Мемуары Гринева

Эта начатая в XVIII веке традиция была продолжена – многие писали мемуары в 1800-1820-е годы. Некоторые из них, например воспоминания Н. Дуровой, Пушкин подготавливал для публикации в “Современнике”. Неопубликованными воспоминаниями поэта Ивана Дмитриева он пользовался при написании “Истории Пугачева” и “Капитанской дочки”.

В мемуарах история изображалась “домашним образом”, и в этом была их главная “прелесть”. В автобиографических записках оказывались запечатленными не только быт, обычаи, нравственная жизнь,

частные и политические интересы и события, разговорный язык эпохи, но и личность мемуариста. Запись воспоминаний о прожитом и увиденном с необыкновенной выразительностью и безыскусственностью передавала самосознание пишущего, его размышления не только о своей личной жизни, но и о ее связях со своим временем, с историей.

Характерный пример – мелкий чиновник Винский, живший во второй половине XVIII века, создал записки о своей жизни и знаменательно назвал их “Мое время”.

Потребность рассказать о своем времени (а точнее, о самом главном событии своего времени – “пугачевщине”) и явилась причиной,

заставившей Гринева взяться за перо.

Мемуарист Гринев – истинный дворянин, убежденный противник “насильственных потрясений”, верный присяге офицер,- он в то же время чувствовал себя обязанным сохранить память о важном “происшествии” русской истории, сообщить правду о восстании и его руководителе Пугачеве. Тем самым мемуары Гринева становятся важнейшим исторически конкретным документом, красноречиво характеризующим личность Гринева, его нравственные и политические убеждения. При этом, как мы уже видели, он не боялся отступать от официальных оценок Пугачева и пугачевщины и потому смело высказывал свою благодарность Пугачеву за добро, сделанное ему.

Обо всем этом необходимо говорить подробно, ибо в литературе, посвященной “Капитанской дочке”, бытует несправедливое мнение о Гриневе. Суждение, в свое время оброненное Белинским, что Гринев – это “ничтожный, бесчувственный характер”, было некритически усвоено пушкиноведением. Гринева называют типичным недорослем, недалеким, но благородным дворянином, с узким умственным кругозором, сторонником “убогой философии истории”, “бесхитростным выразителем охранительной идеологии” и т. д.

Подобное восприятие Гринева противоречит тексту романа. Мастерство Пушкина, проявившееся в создании сложного и уникального в русской литературе образа рассказчика – главного героя “Капитанской дочки” – оказалось непонятым.

Своеобразие же повествователя как летописца определяется его ролью в романе. Мы знаем, что он был свидетелем, и при этом свидетелем активным, ибо выступал главным героем описываемых событий, неразрывно связанным с сюжетом повествования. Сюжетное движение романа осуществляется через него или с его помощью; он выступает нередко организатором событий (вся история спасения Маши Мироновой), Эта роль рассказчика в сюжете романа обусловливала его связи со всеми героями и, естественно, субъективное отношение к ним в его повествовании.

Швабрина Гринев не только не уважает, но и ненавидит. Машу безоглядно любит. С Пугачевым завязывает “странные приятельские” отношения.

Подобное положение рассказчика в “Капитанской дочке” подсказывает нам понимание романа. Мы смотрим на мир глазами повествователя. Более того – мы не должны забывать, что этой его ролью в романе обосновывается отбор событий “происшествия”: здесь не объективный рассказ об истории пугачевского бунта (это сделал Пушкин в “Истории Пугачева”), но рассказ только о том, что видел рассказчик, в чем принимал участие.

Уже говорилось, как и почему было важно для Пушкина провести через весь роман Гриневскую точку зрения на “пугачевщину”, на “чудесные обстоятельства” его жизни, на всех участников трагических событий. Субъективность оценок передает, с одной стороны, “таинственную” для самого рассказчика очарованность Пугачевым, с другой – нескрываемое презрение к Шваб-рину. Именно эта субъективность повествователя объясняет однозначность и однокрасочность изображения Швабрина.

Недооценка или непонимание роли рассказчика как главного героя во всем сюжетном развитии романа рождает несправедливые упреки Пушкину, что Щвабрин изображен “мелодраматически”, односторонне, необъективно.

Заслуживает внимания и еще одна особенность построения образа рассказчика – он дан в романе в двух временных измерениях. Мы видим двух Гриневых – семнадцатилетнего юношу, только что начавшего военную службу, и пятидесятилетнего мемуариста, литератора, умудренного опытом, много повидавшего человека. Между ними не только временная, но и нравственная дистанция,

Гринев неоднократно сообщает, что записки свои он пишет в эпоху александровского – царствования. Так, например, вспоминая о жестокой расправе капитана Миронова с башкирцем, Гринев сообщает: “Когда вспомню, что это случилось на моем веку и что ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространению правил человеколюбия”. Текст романа ясно свидетельствует, что записки свои Гринев писал, видимо, в самом конце 1800-х или в начале 1810-х годов (до Отечественной войны).

Следовательно, мемуаристу было за пятьдесят лет.

Этот пятидесятилетний мемуарист, стараясь быть объективным, описывает и оценивает семнадцатилетнего юношу. Вспоминая прожитое, честно и правдиво рассказывая о прошлом, он снабжает нарисованные картины сентенциями. Сентенции эти идут от лица многоопытного мужа – дворянина, помещика, литератора.

Гринев рос, воспитывался и жил во второй половине XVIII века, то есть в эпоху расцвета литературы. Его стихи заметил и похвалил Сумароков. Другой писатель – Фонвизин – более близок ему: своим творчеством он способствовал его самосознанию.

В замечательной комедии “Недоросль” Фонвизин, с присущей ему иронией, даже сарказмом, изобразил жизнь провинциального дворянства. И Гринев, вспоминая, смотрит на свою юность через призму фонвизинского восприятия жизни. Оттого в гринев-ских воспоминаниях сильно фонвизинское начало.

Оно проявляется различно. Так, образ Савельича писался с учетом того, как Фонвизин изобразил своего дядьку Шумилова в стихотворении “Послание слугам моим” и Еремевну – мамку Митрофана в “Недоросле”. Картина жизни мальчика в родном доме невольно заставляет вспомнить об условиях жизни и обучении Митрофана, о его отношениях с учителем Вральманом.

Но фонвизинское начало проявилось с наибольшей полнотой в стихии иронии, пронизывающей первые страницы воспоминаний Гринева.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мемуары Гринева