Методические материалы для написания сочинения по направлению Путь
Наверное, каждый из нас, находясь в полной тишине, читал книгу у горящего камина. И, думаю, всем знакомо то чувство, когда, оставшись наедине с произведением великого писателя, ты получал огромное удовлетворение. Именно в этот момент тебя интересовало все: развитие сюжета, поведение героев, концовка произведения.
Но самое главное – это то, что каждая страница, каждая строчка, каждое слово книги говорили нам о том времени, когда происходили события. Будь то Древний Египет, пореформенная Россия или современный нам мир…
Так, с первых
И он соблюдает свои интересы: мужики получат не лес, а пеньки… Так беззастенчиво обирает крестьян либеральный и бесхозяйственный дворянин Кирсанов, а что сделает тот, кто во всем умеет видеть выгоду?
Крестьяне тоже понимают, что в их жизни наступают перемены. Они по-своему борются: отказываются от уплаты оброка, не ходят
И даже добрый и гуманный Николай Петрович Кирсанов приходит к выводу, что “без страха наказания ничего не поделаешь!” Это ли не отличительная черта того времени!
Яркой приметой предреформенной эпохи является и появление в обществе революционеров-демократов, нигилистов, отрицающих все, что было так любо дворянам. Герой романа Евгений Базаров признает только науку. Она его кумир! Ни религию, ни искусство, ни семейные устои, ни любовь не принимает нигилист!
Особые споры читателей и критиков той поры вызывало отношение тургеневского героя к самодержавию, которое, по мнению нигилиста, необходимо свергнуть. ” Сначала нужно место расчистить!”- говорит Базаров. Это его программа действий!
Всего два примера взяла из знаменитого романа И. С. Тургенева, а как ярко предстала перед нами та эпоха, то “тысячелетие на дворе”, которые нарисовал писатель… 300 слов.
- Материалы для написания сочинения Год литературы в России Знаменательные даты бывают не только у авторов книг. В отечественной и мировой литературе есть много произведений, признанных шедеврами. Книги-юбиляры 2015-2016 учебного года стоят того, чтобы о них вспомнили и отметили их первый выход в свет. Рассказывая об одной из них, можно написать прекрасное сочинение по направлению “Год литературы в России”. Книги-юбиляры 2015 года Произведения, опубликованные […]...
- Методические материалы. Краткое изложение текста А. С. Пушкин “И. И. Пущину”. Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях (мультимедийный урок по литературе, 6-й класс) А. С. Пушкин. “Капитанская дочка”, глава “Вожатый”. 9-й класс Викторина об отечественной литературе №1 Викторина об отечественной литературе №2 Еремина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя Интегрированный урок по литературе “Слово […]...
- Методические рекомендации к написанию выпускного сочинения по литературе 11 класс Методические рекомендации к написанию выпускного сочинения по литературе 11 класс. . При написании сочинения по литературе следует помнить: – oб объеме сочинения: 4-5 страниц; суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения; – почерк должен быть разборчивым; – соблюдать поля; – писать желательно синей или фиолетовой пастой; – на выбор темы […]...
- Методические рекомендации учителям по подготовке учащихся к написанию сочинения и по проверке задания 25 на ЕГЭ по русскому языку в 2016 году Коллеги, абитуриенты, интересный материал по проверке сочинений ЕГЭ с семинара экспертов. 1.Аргументом к позиции автора может служить произведение этого же автора, даже из этого же произведения, только другой эпизод, другие герои. 2.Если экзаменуемый комментирует помимо сформулированной им проблемы еще одну, не обозначенную им в сочинении, то снимается балл по критерию K5 логика. . 3.Нельзя путать […]...
- Алгоритм написания итогового сочинения. Практические советы Ребята, при написании и проверке сочинения следуйте советам опытного учителя. 1.Вступление 60-70 слов. : Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения? Отражено ли это во вступлении? Намечена ли цель сочинения? Сужена ли тема? 2.Есть ли переход к основной части? – Эта проблема поднимается во многих произведениях русской мировой, современной, .. литературы.. – Так, в […]...
- 7 секретов написания сочинения ЕГЭ Полезные советы эксперта 1. План сочинения важные нюансы. 1. Вступление Формулируется одна из проблем текста вопросом. 2-3 предложения. Например: ” Что такое память? Почему она важна для человека? Именно эту проблему поднимает об этом рассуждает. Д. Д. Иванов в данном тексте”. 2. Комментарий текста Показываем, как проблема раскрывается в тексте, на каких примерах. Помним, что комментарий не пересказ. […]...
- Материалы к написанию сочинения Человек и природа По рассказу Николая Почивалина “На природе” Ход урока. I. Чтение текста у учеников распечатки рассказа. II. Беседа по прочитанному. – Направление “Человек и природа” предполагает размышление над эстетическим, экологическим или социальным аспектом этой проблемы. Какой аспект взаимоотношений человека и природы является главным в рассказе Н. Почивалина “На природе”? – Обозначьте экологические проблемы, которые поднимает автор. – Рассказ “На природе” входит в […]...
- Рекомендации для старшеклассников для написания сочинения На уроках развития связной речи старшеклассникам предлагается научиться писать произведения, более сложные, чем в предыдущих классах, за жанрами и видами. Это отклик о произведении искусства, статья в газету на морально-этическую тему, произведения на общественные и морально-этические темы. Написание таких произведений помогает проявить широту мировоззрения, эрудицию, оказывает содействие развитию самостоятельности мышления, требует знаний особенностей данного вида […]...
- Образцы написания сочинения по новелле Франца Кафки “Перевоплощение” Тема сочинения Проблема родственных отношений в новелле Франца Кафки “Перевоплощение”. Выдающийся австрийский писатель-модернист Франц Кафка (1883-1924) с раннего детства ощущал болезненную любовь-ненависть к отцу, который отличался очень деспотическим характером, был для семьи настоящим тираном. Францу он говорил о бесталанности сына, упрекал неумениям “крутиться” в жизни. Неспособный оказывать отцу активное сопротивление, Франц все же отказался заниматься […]...
- Жизненный и творческий путь С. Васильченко (Материал для сочинения) Степан Васильевич Панасенко (Васильченко) (1879 – 1932). Родной городок на Черниговщине казался таким дорогим и красивым, хотя в нем, как и всюду, вековали бедность, за тяжелой работой бедность света-солнца не видела. Там 8 января 1879 года родился будущий писатель, там познал первые детские радости и печали. Немалая семья Панасенко – всех было восемь – жила […]...
- Жизненный и творческий путь В. Нестайко (материал для сочинения) Всеволод Зиновьевич Нестайко (Родился в 1930 году). Всеволод Нестайко принадлежит к поколению, чье детство оборвала война. Детские годы писателя оставили воспоминания не только о войне… Родился в городе Бердичеве Житомирской области. Отца мальчик почти не помнит. Ему было четыре года, когда пришла весть о том, что отец погиб за границей, выполняя государственную задачу. Всеволод вспоминает […]...
- Жизненный и творческий путь С. Олейника (материал для сочинения) Степан Иванович Олейник (1908-1982). Степан Олейник почти четыре десятилетия своей жизни отдал работе в литературе, свыше пяти десятилетий – в журналистике, непосредственно работе в редакциях газет, выступлениям на страницах литературно-художественной печати. Поэт-Лирик (а свои первые стихи он напечатал в одесских газетах уже в середине 20-х годов) и публицист, автор очерков и репортажей, он сразу после […]...
- Рекомендации по написанию сочинений по пятому направлению Чем люди живы? Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия на материале отечественной и мировой литературы. . Формулировка “Чем люди живы?” подразумевает, что люди живы духовными ценностями: любовью к ближнему, верой в Бога, мечтой, верой в справедливость, в дружбу. Тема любви. А. Н. Островский “Гроза” Пьеса “Гроза” – […]...
- К итоговому сочинению по направлению “Год литературы” В пустыне веков, где камня на камне не осталось после войн и пожаров и лютого истребления, стоит этот одинокий, ни на что не похожий собор нашей древней славы. Н. А. Заболоцкий о “Слове о полку Игореве”.. Это – прекрасный благоуханный цветок славянской народной поэзии, достойный внимания памяти и уважения. В. Г. Белинский.. Материалы к сочинению […]...
- По направлению к Солженицыну Этот номер составлен по итогам Солженицынского конкурса, который наша газета совместно с Домом Русского Зарубежья проводила в 2009 году. Перед вами работы финалистов и победителей – вернее, лишь часть работ: если бы мы задались целью опубликовать все, то нам не хватило бы и объема хорошей книги. Интерес к конкурсу оказался очень большим: на суд жюри […]...
- Методические рекомендации по выполнению задания 15.3 ОГЭ Задание 15.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Что такое человечность”, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 два. примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять […]...
- Материалы для подготовки к сочинению по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети” Подготовительные вопросы к сочинению Кто является основными участниками конфликта в романе? Каковы внешние различия между Базаровым и П. П. Кирсановым? Какие черты характера их объединяют, и что разделяет? В чем трагедия Базарова и Кирсановых? Является ли Базаров “героем своего времени”? Как относится автор к своему герою? Ответы И. С. Тургенев обладал замечательным даром видеть и […]...
- Экспериментальное время в романе Марселя Пруста “По направлению к Свану” (“В сторону Свана”) Пруст получает богатое наследство, но тяжелая форма астмы вынуждает его вести с 1906 года затворнический образ жизни. Восстанавливал в книгах свою жизнь, сидя на одном месте. 1910(-1922) он начал работу над основным своим произведением – “В поисках утраченного времени”. Сначала три части. Роман “По направлению к Свану” вышел в ноябре 1913 года и был незамечен. […]...
- ОБРАЗ ДОРОГИ ПУТИ. . Материалы к выпускному сочинению Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги пути. . По словам А. Блока, ” первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги”. Дорога – это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в […]...
- Рекомендации по написанию сочинений по второму направлению Вопросы, заданные человечеству войной Вопросы, заданные человечеству войной Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне с опорой на произведения отечественной и мировой литературы. . Предполагаемые темы-проблемы: 1. “Победа без победителей”. М. А. Шолохов “Донские рассказы” М. А. Шолохов был одним из немногих писателей, […]...
- Тема Времени. Материалы к выпускному сочинению Художественное время и пространство иногда называют хронотоп, от двух слов греческого языка “хронос” – время и “топос” – место. Хронотоп в современном литературоведении чаще всего понимают, как пространственно-временную модель конкретного произведении. ОБРАЗЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ Биографическое: детство, юность, зрелость, старость. “Детство”, “Отрочество”, “Юность” Л. Н. Толстого.. Историческое:Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества. Отцы […]...
- История написания произведения по роману Обрыв (Гончаров И. А.) Одновременно с работой над “Обломовым” автор вынашивает замысел еще одного романа – “Обрыв” (вначале он назывался “Художник”). Законченный через десять лет после “Обломова”, “Обрыв” вместе с “Обыкновенной историей” и “Обломовым” составил своеобразную трилогию. В третьем романе писателя нарисовано широкое полотно провинциальной русской жизни середины XIX века. В центре романа – фигура художника Райского, поклонника искусства […]...
- Путь идейных исканий Пьера Безухова как путь к идеям декабристов …Я буду писать историю людей, Более свободных, чем государственные Люди, историю людей, живших в Самых выгодных условиях жизни… Людей, свободных от бедности, От невежества, и независимых. Л. Толстой Отход от господствующих социальных норм в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” с особой силой проявляется в истории психологической эволюции Пьера Безухова, и не только отход, […]...
- Материалы для проверочных работ и викторин к роману Гончарова “Обломов” Перед изучением нового литературного произведения советую коллегам проводить проверочные работы, напоминающие викторину. Обычно вопросы викторины касаются знания текста произведений, они позволяют обращать внимание детей на очень важные детали при чтении (портрет героя, интерьер, новую лексику). Ребята быстро привыкают к такого типа заданиям и, начиная читать новое произведение, уже невольно вглядываются в детали, про которые их […]...
- Методические рекомендации к изучению Поэзии Иосифа Бродского в 11-м классе И Осиф Бродский – один из крупнейших поэтов второй половины XX века, его поэтическое значение для русской литературы огромно. И хотя монографически творчество Бродского в 11-м классе не изучается, не коснуться его в обзоре литературы последних тридцати лет вряд ли представляется возможным. В гуманитарных же классах средней школы, на спецкурсах и факультативах, посвященных современной русской […]...
- Краткое содержание романа Пруста “По направлению к Свану” Время ускользает в краткий миг между сном и пробуждением. В течение нескольких секунд повествователю Марселю кажется, будто он превратился в то, о чем прочитал накануне. Разум силится определить местонахождение спальной комнаты. Неужели это дом дедушки в Комбре, и Марсель заснул, не дождавшись, когда мама придет с ним проститься? Или же это имение госпожи де Сен-Лу […]...
- Конспект урока написания письма для 2-4 класса Методическая разработка урока письмаВ данном материале представлена методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 2-4 классов с дидактической задачей выработать у школьников умениеграмотно писать письма. Данный урок несет в себе еще и большой воспитательный потенциал, так как Дети пишут письма ветеранам Великой Отечественной войны. Этот вид деятельности можно отнести и к внеурочной работе с […]...
- Процесс написания второго тома поэмы “Мертвые души” Полнее процесс написания второго тома “поэмы” писателя раскрывается в цикле под названием “Четыре письма к разным лицам по поводу “Мертвых душ””. С одной стороны, Гоголь готов проявить крайнее смирение, согласиться с самыми резкими нападками критиков (в том числе Булгарина, Сенковского, Полевого) на содержание и стиль его сочинений (как должно было это уязвить и огорчить Белинского, […]...
- История написания романа “Анна Каренина” Как и во всех других случаях, Толстому долго не давалось начало его романа. Одиннадцать раз начинал он “Анну Каренину”, отбрасывая одну за другой не удовлетворявшие его страницы. В одном из ранних набросков Толстой дал роману заглавие “Молодец-баба” 2. Вслед за этим заглавием возникали другие: “Две четы”, “Два брака”. Однако ни одно из них не закрепилось […]...
- Материалы к урокам по изучению поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”. 10-й класс Личность писателя. Мир гоголевского слова Начинаем урок с размышления о личности Гоголя. Нам представляется, что во многом осознание глубины личности творца помогает осознать и грандиозность созданного им произведения. В процессе мини-лекции останавливаемся на противоречивости характера писателя, приводим высказывания современников о нем (попутно предложив ученикам подумать над вопросом: Почему современники Гоголя часто давали ему совершенно противоположные […]...
- “Ты и блаженство, и безнадежность…” (допуск на егэ по направлению разум-чувства) Любовь – самое неопределенное и не поддающееся рассудку чувство, влекущее за собой совершенно непредсказуемые события. Каждый человек за свою жизнь хотя бы раз сталкивался с ней, независимо от своего желания. Тема любви является одной из основных во всей мировой литературе, однако особое внимание стоит уделить произведениям русских писателей, в которых данный вопрос если и не […]...
- Методические рекомендации по изучению темы “Информация и информационные процессы” в 7 классе Тема “Информация и информационные технологии” заняла прочное место в курсе информатики. На нее опирается изучение всех остальных тем курса. Собственно, с изучения этой темы и начинается изучение этого предмета. Поэтому важность этой ее не вызывает сомнения. Однако курс информатики еще недостаточно устоялся. Это связано не только и не столько молодостью школьного курса, сколько молодостью самой […]...
- Материалы к сочинению по роману Г. Булгакова “Мастер и Маргарита” Известно 6 редакций произведения. Первую из них, как свидетельствуют литературоведы, автор сжег. Сначала писатель хотел написать роман о дьяволе со вставной новеллой о Христе и Пилате. Изменялись и варианты названий романа: “Большой канцлер”, “Сатана”, “Вот и я”, “Черный маг”, “Копыто инженера”, “Жонглер с копытом”, “Сын В…”, “Гастроли Воланда” и др. В 1931 -1932 годах в […]...
- Материалы для изучение поэмы Вен. Ерофеева “Москва – Петушки” Как и тема, реалии, так и способ повествования в поэме специфически национальные: это сказ. Классический сказ, как известно, создает образ рассказчика демократического, из низов, “это человек не литературный”, по словам Бахтина, “в большинстве случаев принадлежит к низшим социальным слоям, к народу”. Сказ бывает двух видов: однонаправленный и двунаправленный, т. е. точки зрения рассказчика и автора […]...
- Материалы к сочинению в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Подготовительные вопросы к сочинению: Что осуждает Н. В. Гоголь в комедии “Ревизор”? Какими великий сатирик изобразил чиновников? Кто является жертвой злоупотреблений чиновников? Что смешно, а что грустно в комедии Гоголя? Почему чиновники верят Хлестакову? Широта художественного обобщения позволяет увидеть в комедии сатиру на всю государственную бюрократическую систему царской России. Автор бичует в ней взяточников, казнокрадов, […]...
- Мотивы написания драмы Чехова “Три сестры” Пожалуй, ни в одном из произведений Чехова не прозвучала с такой силой тоска по сильным, способным на борьбу людям, как в драме ” Три сестры ” (1900). Человек должен быть “грубым и беспощадным в своих стремлениях к свободе”, – утверждал писатель. Умные и чистые герои “Трех сестер” ненавидят пошлость, но ненависть их проявляется только в […]...
- Замысел и история написания романа “Острова сокровищ” Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге, политическом культурном центре Шотландии, и по материнской линии принадлежал к старинному роду Белфуров. Отсюда и основная тема большинства его произведений – Шотландия, ее история и ее герои. На третьем году жизни мальчик перенес болезнь бронхов, последствия которой мучили его потом всю жизнь и привели к […]...
- План сочинения на тему: Два Евгения (Онегин и Базаров) Два Евгения (Онегин и Базаров) I. Вступление Этих героев очень трудно сравнивать, т.к. они принадлежат и к разным сословиям, и к разным эпохам развития русского общества. Их убеждения также различаются. Однако и у них есть кое-что общее. IL Главная часть 1. Начать следует с различий, т.к. они лежат на поверхности и их легче определить: а) […]...
- Тема сочинения Конфликт в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа “Отцы и дети” – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не […]...
- Исторический план написания “Капитанской дочки” Первый план не стал основой задуманного произведения – явно недоставало фактического материала. Но Пушкин продолжал размышлять о Шванвиче; его больше всего беспокоило обоснование перехода дворянина на сторону Пугачева, и в сентябре 1832 года он записывает новый план. Характерная особенность этого плана – перенесение событий в провинцию, в края, близкие к месту восстания. Это позволяло описать […]...