“Мертвые души” – поэма о “всей Руси”

Работая над произведением, сюжет которого подсказал Пушкин, Гоголь определил объем его: “Вся Русь явится в ней”. Писатель назвал свое произведение поэмой не случайно. Во-первых, образцом воплощения задуманного сюжета по­служила поэма “Божественная комедия” Данте.

Это опреде­лило трехчастную композицию поэмы. Как Данте показал все круги, которые проходит поэт с тенью Вергилия, так и Го­голь задумал показать круги, уготованные России. Три тома “Мертвых душ” должны были соответствовать трем частям “Божественной комедии”.

Первый

том отражал бы ад совре­менной российской действительности, во втором были бы введены положительные образы и герой проходил бы через чистилище, третий предполагал достижение гармонии чело­века и общества – рай.

Во-вторых, Гоголь создает собирательный образ Родины. Это и есть главный герой “Мертвых душ”. С образом России связано “высокое лирическое движение”.

Как в эпических поэмах Гоме­ра, в “Мертвых душах” рисуется широкая картина русской дей­ствительности.

В “Мертвых душах” большое место занимают лирические от­ступления и вставные эпизоды, что характерно

для жанра по­эмы. Душу русского народа Гоголь выразил в образе быстро не­сущейся вперед Руси-тройки.

Все части поэмы объединены мотивом путешествия Чичико­ва в поисках “мертвых душ”. Само название поэмы, имея реаль­ную основу (мертвыми душами называли крестьян, которые по официальным документам числились живыми, но в период ме­жду переписью умерли), носит метафорический характер. “Мерт­вые души” – это чиновники, помещики, составляющие без­душный мир крепостнической России. Одного за другим рисует писатель помещиков, используя один и тот же принцип построе­ния каждой “портретной” главы. Сначала Чичиков видит усадь­бу, состояние хозяйства, господский дом и его интерьер, потом следует портрет и характеристика помещика и, наконец, его реакция на предложение Чичикова купить “мертвые души”.

Га­лерея помещиков построена по принципу разоблачающей гра­дации – нарастания расчеловечивающих, омертвляющих душу признаков. “Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого”: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюш­кин. Все эти персонажи не развиваются, а предстают как ре­зультат – ведь это “мертвые души”, а развиваться может только живое.

В изображении помещиков Гоголь сочетает общее, типичное и индивидуальное, причем акцент делается на типических чер­тах персонажей. Писатель подчеркивает, что Манилов принад­лежит к “роду людей”, каких “много по земле”; Ноздрев “везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане”; “сестру Коробочки можно встретить и в аристократическом до­ме, а иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка”.

Гоголь, рисуя портреты и характеры своих героев, в каждом особо подчеркивает какую-то черту внешнего облика и поведе­ния, которая раскрывает внутреннее содержание. Черты лица Манилова “были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару”. Ко­робочка – чистенькая, аккуратная, и все у нее в ящичках, шка­тулочках да коробочках.

Собакевич похож на “средней величи­ны медведя”, и каждый предмет е его доме напоминает хозяина. Плюшкин уже настолько расчеловечен, что потерял даже при­знаки пола: Чичиков долго не мог понять, кто перед ним – “баба или мужик”. Плюшкин – высшая степень деградации, “про­реха на человечестве”.

Рисуя галерею образов помещиков, Гоголь показал их духов­ную пустоту, пошлость, оскудение. Заключив в индивидуаль­ные характеры типичные признаки вырождающегося поместно­го дворянства, писатель создал типы, в которых отразились и общечеловеческие пороки. Образы приобрели нарицательный смысл.

Манилов – воплощение праздного мечтателя, прожекте­ра, не способного ни на какую деятельность; Ноздрев – лгуна и хвастуна; Плюшкин – скряги.

К галерее помещиков примыкают и губернские чиновники – тоже “мертвые души”, а тема крепостничества смыкается с те­мой бюрократии и чиновничьего произвола.

Губернских чиновников Гоголь изображает сатирически. В начале поэмы писатель рассуждает о тонких и толстых чиновни­ках и показывает, что чиновник – это тот же помещик-крепост­ник: “Наконец толстый, послуживши богу и государю… остав­ляет службу… и делается помещиком, славным русским бари­ном…” Неудивительно, что суть чиновников та же, что и поме­щиков, – накопительство, взяточничество, обогащение любой ценой.

Чиновники вместо государственных интересов блюдут личные. Они грабят и государство, и просителей и единодушны в стрем­лении пожить за счет “нежно любимого ими Отечества”. Без взят­ки к чиновнику уже не подойдешь. Председатель палаты преду­преждает Чичикова: “… чиновным вы никому не давайте ниче­го…

Приятели мои не должны платить”.

Губернское чиновничество – это люди “более или менее про­свещенные: кто читал Карамзина, кто “Московские ведомости”, Кто даже и совсем ничего не читал”. Им чуждо понятие долга и чести. В их обществе процветает “подлость, совершенно беско­рыстная, чистая подлость”.

Чиновники ведут праздную жизнь, злоупотребляют своей властью. Во время сделки с Собакевичем потребовались сви­детели. “Пошлите теперь же к прокурору, – говорит Собаке­вич. – Он человек праздный и, верно, сидит дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире. Инспек­тор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты”.

Губернатор вышивание кошельков бисером ценит гораздо выше службы.

Гоголь зло и едко рисует портрет правителя канцелярии. Сре­ди своих подчиненных он – “Прометей, решительный Проме­тей!.. а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку!”

Писатель создает групповой портрет чиновничества, не де­лая между ними различия. Произвол творят не только чиновни­ки, но и само правительство. В “Повести о капитане Копейкине” Гоголь завершает характеристику чиновничества образом без­душного сановника, который не только не помог инвалиду Оте­чественной войны 1812 г., но и выгнал его из города. Губерн­ское чиновничество точно охарактеризовано Собакевичем:

“Это все мошенники… мошенник на мошеннике сидит и мо­шенником погоняет”.

Представителем чиновничества является и Чичиков. Это “ры­царь копейки”, с детства учившийся “делать приращения” к своему капиталу. Став чиновником, он стремится любыми средствами достичь богатства.

Жажда наживы, неразборчивость в выборе средств, моральная нечистоплотность – качества, характеризую­щие Чичикова и отражающие типичные черты чиновничества в целом.

Чичиков – аферист, натура необыкновенно деятельная. Он смело вторгается в жизнь, ищет любые способы обогащения. Он делец и хищник, плут и приспособленец.

Во имя достижения цели Чичиков способен на любое мошенничество.

Но Гоголь подчеркивает, что внешне это весьма благопри­стойный человек. Он хороший психолог, умеет угадать слабые струны в человеке и сыграть на них.

Он, как хамелеон, постоянно меняет свой облик и поведение, приспосабливаясь к тому, с кем разговаривает. Недаром и внеш­ний облик его какой-то неопределенный, текучий. “В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод”.

Гоголь подчеркивает, что в Чичикове нет ничего необыкновенного. Он – закономерное порождение общества, в котором практическая сметка и целенаправленная энергия – замечатель­ные качества человека – получают искаженную, ложную на­правленность, и человек превращается в подлеца.

По словам самого Гоголя, он дерзнул отобразить современ­ные ему “раздробленные, повседневные характеры”, очертил “в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та ме­лочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Мертвые души” – поэма о “всей Руси”