Метаморфозы характеристика образа Дафны

Дафна. В греческой мифологии существует несколько версий, различным образом связывающих Д. с Аполлоном. Все они так или иначе объясняют происхождение лавра как атрибута Аполлона (греч. daphne – лавр).

Гея сделала Д. своей прорицательницей в Дельфах, которыми владела до Аполлона (Павсаний. Описание Эллады; в этой же главе сказано, что первый храм Аполлона в Дельфах был выстроен из лавра). Диодор отождествляет Д. с пророчицей Манто, дочерью Тиресия, принесенной в дар Аполлону.

Кроме того, Д. была известна как нимфа – дочь Геи и бога реки Ладон в Аркадии (Павсаний) или Пенея в Фессалии. Последний вариант принимает в своей обработке мифа Овидий. Безответная любовь Аполлона к Д. – месть Купидона, которого Аполлон оскорбил, пренебрежительно отозвавшись о его искусстве стрелять из лука.

За это Купидон пронзил его стрелой, внушающей страсть, – золотой, с крючком на конце, а в Д. пустил стрелу, изгоняющую страсть, – с тупым свинцовым наконечником. Победитель Пифона, без промаха разящий своими смертоносными стрелами, Аполлон оказался бессилен перед стрелой резвого шалуна Купидона. Его не спасает и открытое им самим искусство врачевания – “любви никакая трава не излечит”. Он преследует Д., пытаясь расположить ее к себе мольбами и жалобами, но непреодолимый страх гонит нимфу прочь.

Наконец в изнеможении она молит Пекея о защите, и бог превращает нимфу в лавр (Овидий, по-видимому, первым вводит эту подробность: в других источниках Д. поглощает земля, и на этом месте затем вырастает лавр). Детальное описание этой метаморфозы многократно использовалось в изобразительном искусстве.



Метаморфозы характеристика образа Дафны