Метаморфозы характеристика образа Ниоба
Ниоба – персонаж “Метаморфоз”, фиванская царица родом из Лидии, жена Амфиона. Она оскорбила Латону (Лето) тем, что кичилась перед ней, матерью всего двоих детей (Аполлона и Артемиды) своей многодетностью (по разным версиям, у псе было от 3 до 20 детей, сыновей и дочерей). В наказание Аполлон убил ее сыновей, а Артемида – дочерей.
Сама Н. превратилась в скалу. Ее история – пример одновременно и наибольшей дерзости, и наибольшего горя. В “Илиаде” ее историю Ахилл рассказывает Приаму – в этой версии у Ниобы шестеро сыновей и шесть
Трагедии Эсхила и Софокла на этот сюжет не сохранились. В “Метаморфозах” Овидия рассказ о Н. стоит в ряду других историй о дерзких людях, бросающих вызов богам. Н. соревнуется с Латоной в многодетности так же, как Арахна с Афиной – в ткаческом искусстве, а Марсий с Аполлоном – в музыкальном. Переход от Арахны к Н. мотивирован тем, что до свадьбы они были подругами; но наказание землячки не научило Н. смирению.
Начало истории о ней Овидий строит по образцу рассказов
Главный же довод – семеро сыновей и семь дочерей. Н. говорит, что счастлива и что ее счастье гарантировано числом детей – если кто из них и умрет, все равно останется больше, чем у Латоны (мотив роковой уверенности в своем счастье, – ср. Поликрат, Крез).
Из страха перед Н. фиванцы молятся Латоне шепотом. Оскорбленная Латона жалуется своим детям. Аполлон, божество внезапной смерти, прерывает ее: “Перестань говорить!
Замедляешь ты жалобой кару”. Вместе с Дианой (Артемидой) они отправляются в Фивы. Далее следует подробное описание гибели сыновей Н. и Амфиона: смерть застает их за мирными спортивными развлечениями – борьбой и верховой ездой.
Младший сын молит о пощаде – Аполлон дарит ему легкую смерть. Узнав о смерти сыновей, Н. негодует на то, что “права их (богов) так велики”. Амфион кончает с собой.
Н. потеряла все прежнее величие, но не гордость – хороня сыновей, она снова оскорбляет Латону: “У несчастной больше осталось, / Чем у счастливой тебя”. При этих словах Диана начинает убивать стоящих тут же дочерей. Только перед смертью младшей Н. смиряется, в просит ее пощадить, но убита и младшая.
Неподвижно сидящая около еще не похороненных сыновей и только что убитых дочерей, Н. превращается в камень – Овидий описывает ее метаморфозу как реализацию метафоры “окаменеть от горя”. Ее, ставшую мраморной, вихрь уносит на родину в Лидию. Завершается рассказ описанием лидийской скалы, “поныне еще источающей слезы”.
Образ Н. в скалах Синила был известной в античности достопримечательностью.