“Месяц в деревне”, анализ пьесы Тургенева

История создания

Комедия “Месяц в деревне” была написана в Париже в 1848 -1850 гг., а напечатана только в 1855 гг. в № 1 “Современника”. Она дважды отдавалась в печать под названиями “Студент” и “Две женщины”, но была запрещена цензурой.

В характере Ракитина Тургенев изобразил собственные черты. В то время у него был сложный период с Полиной Виардо. Отношения Тургенева и ее мужа чем-то напоминают отношения Ислаева и Ракитина.

Пьеса впервые была поставлена в Малом театре в Москве в 1872 г.

Литературное направление и жанр

“Месяц в деревне” относится к литературному направлению реализма. Тургенев изображает реалии современной эпохи и определенные социальные типы (дворянин, либерал, интеллигент Ракитин; помещик, деловой и положительный человек Ислаев; студент-разночинец Беляев). Они, а также психология героев, определяют конфликт и сюжетные ходы пьесы.

Тургенев в подзаголовке назвал пьесу “Комедия в 5 действиях”. По приметам жанра это, скорее, драма. Сам Тургенев называл ее повестью в драматической форме.

Одна из рецензий отмечает с иронией: юмор, поэзия и глубина так тонко разлиты по тексту, что неуловимы.

Проблематика

Проблема лишнего человека, его социальная природа и философия раскрывается в образе Ракитина.

Проблема судьбы русской женщины отражена в образах Натальи, Веры и Кати. Женский образ в пьесе – центральный и определяющий.

Поднимаются в пьесе проблема любви как стихийного бедствия, проблема столкновения естественного начала человека и общественных условностей.

Конфликт

Внешний конфликт в пьесе представлен соперничеством старшей и младшей женщины, причем каждая наносит другой удар: Наталья выпытывает у Веры признание в любви к Беляеву и сообщает ему об этом, а Вера в ответ рассказывает Беляеву о любви Натальи.

Внутренний конфликт происходит в душе Натальи, пытающейся сохранить свою личность и свое достоинство в любви. В женщине сталкиваются подсознание с моральными принципами, естество страсти с требованиями культуры.

Сюжет

Сюжет традиционен для комедии. Это любовная коллизия, в которой проверяется характер каждого героя. Не влюблены только 10-летний Коля и мать Ислаева.

В комедии целых 3 любовных треугольника и несколько дуэтных пар. В конце сохраняется брачная пара Наталья – Ислаев и формируются два новых брака по расчету: Верочка – Большинцов и Шпигельский – Лизавета Богдановна.

Действие происходит в деревне в течение 4 дней, но любовь Натальи зрела весь тот месяц, пока учитель Коли Беляев жил там.

Герои

Беляев – 21-летний студент, худой, стройный, с веселым смелым взглядом. Ислаев называет его дичком, но именно эта естественность так нравится Наталье.

Беляев откровенно рассказывает Наталье о своем происхождении: никто не занимался его воспитанием, потому что отец был занят, ездил по соседям, оказывая свои услуги и так добывая свой хлеб.

Беляев показан в пьесе как человек передовых взглядов, который просит у Ракитина прочитать журнал, но не ради стихов или повестей, а ради критических статей. Всякое упоминание о Белинском а также название журнала в окончательной редакции отсутствует. Этим Тургенев добивается ослабления роли студента в пьесе и усиления в ней психологических мотивов вместо социальных.

Беляев наивен и не сразу понимает любовные интриги в доме. Но в финале ему кажется, что он словно занес в этот дом чуму.

Ракитин выражает точку зрения автора. Его рассуждения о любви повторяются и в других произведениях Тургенева. Ракитин считает любовь (и счастливую, и несчастную) настоящим бедствием, если отдаться ей полностью. Он сравнивает любовь с болезнью, от которой любящий хочет избавиться, жаждет покоя.

Ракитин считает, что любить – значит быть порабощенным, зараженным, что рабство это томительно и постыдно. Он безропотно оставляет поместье, Беляева призывает к тому же, потому что “честь женщины такая важная вещь”.

Ракитин влюблен в природу, тонко чувствует ее красоты. Наталья Петровна так характеризует его отношение к природе: “Вы волочитесь за ней, как раздушенный маркиз на красных каблучках за хорошенькой крестьянкой”.

Ислаев – честный и откровенный человек. Он настолько сильно любит жену, что не пережил бы разлуки с ней. Ислаев предпочитает прямой разговор с другом-соперником, не опускаясь до ревности и коварства, при этом максимально щадит жену. Ислаев не слишком тонко чувствует нюансы человеческих отношений, не плетет интриг и не видит этого в других.

Таким образом, он даже не подозревает о любви жены к Беляеву, не понимает намеков Ракитина.

Наталья Петровна – яркий образ “тургеневской” женщины. Она умная и страстная, чувства ее глубоки. Тургенев признавался, что в пьесе “все дело в Наталье Петровне”.

Ее “страшное чувство” к Беляеву усиливается, постепенно нарастает. Для нее, как и для Ракитина, любовь подобна болезни, заставляющей врать и изворачиваться, делать несчастными других (желание из ревности выдать замуж Веру за Большинцова). Любовь толкает Наталью на подлые поступки.

Она разглашает тайну Веры, выманив у нее полупризнание в том, что Вера влюблена в Беляева.

Наталья осознает мелочность своего поведения, противопоставляя благородство Беляева своей ничтожности. Она восхищается возлюбленным, превозносит его: “Я склонялась перед ним… Это человек!

Я его еще не знала”.

Влюбившись, Наталья открывает в себе множество отрицательных качеств, сама себя не узнает. Она поражается тому, что ревнует к Вере, хочет выдать ее замуж за старика: “Боже мой, не дай мне презирать самое себя!” Она даже просит себе смерти.

В конце пьесы Наталья закрывает лицо руками и уходит в отчаянье. Она осталась в беде, некому помочь, все, кто знал о ее любви, уезжают.

Верочка – воспитанница Натальи. Она чиста и наивна, ее влюбленность, возможно, даже не осознается ею. По словам Веры, именно коварное поведение Натальи превращает ее в женщину, способную на месть. Ее брак с Большинцовым – единственный выход, чтобы им с Натальей не тяготить друг друга.

Читатель понимает, что подобный брак будет способствовать неудовлетворенности Веры и превращению ее в будущем в подобие Натальи.

Большинцов характеризуется в пьесе как глупый, тяжелый человек. Он – прекрасный кандидат для брака по расчету, но Вера, согласившаяся на такой брак из-за невозможности жить рядом с Натальей, вряд ли будет счастлива.

Доктор Шпигельский и Лизавета Богдановна – контрастная пара, решающаяся на брак по расчету и не ищущая любви. Шпигельский – хитрый и изворотливый человек, везде имеющий свою выгоду и легко идущий на компромисс с совестью. За уговор о браке с Верой Большаков обещает ему тройку лошадей.

Он обо всем осведомлен, но использует обстоятельства себе во благо. Именно эта пара – носители комедийного начала пьесы.

Стилистические особенности

Критики отмечали, что пьеса скучна и длинна, что она не постановочная, замечали, что пьеса – не вполне комедия, а диалогированная повесть, что в ней нет драматической жилки.

Пьеса свидетельствует о таланте художника-романиста. Сюжет в ней ясен и не запутан. Современники ценили ее поэтичность.

Наблюдение Ракитина за темно-зеленым дубом на темно-синем небе и сравнение его с молоденькой березкой, готовой исчезнуть в ее сиянии – прекрасный образец тургеневского пейзажа.

В пьесе много монологов и ремарок, объясняющих психологическое состояние героев. Нет яркой внешней событийности. Внимание читателя сосредоточено на развитии любовных отношений героев.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Месяц в деревне”, анализ пьесы Тургенева