Метаморфозы характеристика образа Мидаса
Мидас – фригийский царь, сын Горгия и (согласно одной из версий, принятой и в “Метаморфозах”) Кибелы. Овидий излагает две наиболее известные истории о М.
В первой мы видим М. гостеприимным хозяином. К нему приводят связанным цветочными путами Силена – старик спьяну отбился от свиты Диониса и был пойман местными проказниками. Силен – товарищ М. по орфическим таинствам. Царь устраивает в его честь пир, длящийся десять дней и ночей, после чего возвращает его Дионису.
Последний на радостях, что его любимец вернулся цел и невредим,
Бог посылает его к источнику Пактол и велит омыться в нем и тем самым смыть “вину” (состоящую, очевидно, в безрассудной неумеренности). М.
Выпутавшись из одной беды, М. еще раз становится жертвой собственной глупости. Пан самонадеянно вызывает Аполлона на музыкальное состязание. Назначенный судьей Тмол объявляет Аполлона победителем, и с его решением соглашаются все, кроме М., который предпочитает кифаре Аполлона дудку Пана.
Но отсутствие музыкального вкуса наказуемо: Аполлон дает М. ослиные уши взамен человеческих. М. постоянно носит высокую шапку, чтобы скрыть позор. Об этом знает только слуга, который его стрижет. Слуга мучается, не в силах молчать, но и не смея разгласить секрета.
В конце концов он освобождается от бремени неразделенной тайны тем же способом, каким обыкновенно обращаются с сокровищем, если не могут найти ему немедленного применения, – зарывают его в землю. Выкопав ямку, он нашептывает в нее историю о господских ушах и засыпает ее землей. Но через некоторое время на этом месте вырастает говорящий тростник: колеблемый ветром, он выдает окрестным жителям зарытую тайну.
Трагикомичность фигуры М. и всего сюжета, шутливый тон изложения совершенно необычны для “Метаморфоз” с их эпической серьезностью, глубокой психологической разработкой характеров и преобладающей трагедийностью. Особенно неожиданным кажется на первый взгляд место эпизода в композиции поэмы – он помещен после сцены гибели Орфея, одной из самых трагических во всем произведении. Но именно резкость этого контраста и позволяет видеть в нем соблюдение традиции классической (греческой) трагедии: трагическая трилогия обычно завершалась жанрово-сниженной, грубовато-комедийной драмой сатиров.
Рассказ о М. и представляет собой образец такой сатировской драмы, замыкающей трагедию внутри эпической по своим формальным характеристикам поэмы.