“Мещане”, анализ пьесы Максима Горького
Максим Горький известен старшему поколению как родоначальник соцреализма – автор романа “Мать” о зарождении революции в России. Более поздние поколения читателей больше любят его ранние романтические произведения о гордых красавцах-цыганах, готовых променять свою свободу только на смерть. Но нельзя забывать и о драматургии Алексея Максимовича.
Пьеса “На дне”, созданная более ста лет назад, по-прежнему актуальна.
Первой же пьесой Горького стали “Мещане” (1901). Сам автор первоначально определил свое произведение
Со временем эта пьеса, поставленная К. С. Станиславским во МХАТе, приобрела все черты настоящей драмы, тем более что актеры, по воспоминаниям современников, торопились с премьерой: им нужно было сыграть “Мещан”, чтобы “Горький почувствовал себя драматургом и писал дальше”. Как известно, все так и вышло – Алексей Максимович позже создал много достойных пьес, составивших славу российского и мирового театра.
Уже название пьесы – “Мещане” – указывает на вполне определенное сословие в России. Это низший
В центре изображения – семья Василия Бессеменова, зажиточного мещанина, старшины малярного цеха. Этот степенный человек, желавший стать депутатом в городскую думу от цеховых организаций, не случайно носил такую фамилию. Его дочь Татьяна, школьная учительница, в свои 28 лет все еще не замужем, и надежды получить наследников рода тают с каждым днем.
Сын Петр – бывший студент, отчисленный из университета за участие в студенческих волнениях.
Все это, конечно, не радует отца, возлагавшего надежды на своих детей, поэтому в доме постоянно происходят скандалы между ним и его детьми, не желающими жить по отцовской указке. Сам герой находится в состоянии угрюмой настороженности и видит причину жизненных неудач своих детей в гордости, которая ими овладела. Автор, наоборот, подчеркивает, что образование, полученное детьми, не сделало их счастливее: привычные мещанские ориентиры для них устарели, а собственной воли к каким-либо переменам не хватает, поэтому ослаблен интерес к жизни.
Конечно, во многом настроение в доме главного героя обусловлено обывательской скукой, свойственной любому провинциальному городку. Но у Горького все осложняется многогранностью человеческих взаимоотношений. В доме у Бессеменовых живет множество людей: это и воспитанник главы семьи Нил – молодой помощник машиниста, в которого безнадежно влюблена дочь Татьяна.
Это и дальний родственник, и молодая вдова смотрителя тюрьмы, снимающая комнату, и нахлебники – певчий Тетерев и студент Шишкин.
Такое количество людей в доме должно, по-видимому, разнообразить скучную жизнь мещанской семьи, озабоченной только зарабатыванием денег. Действительно, все в доме подчинено культу денег, ведь они основа безбедного существования. При этом нет веры в лучшее, хоть в какие-нибудь изменения.
Не случайно Татьяна, потерявшая веру во взаимность своих чувств к Нилу, жалуется своей подруге: “Я родилась без веры в сердце”.
Автор же уверен, что их неуверенность порождена боязнью ответственности за свое будущее, страхом перемен, невозможностью что-либо изменить даже в своей собственной жизни. В этом смысле всем противопоставлен Нил – герой “прогрессивный” и, как явно намекает Василий Васильевич, “будущий социалист-революционер”. Он привык к борьбе: даже в кузнице он любит ковать не потому, что любит трудиться, а ему нравится сражаться с непослушным металлом и подавлять его сопротивление.
Однако в целом отношение к Нилу неоднозначное. В нем подчеркнута скрытая сила, спокойствие, но за всем этим скрывается бесчувственная натура, неспособная понимать прекрасное. Например, в первой мхатовской постановке, актер, игравший Нила, изображал его грубым и неотесанным мужланом, чтобы подчеркнуть отсутствие душевных переживаний.
Сам Бессеменов невольно противопоставляет своего сына и воспитанника, причем сравнение оказывается не в пользу Петра. Отец говорит сыну: “Научился презрению ко всему живущему, а размера в действиях не приобрел”. А о Ниле отзывается почти с любовью: “Он дерзок, он разбойник, но человек с лицом”.
Только даже “человечность” молодого машиниста не спасает от трагической развязки пьесы: Татьяна, понимая, что симпатии любимого человека достаются более молодой сопернице, швейке Поле, пытается покончить с жизнью.
После неудавшейся попытки суицида Татьяна понимает свою обреченность, поэтому пьеса заканчивается сценой, где она падает на клавиши рояля, издав громкий нестройный звук. Чуть позже А. Чехов в пьесе “Вишневый сад” с помощью звука оборвавшейся струны подчеркнет разрыв с прежней жизнью.
Вся пьеса Горького проникнута обвинениями в адрес мещанства. Жильцы, наблюдая каждодневную скуку, упрекают хозяев в том, что у них “с тоски помрешь”, потому что они ничего не делают, никаких склонностей не имеют. А молодая вдова в порыве отчаяния кричит: “Вы ржавчина какая-то, а не люди!”
Уже позже, в советское время, слово “мещане, мещанское” станет ругательным, синонимом обывательщины. Чего стоят, например, слова героини фильма “Москва слезам не верит”: “Все, засосало мещанское болото!”.