Мережковский Д. С. биография

Дмитрий Мережковский (1866 – 1941)

Прозаик, поэт, драматург, религиозный философ, критик Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в Петербурге 2 (14) августа 1866 г.
Первое стихотворение в сборнике “Отклик” (1881). В 1884 – 1888 гг. студент историко-филологического факультета Петербургского университета. Первая книга “Стихотворения” в 1888 г. Этапный сборник стихов “Символы” (1892). Европейскую известность принесла прозаическая трилогия “Христос и Антихрист” (“Смерть Богов.

Юлиан Отступник”, 1896; “Воскресшие Боги. Леонардо

да Винчи”, 1901; “Антихрист. Петр и Алексей”, 1905).
Автор литературно-критических исследований “Л. Толстой и Достоевский” (1901 – 1902), “Гоголь и черт” (1906) и др., сборников философской и религиозной эссеистики “Вечные спутники” (1897), “Грядущий Хам” (1906), “Не мир, но меч” (1908), “В тихом омуте” (1908), “Больная Россия” (1910), переводов Эсхила, Еврипида, Софокла, Гете, По.
В декабре 1919 г. с З. Н. Гиппиус, Д. В. Философовым и В. А. Злобиным под видом командировки для чтения лекций в красноармейских частях выбрался из Петрограда и пересек польско-большевистский фронт в окрестностях
Жлобина. После нескольких дней в Бобруйске беглецы в середине января 1920 г. добрались до Минске, после выступлений в конце февраля прибыли в Вильно, откуда в первых числах марта уехали в Варшаву. Здесь Мережковский участвовал в газете “Свобода” до 20 октября, когда вместе с Гиппиус и Злобиным выехал в Париж.
Вслед за трилогией из русской жизни (пьеса “Павел I”, романы “Александр I” и “14 декабря”, 1918) своеобразные художественно-философские произведения “Рождение Богов (Тутанкамон на Крите)” (1924), “Мессия” (1925), “Наполеон” (1929), “Тайна Запада: Атлантида – Европа” (1931), “Иисус Неизвестный” (1932 – 33), “Павел и Августин” (1937), “Франциск Ассизский” (1938), “Данте” (1939). Участвовал в рижской газете “Сегодня” и варшавской “За свободу!”, был парижским соредактором варшавского литературно-политического еженедельника “Меч” (1934 – 1939).
Умер 9 декабря 1941 г. в Париже.

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941). Отец – крупный чиновник при императорском дворе. Стихи писал с 13 лет; в 1880 отец возил его к Достоевскому с ученическими опытами; тогда же он лично познакомился с С. Надсоном и вошел в литературные круги. С 16 лет начал печатать стихи в журналах.

Окончил филологический факультет Петербургского университета.
В 1888 женился на начинающей поэтессе З. Гиппиус, ставшей его духовным и идейным соратником, вдохновительницей многих творческих и религиозно-философских начинаний. Первая книга Д. Мережковского, принесшая ему некоторую известность, “Стихотворения. (1883-1887)” – вышла в 1888 и целиком умещалась в рамки традиционной народнической поэзии, эксплуатируя ритмы и темы С. Надсона (усталости и одиночества, разочарования, бесплодности высоких порывов).
Вскоре Д. Мережковскому удалось преодолеть инерцию унылой поэтики восьмидесятников (несмотря на это, и в зрелые годы он всегда говорил о Н. Михайловском и Г. Успенском как о своих учителях) и создать собственную эстетическую систему, продуктивную для литературного процесса конца XIX в.
Как поэт, Мережковский (1866 – 1941) мало повлиял на литературу, но название его сборника “Символы”, изданного в 1892 году, оказалось значительным. Еще в отроческом возрасте Мережковский однажды читал свои стихи Ф. М. Достоевскому, который сурово посоветовал: “Страдать надо, молодой человек, – страдать, а потом стихи писать”.
Современники Мережковского говорили о “странном” его облике – и духовном, и физическом, говорили о том, что он был немного “марсианин” среди остальных людей. Казалось, что земное существование его мучает, как будто он не любил все “земное”. А когда он писал о непрочности жизни, ее бренности, то чувствовалось какое-то оживление и особая заинтересованность.
В 1892 вышел поэтический сборник Д. Мережковского “Символы. Песни и поэмы”, давший название зарождавшемуся течению – символизму. Тогда же Мережковский прочел публичную лекцию (текст ее вышел вскоре отдельной брошюрой), где сделал попытку первого теоретического обоснования символизма – “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы”.
В истории русской литературы эти события стали точкой отсчета, “днем рождения” модернизма. С именем Д. Мережковского стало связываться новое течение, суть которого состояла в призыве к религиозному возрождению, переходе от общественного утилитаризма к “вечному и бессмертному”. Вышедший в 1896 году сборник “Новые стихотворения.

1891-1895″ продолжал последовательно и методично развивать основные положения символистского миропонимания: все явления истории и культуры осознаются как трансформация единой мистической идеи.
После этого Мережковский выступает преимущественно как прозаик, автор историко-философских романов и пьес (трилогия “Христос и Антихрист”; трилогия из русской истории: пьеса “Павел I”, романы “14 декабря”, “Александр I”); исследований о Л. Толстом и Ф. Достоевском, Лермонтове, Гоголе и др.
В 1911 году издал итоговую поэтическую книгу избранного – “Собрание стихов. 1883-1910”, куда отобрал те стихотворения, которым “придавал значение”. Октябрьскую революцию супруги Мережковские приняли резко враждебно и с 1920 г. находились в эмиграции.
Дмитрий Мережковский был талантливым прозаиком. Его идея – изобразить историю человечества как битву между Богом и Дьяволом – была воплощена в произведениях разных жанров (публицистике, критических статьях, в исторических романах). Духовные искания писателя проявились в исторической трилогии “Царство зверя”: пьесе “Павел I” и романах “Александр I” и “14-е декабря”.
Религиозные искания Мережковского проявлялись в его мечте о “Третьем Завете”; по его мнению, это время должно было непременно настать. В последние годы беллетристику он оставляет и пишет философские эссе о вполне конкретных исторических лицах: о Данте, Франциске Ассизском, Иисусе Неизвестном, Наполеоне.
Жизнь Мережковских за границей – это уже совсем другая тема. Единственно, о чем еще хочется вспомнить, – это тот факт, что он был выдвинут на Нобелевскую премию, но присуждена была она И. А. Бунину.
Умер Д. Мережковский в Париже в 1941 году.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мережковский Д. С. биография