюри подводит итоги, мы проведем Конкурс с болельщиками. Каждый правильный ответ приносит команде одно очко.
Задание. Назовите имена древнегреческих богов или героев, которым посвящены эти строки. Угадав, сразу поднимайте руку.
Нимфы мне помогут в проведении этой игры.
Нимфа 1
Легкая билась волна о колена.
Белый кружился над ней голубок,
Тихо стекала жемчужная пена
С чресел богини на гладкий песок.
Юноша смуглый глядел изумленно,
Сбилось у ног его стадо овец.
Шла она легкой походкой со склона
К людям в долину, срывая чабрец.
(Вс. Рождественский)
(Афродита.)
Нимфа 2
Мой сын! Мой сын! Будь осторожен.
Спокойней крылья напрягай.
Под ветром путь наш ненадежен.
Сырых туманов избегай.
– Отец! Ты дал душе свободу,
Ты узы тела разрешил.
Что ж медлим? Выше! К небосводу!
До вечной области светил.
(В. Брюсов)
(Дедал и Икар.)
Учитель. А теперь послушаем наших репортеров. (Слово журналистам, оценка жюри.)
Следующий конкурс называется “Музы для Аполлона” .
Нимфа 1. А сейчас давайте выберем в каждой команде “Аполлона”. Известно, что у Аполлона были постоянные спутницы – музы. Напомню – их девять:
Каллиопа – муза эпической поэзии и знания;
Эрато – муза любовных песен;
Урания – муза астрономии;
Полигимния – Муза священных гимнов;
Терпсихора – муза танца;
Клио – Муза истории;
Мельпомена – муза трагедии;
Талия – Муза комедии;
Eвтерпа – Муза лирики.
А теперь задание для Аполлонов. Каждому Аполлону будут названы имена двух муз. Ваша задача – найти на подносе атрибут для каждой из них, а также для себя.
Муз можно выбрать из команды или болельщиков, вручив им атрибуты. На подготовку дается 1 минута.
1-я команда. Эрато, Клио.
2-я команда. Урания, Eвтерпа.
3-я команда.
Мельпомена, Терпсихора.
4-я команда. Каллиопа, Талия.
Учитель. Вопрос к болельщикам. Восемь муз получили свои атрибуты.
Скажите, какую музу мы обошли вниманием? Какие атрибуты ей принадлежат?
(Это Полигимния – муза священных гимнов. Специальных атрибутов у нее нет, однако на всех изображениях она представлена задумчивой, держащей палец на губах, очень редко – с лавровым венком на голове.)
Учитель. А теперь “Конкурс капитанов” .
Нимфа 2. Понятно, что капитаном среди олимпийцев может быть только Зевс. Поэтому выбираем по “Зевсу” от каждой команды. Символом могущества и неотразимой силы этого бога были громоносные стрелы.
Всех, кто вступал с ним в борьбу – будь то боги или смертные, он поражал этими стрелами. Но если мифологический Зевс разит стрелами, то наш Зевс должен разить остроумием. Самые величественные, самые мужественные, самые смелые, самые прекрасные – вперед!
Нимфа 1. Первое задание для капитанов. Не правда ли, кажется странным, что наши команды до сих пор не имеют названий. Поэтому первое, что предлагается капитанам, – подобрать название своей команде, можно и смешное, используя, конечно, мифологическую тематику.
На размышление – 1 минута.
Нимфа 2. Второе задание для капитанов. Объясните значение крылатых выражений.
1-й капитан. Ящик Пандоры.
(Троянский конь.)
2-й капитан. Ахиллесова пята.
(Сизифов труд.)
3-й капитан. Яблоко раздора.
(Золотое руно.)
4-й капитан. Лебединая песня.
(Век Астреи.)
На подготовку – 1 минута.
Учитель. Приступаем к заключительному испытанию для команд. Конкурс “Я для вас – режиссер” являлся домашним заданием команд.
Нимфа 2. Все, наверное, знают телепередачу “Сам себе режиссер”. В ней может принять участие любой телезритель, приславший в редакцию киноролик. Немного усложнив условия этой передачи, мы предлагаем вам конкурс “Я для вас – режиссер”.
На сцену вызывается режиссер со своими участниками. Задание такое: инсценировать любой миф, приглашая в качестве участников не только членов команды, но и гостей. Каждая команда получает по две оценки: одну за режиссуру и актерское исполнение, вторую за правильность ответа – необходимо угадать названия Мифов, инсценированных командами-соперниками, и действующих лиц.
Учитель. Участники конкурса могут пройти в импровизированную костюмерную. Пока наши команды готовятся, приглашаем участниц конкурса “Нить Арахны”. (Оценка жюри за конкурс.)
Приглашаем режиссеров. (Идет просмотр того, что приготовили режиссеры.)
Наш мифологический КВН подошел к концу. Проводим последнюю игру с болельщиками. Игра называется “Отыщи партнера” .
Задание. Каждой команде называется имя женского персонажа мифологического дуэта, команда должна отгадать ее партнера.
1-я команда.
Андромеда – (Персей) ;
Гера – (Зевс)
2-я команда.
Эвридика – (Орфей) ;
Галатея – (Пигмалион)
3-я команда.
Алкеста – (Адмет) ;
Рея – (Уран)
4-я команда.
Пенелопа – (Одиссей) ;
Гея – (Крон)
Учитель. Слово жюри для подведения итогов. Награждение команд.
А теперь, как ни грустно, пора возвращаться домой. Для этого опять обратимся за помощью к нашему знакомому капитану Ясону. Сегодня мы побывали в удивительном мире древнегреческих мифов, мире бесстрашных героев, мужественных воинов, грозных и беспощадных богов. Блестяще сыграли все команды.
Спасибо болельщикам, моим помощницам-нимфам, всем, кто участвовал в КВН. Мы не прощаемся с этим сказочным миром, ведь скоро нам предстоит встреча с поэмами Гомера “Илиада” и “Одиссея”.