Мелкопоместное дворянство Гоголя (Гоголь Н. В.)
Среди наших писателей – классиков Гоголь является одной из характернейших фигур, с наибольшей убедительностью доказавших тот факт, что писатель служит не только выразителем выдвинувшей его общественной среды, но и продуктом ее. По своему происхождению, по своим кровным связям Гоголь был выходцем из мелкопоместного дворянства с его серой, будничной жизнью, насквозь погрязшей в повседневных личных интересах. От самого Гоголя мы знаем, что это была за жизнь.
В ней “ни одно желание не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик,
Окунувшись в эту жизнь, “отказываешься от всех дерзких мечтаний и незаметно переходишь всеми чувствами в низменную буколическую жизнь”. Эта низменная жизнь покоилась на крепостном праве и православной религиозности, строго соблюдавшей обряды церкви. И хотя близкие Гоголю люди, повидимому, не особенно притесняли своих крепостных, все же незыблимость крепостного права была основой их
Однако над этим мирным патриархальным бытом уже нависла угроза его гибели. В жизни своих старосветских помещиков Гоголь отмечает признаки неблагополучия и прежде всего разложения их хозяйства. И это вполне понятно. Капитализм уже властно стучался в двери помещичьего рабского хозяйства.
Целый ряд помещиков стал вводить улучшенные приемы ведения хозяйства – многополье, травосеяние. Появляются впервые русские фабрики с паровыми двигателями, возрастает ввоз иностранных машин, увеличивается вывоз хлопчатобумажных тканей в азиатские страны. Крепостное хозяйство дает трещины, и сквозь них пробиваются ростки производственного капитализма в сельском хозяйстве и промышленности.
В этих условия рабский труд стал преграждающей плотиной на пути дальнейшего развития страны. “Крестьянский вопрос,- пишет Рожков,- выдвигался жизнью. Освобождение крестьян назревало, было неизбежно”. Однако все эти явления еще не носили характера коренной перестройки.
Хозяйственная база общественных перемен “знаменовала собой и основывала пока только лишь значительный, вполне заметный уже надлом в старых крепостных хозяйственных связях и отношениях – подготовку позднейшего более значительного изменения, настоящего перелома”. И в соответствии с этим изменялись общественные отношения, перерождался помещичье – дворянский класс. Вот в этой сложной обстановке росло и зрело миросозерцание Гоголя, целиком отразившееся в его творчестве.
- Гоголь – последователь Пушкина, Гоголь-реалист, сатирик. Кто, по мнению Гоголя, истинный патриот? Вслед за Пушкиным Гоголь активно борется за правдивую высокоидейную художественную литературу. В начале седьмой главы он пишет о двух направлениях в литературе. Одни писатели не спускаются “с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям” и создают только “возвышенные образы”; другие, напротив, выставляют “выпукло и ярко на всенародные очи” повседневные характеры, которыми “кишит наша земная, подчас […]...
- Почему помещиков, которых посещает Чичиков, можно назвать мертвыми душами? по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Поэма Гоголя “Мертвые Души” является энциклопедическим произведением по широте охвата жизненных ситуаций. Главной идеей, которого становится показ истинного обличия помещиков в годы крепостного права, в годы дореволюционной России. Главными объектами поэмы являются: Чичиков, путешествующий по губернским городам с целью покупки мертвых душ; и помещики, которых он посещает, покупая у них умерших крепостных, это: Манилов, Коробочка, […]...
- Образ “маленького человека” в творчестве Н. В. Гоголя (Гоголь Н. В.) В любом обществе, в любой отдельной социальной группе людей всегда есть такой человек, внешне ничем не отличающийся от остальных, неприметный, не выделяющийся из толпы. Таких людей обычно называют “маленькими людьми”. Тема маленького человека” весьма актуальна в русской литературе во все времена. Не одно произведение посвятил Пушкин этой теме – например, в “Медном всаднике”, Станционном смотрителе”, […]...
- О творчестве Николая Гоголя. Мертвые души. Часть 6. (Гоголь Н. В.) Лирические отступления. Свою поэму “Мертвые души” (как и вообще все произведения) Гоголь писал как поэт-гражданин, глубоко понимающий и чувствующий всю силу своей писательской ответственности. Он писал ее как человек, страстно любящий свою родину и страдающий душой от тех непорядков и зол, которых так много видел он в окружающей его русской общественной жизни. Его “Мертвые души” […]...
- “Повесть о капитане Копейкине” (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Мертвые души Гоголь Н. В “Повесть о капитане Копейкине” (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике “Миргород”, и в комедии “Ревизор”. В поэме “Мертвые души” она переплетается с темой крепостничества. Кроме того, Гоголь везде, где только можно, высмеивает чиновников и косность государственных мужей. Особое место в […]...
- Гоголь – ” гражданин жизни действительной…” По повести Н. В. Гоголя “Невский проспект” В. Г. Белинский считал: “Такие пьесы, как “Невский проспект”… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке”. Не понаслышке знает Н. В. Гоголь столицу Российской империи, которая открылась перед ним как огромный и страшный мир, который губит личность, убивает […]...
- Вопросы и ответы к поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” (№2) 1. По какому плану Н. В. Гоголь строит характеристику помещиков в поэме “Мертвые души”? Общий вид усадьбы, состояние хозяйства, господский Дом и интерьер его, портрет и характеристика помещика, реакция на предложение Чичикова. 2. Какова последовательность в изображении деградации помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”? Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. 3. Какую роль играет […]...
- Почему среди персонажей комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” нет положительного героя? (Гоголь Н. В.) “Ревизор” – комедия, таящая в себе глубокие пороки российского общества ХIХ века. Чтобы акцентировать внимание читателей на изъянах высшего сословия, Гоголь обращается к новаторским идеям написания произведения. В комедии отсутствуют положительные герои и любовная тема. Скорее всего, зритель видит пародию на любовь, наблюдая за ухаживаниями Хлестакова за женой и дочерью городничего. Сам автор считал главным […]...
- Биография Н. В. Гоголя и история создания произведения “Мертвые души” (Гоголь Н. В.) Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Его Детство прошло в родовом имении Васильевке. Отец, страстный поклонник театра, писал стихи, пьесы, потом представлял их на любительской сцене у богатых родственников Трощинских. Сам Гоголь, учась в гимназии (город Нежин), тоже увлекался театром и участвовал в постановках. Юный Гоголь исполнял в “Недоросле” Фонвизина […]...
- Поэма Мертвые души 1960 год (Гоголь Н. В.) Сатирическая комедия по одноименной поэме Н. В. Гоголя Мертвые души, вышедшая в СССР в 1960 году. Режиссер: Леонид Трауберг. В ролях: Владимир Белокуров, Виктор Станицын, Борис Иванов, Алексей Грибов, Анастасия Зуева, Борис Петкер, Юрий Леонидов, Михаил Яншин, Ольга Викланд, Софья Гаррель, Алексей Жильцов, В. Герасимов, Сергей Калинин, Галина Малиновская, Никита Кондратьев. Описание: Русь, куда ж […]...
- Гоголь и Украина < p>Николай Гоголь родился и вырос в Украине. Детство его прошло в живописных местах, овеянных казацким прошлым, древней историей, народными легендами. С детства Николай видел вокруг колоритных людей из народа: казаков, чумаков, торговцев на рынке, хитрых цыган-“лошадников”, зажиточных и бедных крестьян, острых на язык девушек и веселых задорных парней. А еще он с детства слушал […]...
- План сочинения – Почему Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой? Почему Н.В. Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой? I. Вступление Под поэмой обыкновенно понимается стихотворное произведение лиро-эпического характера (см. Словарик). Ясно, что Гоголь имел в виду что-то другое. II. Главная часть Для Гоголя поэма – это “малый род эпопеи”, а эпопея ставит своей задачей изобразить не отдельные судьбы, а жизнь страны, нации, народа в целом. Именно […]...
- Чому Хлестаков – головний герой комедії Н. Гоголя “Ревізор Ревізор Гоголь Н. В Чому Хлестаков – головний герой комедії Н. Гоголя “Ревізор Відомо, що Микола Васильович Гоголь, як би важливої не представлялася йому боротьба із усякого роду хабарниками, казнокрадами й іншими пройдисвітами, що послабляють держава, все-таки головним особою своєї п’єси вивів саме пройдисвіта й шахрая Хлестакова. Що це? Геніальний хід великого художника? Бажання подразнити суспільство? Може бути, який-небудь […]...
- Сатира на поместное и бюрократическое дворянство, как основа “Мертвых душ” Выставляя на свет нравственное гниение поместного дворянства и чиновничества, обнажая их неспособность к перспективному хозяйствованию, писатель приводит нас к выводу, что мертвыми душами являются крепостники. Надо отметить, что тема бюрократии, чиновничьего произвола и беззакония проходит через все творчество Николая Васильевича Гоголя. Образы чиновников встречаются в романтических повестях “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, в реалистических произведениях […]...
- Гоголь, Мертвые души. Сравните лирические отступления романа Пушкина и поэмы Гоголя. Что их сближает и что различает? Выберите главу, посвященную одному из помещиков, и объясните, какую роль играют в ней пейзажные описания. Пейзажные описания в главах о помещиках свидетельствуют о состоянии имения, а также о характере и привычках владельца. В ответе на предыдущий вопрос мы говорили о стиле хозяйствования Коробочки – незатейливом, не следующем моде, но основательном и крепком для среднего по […]...
- Описание проблем в жизни помещиков в поэме Гоголя “Мертвые души” Замысел “изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров” предопределил композицию поэмы. Она построена как история похождений “приобретателя” Чичикова, покупающего мертвые фактически, но живые юридически, т. е. не вычеркнутые из ревизских списков, души. Центральное место в первом томе занимают пять “портретных” глав (со второй по шестую). Эти главы, построенные по одинаковому […]...
- Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Созданные в расцвет крепостничества “Мертвые души” (1842 г.) стали новаторским произведением для русской литературы. В этой поэме Н. В. Гоголь воплотил давний замысел: показал жизнь различных сословий, поднял злободневные вопросы современности, заставил задуматься о будущем страны. Центральное место в поэме занимает помещичий быт. Автор сатирически изобразил разложение крепостничества, одновременно показав убогость и обреченность его представителей. […]...
- Сатирические образы помещиков (Гоголь) Замысел “Мертвых душ” возник и сложился в творческом сознании Гоголя под непосредственным влиянием Пушкина. Пушкин, прочитав рукопись, произнес голосом, полным тоски: “Боже, как грустна наша Россия!” В 1842 году поэма была опубликована, несмотря на цензурный запрет, помог напечатать ее Белинский. Ее появление оказалось большим событием в русской общественной и литературной жизни. Герцен отметил, что “Мертвые […]...
- Рецензия к повести Иван Федорович Шпонька и его тетушка (Гоголь Н. В.) Повесть “Иван Федорович Шпонька и его тетушка” напечатана впервые во второй книжке “Вечеров на хуторе близ Диканьки” в 1832 году. Завершена она, по-видимому, позже всех остальных повестей цикла, в конце 1831 года. Повесть о Шпоньке, написанная в строго реалистической манере, предвосхитила многие образы и мотивы гоголевских произведений. В критической литературе о творчество ГОГОЛЯ отмечалось, например, […]...
- Рецензия к повести Сорочинская ярмарка (Гоголь Н. В.) “Сорочинская ярмарка” напечатана в 1831 году, в первой книжке “Вечеров”. Повесть вчерне была написана в начале 1830 года, а завершена лишь в 1831 году. Дата, поставленная во втором издании “Вечеров” – “1829”, – может относиться только к самому началу работы над повестью. “Сорочинская ярмарка” в большой степени, чем другие повести цикла, связана с традициями украинской […]...
- Роль эпиграфа по комедии Ревизор (Гоголь Н. В.) В качестве эпиграфа к своему бессмертному произведению Гоголь взял русскую народную пословицу – “На зеркало неча пенять, коль рожа крива”. Изначально эпиграфа не было, он появился лишь спустя шесть лет после выхода комедии в свет, представляя собой своеобразный ответ на критику окружающих. Автор сравнивает свое произведение с зеркалом. Ведь многие, узнав в комедии себя, начали […]...
- Почему Гоголь не сумел завершить “Мертвые души” Поэма “Мертвые души” была тесно связана с религиознонравственными исканиями Гоголя. Первый раз Гоголь в состоянии резкого обострения болезни сжег рукопись второго тома “Мертвых душ” летом 1845 года. Гоголь признавался, что он сам предал огню “пятилетний труд, производимый с такими болезненными напряжениями, где всякая строка досталась потрясеньем, где было много того, что составляло мои лучшие помышления […]...
- Кто не является персонажем комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”? Какой эпиграф предпослан комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”? а. Береги честь смолоду б. На зеркало неча пенять, коли рожа крива в. И жить торопиться, и чувствовать спешит Кто не является персонажем комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”? а. Уховертов б. Чичиков в. Шпекин г. Гибнер д. Земляника Кто из действующих лиц комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” […]...
- Сочинение на тему: ” Философские идеи Гоголя” “Мертвые души” явились качественно новой вехой на творческом пути Н. В. Гоголя, поистине неоценимым вкладом в сокровищницу русской и мировой литературы. В этой поэме Гоголь мастерски объединил в единое целое те черты русской жизни, которые и прежде мелькали на страницах его произведений. В “Мертвых душах” оживают реальные картины жизни самодержавной России: помещичьи дворы, заштатный губернский […]...
- Сочинение на тему: “Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Произведение “Мертвые души”, носит автобиографическое начало, и большое значение здесь сыграли детские воспоминания Гоголя. Описание сада, окружавшего дом Манилова, пейзажи Васильевки, близкие для писателя. Основной сюжет поэмы, это приезд в некий город П. И. Чичикова. Чичиков представлен нам как герой достаточно воспитанный, с изысканным вкусом. Автор нам не сразу раскрывает цели приезда Чичикова в уездный […]...
- Рецензия малороссийской повести “Страшный кабан” (Гоголь Н. В.) Отрывки из задуманной Гоголем повести “Страшный кабан” были напечатаны в “Литературной газете” в 1831 году (№№ 1 и 17) под заглавиями: глава 1-я – “Учитель”, и глава 2-я -“Успех посольства” (первая с подписью “П. Глечик”, вторая – без подписи). Первый отрывок предполагался к включению в “Арабески” (помечен в сохранившихся планах), но в печатный текст не […]...
- Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Одессе В последние годы своей жизни Н. В. Гоголь дважды посетил Одессу. В первый раз он прибыл сюда 16 апреля 1848 г. из Константинополя на фрегате “Херсонес”. К несчастью, в это время по всей Новороссии и Бессарабии свирепствовала холера. “Херсонес” и все пассажиры, в том числе и И. В. Гоголь, должны были проходить карантин. После карантина […]...
- ГОГОЛЬ Николай Васильевич ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809 – 1852) – русский прозаик. Гоголь родился в Великих Сорочинцах Миргородского уезда Полтавской губернии; происходил из помещичьей семьи: у них было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки со стороны отца – потомственные священники, однако дед Афанасий Демьянович оставил это занятие и прибавил к своей фамилии Яновский вторую […]...
- Почему Гоголь назвал свою поэму “Мертвые души” Российская империя первой четверти 19 века была великой державой. Русская армия разгромила Наполеона и взяла Париж. Император Александр диктовал свои условия всей Европе. До восстания декабристов было еще далеко. Казалось, Россия вступила на новый блестящий этап своего существования… Где-то в далеком губернском городке течет размеренная жизнь, законы которой установились, пожалуй, полвека назад. Губернатор – сиятельный […]...
- Тест к комедии “Ревизор” и к поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголя 1. Какой эпиграф предпослан комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”? А. Береги честь смолоду Б. На зеркало неча пенять, коли рожа крива В. И жить торопиться, и чувствовать спешит 2. Кто не является персонажем комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”? А. Уховертов Б. Чичиков В. Шпекин Г. Гибнер Д. Земляника 3. Кто из действующих лиц комедии Н. […]...
- Рецензия к повести Вечер накануне Ивана Купала (Гоголь Н. В.) Впервые повесть была напечатана в февральской в мартовской книжках “Отечественных записок” за 1830 год, без подписи автора. В журнальном тексте повесть озаглавлена “Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала. Малороссийская повесть (из народного предания), рассказанная дьячком Покровской церкви”. Издатель “Отечественных записок”, литератор П. Свиньин, при напечатании повести в журнале внес в нее много поправок, пытаясь освободить […]...
- Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н. Гоголя Путешествие портрета (Н. Гоголь, “Портрет”) Намек о божественном, небесном заключен Для человека в искусстве, и потому одному Оно уже выше всего… Н. Гоголь, “Портрет” Гоголя всегда интересно читать. Даже известные, потертые вещи начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интереснейший мир, порой мистический, а порой […]...
- Две России в поэме Гоголя “Мертвые души”. “Мертвые” и “живые” души в поэме Гоголя Две России в поэме Гоголя “Мертвые души”. “Мертвые” и “живые” души в поэме Гоголя. В начале работы над поэмой Н. В. Гоголь писал В. А. Жуковскому: “Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем”. Так сам Гоголь определил объем своего произведения – вся Русь. И писатель сумел показать во всем […]...
- Н. В. Гоголь – краткая биография Николай Васильевич Гоголь, классик русской и украинской литературы, родился 1 апреля 1809 года в семье помещика. Детство Гоголь провел в родном имении Васильевка, изредка посещая окрестные места, среди которых был хутор Диканька, который позже писатель опишет в одной из своих лучших книг. Так же сильное влияние на личность молодого человека оказали библейские рассказы матушки, которые […]...
- Губернское общество. Народ в поэме Мертвые души. Часть 4. (Гоголь Н. В.) Губернское общество. Рисуя широкую картину дворянско-помещичьей России своего времени, Гоголь, кроме поместных дворян, изображает и губернских чиновников. В заметках к первому тому поэмы Гоголь писал: “Идея города – возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы. Как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени, как люди неглупые доходят до […]...
- Почему Н. В. Гоголь называет городничего, так легко одураченного Хлестаковым, “неглупым человеком”? по комедии Ревизор (Гоголь Н. В.) Образ городничего Антона Антоновича Сквозника-Дмухановского в произведении Н. В. Гоголя “Ревизор” можно смело назвать типичным представителем нечистых на руку чиновников, с которыми приходится иметь дело и поныне. Он – практичный и неглупый, но для построения собственной карьеры использует не только все свои положительные качества. Должность городничего досталась ему благодаря взяткам и подчеркнутой любезности к вышестоящему […]...
- Образы Коробочки и Собакевича в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Образы Коробочки и Собакевича в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” План I. Образы деградирующих помещиков в поэме “Мертвые души”. II. Образ Коробочки. III. Образ Собакевича. IV. Общее в образах Собакевича и Коробочки. В поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” основную смысловую нагрузку несут центральные образы помещиков, которые олицетворяют не только всевозможные человеческие пороки, но […]...
- Социально-историческое и общечеловеческое в произведениях Николая Гоголя Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это время разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных для этого условиях русской действительности. Кроме того, это время беспощадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного, живущего под гнетом крепостного права. Гоголь – великий писатель своего времени. Он первый в русской литературе попытался сатирически изобразить чиновников, подхалимов и хитрецов, […]...
- Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Киеве Первый раз он побывал здесь еще в 1827 г., приехав во время весенних каникул вместе с профессором Нежинской гимназии высших наук Н. Г. Белоусовьш, Останавливался на Подоле у В. М. Белозерского. Город пленил воображение юного Гоголя, восхищая своей природой, памятниками старины. Особенно покорил 18-летнего юношу весенний Днепр. По-видимому, с этого первого посещения Киев стал мечтой […]...
- Сатирическая обрисовка русской жизни по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Роман Гоголя “Мертвые души” – сатирическая обрисовка русской жизни. В ней представлен последовательный ряд помещиков – один пошлее другого. Ездит по помещикам хитрый и умный делец Чичиков. Он выкупает “мертвые души”, чтобы потом продать их как живые. Если сначала говорить о Манилове, то он обладает более или менее человеческими качествами. Он простак, любит жену и […]...