Мифологический подтекст романа Е. Замятина “Мы”

Цели урока Рассмотреть мифологический подтекст романа Е. Замятина “Мы” для более полного и глубокого освещения таких проблем, как борьба добра и зла, свободы и несвободы; проследить становление, рождение в муках души человека (эта проблема раскрывается особенно ярко на уровне мифа, что позволяет рассмотреть произведение Е. Замятина как классическое, в контексте мировой культуры). Совершенствовать умение анализировать художественное произведение, учить видеть многоплановость, многомерность художественного мира; развивать ассоциативное

мышление учащихся.

Оформление, наглядность Стенд по творчеству Е. Замятина (портрет писателя, его высказывания о литературе, публицистические статьи тысяча девятисот семнадцатого-1922 годов, воспоминания современников). Репродукции с картин Малевича “Красный квадрат”, “Черный квадрат”. Музыкальные фрагменты из симфонии А. Скрябина и музыки в стиле техно.

По ходу урока создается блок-схема к произведению Е. Замятина “Мы”. На доске справа и слева от темы цитаты из романа:

“И я – мы, четверо, – одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке” (Запись 2).

“…Я чувствовал

себя над всеми, я – был я, отдельное, мир, я перестал быть слагаемым, как всегда, и стал единицей” (Запись 27).

Ход урока
Литературная разминка

1. С каким праздником древних ассоциировался у нумеров Единого Государства День Единогласия? (Пасха.)

2. Какой сюжет из Ветхого Завета по-своему, строго логически, изложил поэт Р-13? (Искушение Адама и Евы в Райском саду.) Д-503?

3. Бюст какого древнего поэта обнаружил Д-503 в квартире Древнего Дома? (Бюст Пушкина.)

4. С какой стихией природы ассоциируется у Д-503 старуха из Древнего Дома? (“…Морщины засияли, то есть, вероятно, сложились лучеобразно”, “я уж лучше тут, на солнце”.)

5. Какой миф лег в основу поэмы одного из государственных поэтов (поэма была прочтена на Празднике Правосудия)? (Миф о Прометее.)

6. Кто такой МЕФИ? Какой миф ассоциируется с ним? (Крылатый юноша, миф об Икаре.)

7. Какую почетную обязанность выполнял Благодетель в день Праздника Правосудия? Какая ассоциация возникает при описании этого “праздника”? (Роль палача, распятие Христа на горе.)

8. По словам Благодетеля, непременный признак истинной алгебраической любви к человечеству… (Жестокость.)

9. Что сближало нумер Д-503 и диких людей, живущих за Зеленой Стеной? (“…Мои руки: все в волосах, лохматые – какой-то нелепый атавизм”.)

10. Что в лице I-330 вызывало сначала раздражение, а потом тревогу у Д-503? (Брови иксом, напоминающие крест.)

Подступ к теме

Учитель. Как вы видите, обращение к мифологическому подтексту не случайно. Миф буквально рвется сквозь цифры со страниц замятинского романа. Но давайте выясним:

– Что такое миф?

– О чем повествуют Мифы? Какие моменты человеческой жизни отражают?

– Какие проблемы рассматриваются мифологической культурой?

– Какие религиозные сюжеты часто обыгрываются в литературе?

Необходимо подвести ребят к правильному пониманию мифа. Это не сказка, не легенда. Это способ человеческого бытия, особая форма сознания, мировосприятия, которое, во-первых, одухотворяет окружающий мир, во-вторых, не делает различия между материальным и идеальным, человеком и Вселенной, в-третьих, напрямую связывает образ и его значение.

Для мифологической культуры традиционным являются конфликты между добром и злом, Богом и дьяволом, противопоставление священного и мирского.

В литературе часто обыгрываются такие мифологические и религиозные сюжеты, как мифы об Икаре, Прометее; искушение Адама и Евы в Райском саду, распятие и воскресение Христа, падение ангела и другие.

Учитель. Итак, попробуем рассмотреть Роман “Мы” как один священный миф. Это возможно, так как в романе представлена история рождения человеческой души, история перерождения нумера в личность.

А ведь поиск самого себя – один из классических сюжетов мировой литературы.

Исследовательская работа по теме

Пока звучит музыкальный отрывок в стиле техно, учитель обращается к цитатам из романа “Мы”. Между словами, произнесенными Д-503, огромная разница. Кажется, что они произнесены разными людьми.

Так оно и есть: первая фраза принадлежит нумеру, вторая – личности, человеку. Но, согласитесь, само по себе такое перерождение не могло произойти случайно. Требуется толчок, что-то ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ, что нарушило бы равновесие, состояние “психологической энтропии” Д-503.

И явно: этот толчок должен быть не из мира нумеров, а из другого, задавленного, древнего.

Звучит отрывок из симфонии № 3, до минор, соч. 43, “Божественной поэмы” А. Скрябина (третья часть, “Божественная игра”). Автор музыки указан в тексте романа “Мы” (запись 4), выбор же симфонического отрывка обусловлен мыслью самого композитора.

Скрябин считал, что его “Божественная поэма” – это своеобразная “биография духа”; в третьей же части передан высший расцвет свободной творческой души. Е. Замятин не мог не знать об этом.

– С какого момента вторгается в жизнь Д-503 неизвестное?

– Как в романе обыгрывается мотив искушения? Покажите развитие этого мотива на звуковом, цветовом, образном уровнях.

Искушение начинается с музыки. Это сильнейший способ пробуждения души. Ребята зачитывают отрывок записи 4 от слов “Она была в фантастическом костюме древней эпохи…” до слов “Сидевший рядом со мной покосился влево…”.

I-330 выступает в роли змея-искусителя, с ней и ее игрой пробуждается нечто “дикое, несущееся” в Д-503.

Зачитываются отрывки из записей 6 от слов “Я вышел, сел” до “Послушайте, вы, ясно, хотите оригинальничать…”; 10 от “Я обернулся” до “Мембрана все еще дрожала” и от “Какой наглый, издевающийся тон” до “Дальнейшее я могу описать только приблизительно…”.

Искушение в Древнем Доме, I-330 в желтом платье (цвет соблазна) предлагает герою ядовито-зеленый ликер, целует в губы как змея. Параллель с искушением Змием в Райском саду Евы и Адама яблоком.

Учитель. “Я отстегнулся от земли и самостоятельной планетой, неистово вращаясь, понесся вниз, вниз – по какой-то невычисленной орбите…” (запись 10). Искушение I-330 выбивает почву из-под ног Д-503, нарушает его полное равновесие, состояние “психологической энтропии”. Попробуем зафиксировать эту “невычисленную орбиту”.

Несется ли герой вниз или взлетает?

Учитель на доске, ребята в тетрадях делают первые записи блок-схемы. В процессе работы они доказывают, что его орбита – это постоянные взлеты и падения. (Запись 15: “Что со мной? Я потерял руль.

Мотор гудит вовсю, аэро дрожит и мчится, но руля нет, – и я не знаю, куда мчусь: вниз – и сейчас об земь, или вверх – и в солнце, в огонь…”)

Схема строится по зеркальному принципу. На это указывает запись 16, в которой доктор-лезвие объясняет рождение души: “Плоскость стала объемом, телом, миром, и это внутри зеркала – внутри вас – солнце, и вихрь от винта аэро, и ваши дрожащие губы, и еще чьи-то”. Любое событие воспринимается теперь двояко, в двух плоскостях: рационально, математически и всем существом, нарождающейся душой.

Чтобы воскрес человек, родилась душа, должен умереть нумер.

– Как в романе обыгрывается рождение души?

– Где оно происходит? Какую роль играет Древний Дом и старуха в романе?

– Почему рождение души происходит в Древнем Доме?

– Какие грани человеческой души открывает Древний Дом и старуха в Д-503?

Запись 17: смерть и рождение происходят в Древнем Доме, когда Д-503 прячется в шкаф-лифт. Ассоциация: герой хоронит себя прежнего; шкаф – гроб. “Я быстро открываю дверь в шкаф – я внутри, в темноте – захлопываю ее плотно. Один шаг – под ногами качнулось.

Я медленно, мягко поплыл куда-то вниз, в глазах потемнело, я умер”.

Древний Дом – древний мир. По мере знакомства с этим древним миром в герое растет желание ощутить родство, почувствовать себя не только человеком, но и сыном. Особенно ярко этот мотив Сын – мать раскрывается после посещения героем Благодетеля, когда он оказался распят словом, мыслью, почувствовал свое одиночество – и возопил о матери в образе Старухи.

– Покажите, как меняется мироощущение, мировосприятие Д-503 с приходом в его жизнь I-330. Как это отражается на звуковом, цветовом, образном уровнях?

С появлением I-330 в жизнь Д-530 вступает любовь, чувство прекрасное и страшное одновременно, так как оно не подвержено вычислениям. Для героя это Хаос. Теперь вместо голубого неба и такого же солнца – буйство красок, вместо марша Единого Государства – “ветер хлопает о стекло огромными крыльями” (запись 21, 23), вместо “ясно” – вопросы, вместо блаженного покоя – тревоги и сны.

Мотивы взлета и падения, полета: крылья, птицы.

– Какую роль играют сны в романе? Какие глубины души открывают они в Д-503?

Подготовленные ученики комментируют сны в романе (записи 7, 18, 21). В мифологическом сознании сны играют большую роль. Они связующее звено между внешним и внутренним миром, перекрестки разных измерений, проводники тайн подсознания.

Они делают явным скрытое, подавленное, они предсказывают…

Учитель. Итак, Д-503 вступил в совершенно новый для него мир. Но чтобы быть принятым им, герой должен пройти ряд испытаний.

Это классическая схема любого мифа.

– Какие потрясения, испытания можно проследить в жизни Д-503?

(Ложное спасение женского нумера (запись 22) – настоящее спасение I-330 на дне Единогласия (запись 25); встреча с “братьями” за Зеленой Стеной; полет на Интеграле…

Работа с блок-схемой (отмечаются указанные события).

– Как на мифологическом уровне можно рассматривать запись 27 (о МЕФИ)? Расшифруйте ее. Какие ассоциации возникают при ее прочтении?

“В руках у ней – чаша, по-видимому, из дерева. Она отпивает красными губами – и подает мне, и я жадно, закрывши глаза, пью, чтоб залить огонь – пью сладкие, колючие, холодные искры”. Это своего рода причащение, очищение от грехов, приобщение к “новому” древнему миру.

– Д-503 был одним из “мы”, стал одним из “братьев”. Есть ли разница между такими единствами?

(Снова обращаемся к цитатам из романа, записанным на доске. “Мы” – масса нумеров; “братья” – единство личностей; мысль о соборности.)

– Одна из важнейших сцен – встреча Д-503 с Благодетелем. Сцена отрезвления. Отступившее было Единое Государство снова вторгается в личную жизнь Д-503.

(Подготовленный ученик зачитывает сцену встречи Д-503 с Благодетелем – запись 36.)

– Какие проблемы приходится решать герою? Почему Д-503 одновременно воспринимается как Иисус Христос и как палач Христа? Почему мифологический подтекст в этой сцене звучит особенно ярко?

(До встречи Д-503 с Благодетелем героя постоянно сопровождала I-330, ее любовь. Теперь Д-503 один, ему самому предстоит сделать выбор: с кем он? Как только герой оказывается в ситуации выбора, он тысячью невидимых нитей связывается с теми, кто до него решал те же проблемы. Поэтому возникает распятый Христос.)

– Как можно рассмотреть концовку романа? На сюжетном уровне получается, что Д-503 вернулся в состояние нумера. К чему тогда история рождения души?

Имела ли она смысл?

(Исходя из движения души героя Д-503, а также всего Единого Государства вполне логичным является концовка романа – Апокалипсис. Это и наказание за грехи, и последнее испытание для героя.

Операция по удалению фантазии возвращает Д-503 в состояние нумера. Однако это не ставит точку в истории души героя. На сюжетном уровне история Д-503 завершена.

На мифологическом (философском) она размыкается. Последний вопрос героя: а что дальше? Операция была произведена насильно. Сам же герой не возвратился к мышлению нумера.

Состояние энтропии преодолено. Даже то, что энергия души будет воспринята и задействована для дальнейшего движения (так как ничто не исчезает бесследно, энергия не исчезает), делает историю Д-503 не бессмысленной.)

Подведение итогов

– Какое отношение имеют репродукции картин Малевича к сегодняшнему уроку?

(Высказываются разные точки зрения.)

Учитель. Возможно ли было многообразие мнений в Едином Государстве? Нет. Жизнь была упрощена, одноцветна, одномерна.

Была бездушна. Вы сейчас высказали разные точки зрения, и со всеми можно согласиться. Это один из принципов мифологического сознания – неоднозначность оценок.

В этом многообразии и заключается жизнь. Только в единстве разностей может родиться энергия, способная противостоять энтропии. Энтропии души, мысли, поступка.

Да, конечно, Замятин предупреждает о том, к чему может привести увлечение технизацией, но главное – он говорит о необходимости взращивать душу, бороться с застоем и покоем, постоянно задавать вопрос: а что дальше?

Домашнее задание. Подготовиться к сочинению на тему “Я и роман Е. Замятина “Мы””. Составить план, тезисы к каждому пункту плана.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мифологический подтекст романа Е. Замятина “Мы”