Методика проведения государственной итоговой аттестации по русскому языку
Как и учебные, так и контрольные пересказы могут быть подробными, краткими, выборочными, с творческой задачей. Методика проведения контрольного пересказа отмечается большей самостоятельностью учеников в работе с текстом, чем во время написания учебных пересказов. Во время государственной итоговой аттестации творческая работа должна выполняться учениками самостоятельно, а потому вести во время аттестации беседу о том, что ученикам понятно, что непонятно, бесспорно, не нужно.
Также не проводится устный пересказ услышанного и коллективное
Работа на государственную итоговую аттестацию по русскому языку за курс общеобразовательной средней школы ученика (ученицы) 11-А класса (фамилия, имя и отчество в родительном падеже) На первой странице (там, где стоит штамп школы) проставляется число
Заметим, что объем работы (кроме титульной страницы) может превышать 3 страницы, и будет нужен двойной лист-вкладыш, который подписывается, начиная с 5-й страницы. Очень важно, чтобы учитель имел возможность сначала прочитать первичный текст про себя и приготовиться к его озвучиванию, придерживаясь необходимой тональности, выразительности, интонационного соответствия синтаксиса и пунктуации. Время проведения государственной итоговой аттестации может делиться ориентировочно таким образом:
В первые 2 – 2,5 ч – прослушивание первичного текста и создание нового варианта работы по ее редакторской правке; переписывание начисто и самопроверка.
Работа должна быть сдана не позднее указанного времени окончания аттестации.
Проведение письменной аттестации:
Первое чтение текста пересказа учителем – прослушивание его учениками. Небольшая пауза (около пяти минут) – ученики должны сосредоточиться на услышанном, могут сделать короткие записи ключевых слов, основных мыслей, конкретных фактических наименований (фамилии, даты, цифры и т. п.). Ознакомление учеников с дополнительной задачей (учитель зачитывает задачу, но не дает никаких объяснений), во время которого ученики мысленно должны сориентироваться в творческой работе, выяснить для себя, на что именно обратить внимание в процессе повторного чтения текста (с чем согласиться, что возразить и т. п.). Повторное чтение первичного текста учителем – во время этого на слух ученики могут сделать записи в черновике в виде плана, отдельных слов, словосочетаний, необходимых для раскрытия основной мысли, для связи частей текста и т. п. Написание учениками в черновике творческой работы (плана, текста произведения) в полном или сокращенном варианте.
Выполнение работы в чистовом варианте (переписывание). Для этого необходимо не менее часа. Ученики должны позаботиться о том, чтобы творческая работа была написана опрятно, без исправлений, согласно нормам оформления письменного текста (соблюдение красной строки, абзацы и др.).
Самопроверка учениками написанного в чистовом варианте. Номер текста для пересказа и содержание творческой задачи будут сообщаться Министерством образования и науки в день проведения государственной итоговой аттестации по Национальному телевидению и радио (начало в 9 часов).