“Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя” (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По произведениям В. В. Маяковского



1. Тема мещанства в русской литературе.
2. Мещанство в лирике Маяковского.
3. Любовь и мещанство у Маяковского.
4. Мечта о настоящем подвиге и новой жизни.

Тема мещанства, быта, существования людей в повседневной, обыденной жизни интересовала многих русских писателей. Многих авторов, начиная от Пушкина и заканчивая современными писателями, интересовала та “тина мелочей”, которая захлестывает человека, часто без его воли, и заставляет жить по ее законам. Мещанство убивает духовность человека, затягивает своей пошлостью и повседневностью,

убивает в нем стремление развиваться и идти дальше в своем духовном развитии. Зачатую человек сам не осознает, что оказался заложником своего быта, подчинил свою жизнь и интересы простому мещанскому комфорту и не замечает, что оказался его рабом.

Немногие могут осознать это самостоятельно, и уж тем более немногие могут что-то исправить в своей жизни. Только посмотрев на жизнь как бы со стороны человек в состоянии оценить то, что в ней происходит. Вот почему так много писателей, поэтов обращались в своем творчестве к теме мещанства.

Они хотели показать человеку те удушающие условия, в которых

он живет, хотели заставить человека по-другому относиться и к своей жизни и к своей душе.
Одним из таких поэтов без сомнения был и Владимир Владимирович Маяковский. Мещанское существование было для него абсолютно неприемлемым, он всячески пытался бороться с ним и создавал для этого интересные и необычные образы.
Маяковский ненавидел тихую, обывательскую жизнь. Она ассоциировалась у него с буржуазным обществом. Борясь за “светлое завтра”, он активно включается в критику нового, советского обывателя. Он видит в этом, прежде всего, “пережитки” прошлого.

Вместе с тем Маяковский очень точно уловил вневременную сущность обывателя и мещанина, показал характерные приметы этого типа, присущие именно двадцатым годам XX века. “Жизнь прекрасна и удивительна!” – писал Маяковский в поэме “Хорошо”. Но он же не уставал напоминать о том, что еще “очень много мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг”. Именно поэтому сатира должна носить воинствующий характер. Маяковский издевался над “обличителями”, которые, отважившись на сатирический выпад, тут же спешили подсластить его: “Обличитель, меньше крему, очень темы хороши.

О хорошенькую тему зуб не жалко искрошить”. “Грозный смех” – так назвал Маяковский сборник своих сатирических произведений. Сатирические произведения двадцатых годов поражают своим тематическим разнообразием. Кажется, нет такого отрицательного явления, которое не попало бы под перо поэта-сатирика: новый буржуй, хулиган, сплетник, ханжа, развратник, пьяница, очковтиратель, трус, советский вельможа…

Но в основе всего этого лежит ненавистное поэту “мурло мещанина”. Маяковский подчеркивает бессмертие этого типа людей, они умеют приспособиться к любой эпохе: “Наскоро оперенье сменив, и засели во все учреждения”. Мещанин подобен клопу (не случайно так называется одна из сатирических поэм Маяковского), он легко перенимает внешние приметы нового: жену называет “товарищ Надя”, заменяет икону на портрет Маркса в красной рамочке, но интересы у него такие же мелкие и Ничтожные, что и во все времена.

Разговаривает бюрократ-мещанин только о прибавке в жалованье и о модных “галифищах”. Под стать такому супругу и жена, которая мечтает о платье “с эмблемами”: “Без серпа и молота не покажешься в свете!”
В своих сатирических произведениях Маяковский очень часто использует гиперболу, продолжая традиции сатириков XIX века, прежде всего Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Например, в стихотворении “Прозаседавшиеся” он как бы опредмечивает фразеологизм “разорваться пополам”. Его бюрократы действительно разрываются пополам и заседают сразу на двух заседаниях. “Делу” это не вредит, потому что на этих заседаниях решаются вопросы о покупке новой склянки чернил, а не важные для народа проблемы.
Интересно, как у Маяковского тема мещанства представлена в его любовной лирике. В основе поэмы “Облако в штанах” лежит любовная трагедия, лирический герой охвачен пламенем любви. Это чувство вселенского масштаба.

И в то же время любовь – это трагедия непонятности. Огромный, нескладный, “жилистая громадина”, лирический герой стонет и корчится от боли любви. Он готов на все ради любимой: “Буду безукоризненно нежный, не мужчина, а – облако в штанах”.

Но любимая предпочла спокойный мещанский уют. И протест против пошлой буржуазной любви выливается у лирического героя во всеобщее отрицание. Трагические ноты иступленного отрицания всего, звучащие в голосе гордого, восставшего против мира зла, мещанства и пошлости и одинокого в своей борьбе человека, усиливает мощь его протеста.
По мнению Маяковского, подняться над “тиной мелочей”, вырваться из гнета мещанства можно только через каждодневные подвиги. Поэт открыто восхищается героями, бросившим вызов повседневности и занявшимися строительством новой жизни… романтическая мечта поэта о повседневном подвиге очень ярко выражена в стихотворении “Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка”. Строительство завода-гиганта и нового города происходит в страшных условиях – люди живут в мокрых землянках, голодают, но все они заражены мечтой о городе-саде:

Я знаю – город будет,

Я знаю – саду цвесть,

Когда такие люди

В стране советской есть!

Маяковского восхищает этот подлинный героизм. Он декламирует свою уверенность в неизбежности победы нового, победы героизма и духовной чистоты над пошлой обывательской жизнью и мещанством, которые всегда вели только к деградации моральному застою.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя” (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По произведениям В. В. Маяковского