Мелкопоместное дворянство Гоголя (Гоголь Н. В.)



Среди наших писателей – классиков Гоголь является одной из характернейших фигур, с наибольшей убедительностью доказавших тот факт, что писатель служит не только выразителем выдвинувшей его общественной среды, но и продуктом ее. По своему происхождению, по своим кровным связям Гоголь был выходцем из мелкопоместного дворянства с его серой, будничной жизнью, насквозь погрязшей в повседневных личных интересах. От самого Гоголя мы знаем, что это была за жизнь.

В ней “ни одно желание не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик, за плетень сада, наполненного яблоками и сливами, за деревенские избы, его окружающие, пошатнувшиеся на сторону, осененные вербами, бузиной и грушами”, как пишет он в своей повести “Старосветские помещики”.

Окунувшись в эту жизнь, “отказываешься от всех дерзких мечтаний и незаметно переходишь всеми чувствами в низменную буколическую жизнь”. Эта низменная жизнь покоилась на крепостном праве и православной религиозности, строго соблюдавшей обряды церкви. И хотя близкие Гоголю люди, повидимому, не особенно притесняли своих

крепостных, все же незыблимость крепостного права была основой их материального благополучия и социальной природы.

Однако над этим мирным патриархальным бытом уже нависла угроза его гибели. В жизни своих старосветских помещиков Гоголь отмечает признаки неблагополучия и прежде всего разложения их хозяйства. И это вполне понятно. Капитализм уже властно стучался в двери помещичьего рабского хозяйства.

Целый ряд помещиков стал вводить улучшенные приемы ведения хозяйства – многополье, травосеяние. Появляются впервые русские фабрики с паровыми двигателями, возрастает ввоз иностранных машин, увеличивается вывоз хлопчатобумажных тканей в азиатские страны. Крепостное хозяйство дает трещины, и сквозь них пробиваются ростки производственного капитализма в сельском хозяйстве и промышленности.

В этих условия рабский труд стал преграждающей плотиной на пути дальнейшего развития страны. “Крестьянский вопрос,- пишет Рожков,- выдвигался жизнью. Освобождение крестьян назревало, было неизбежно”. Однако все эти явления еще не носили характера коренной перестройки.

Хозяйственная база общественных перемен “знаменовала собой и основывала пока только лишь значительный, вполне заметный уже надлом в старых крепостных хозяйственных связях и отношениях – подготовку позднейшего более значительного изменения, настоящего перелома”. И в соответствии с этим изменялись общественные отношения, перерождался помещичье – дворянский класс. Вот в этой сложной обстановке росло и зрело миросозерцание Гоголя, целиком отразившееся в его творчестве.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Мелкопоместное дворянство Гоголя (Гоголь Н. В.)