Математика” КРУГ. Окружность”



Конспект урока математики по теме:
“Круг. Окружность”

Цели и задачи урока:

Познакомить с новыми понятиями (круг, окружность, радиус, диаметр). Учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности. Провести инструктаж по технике безопасности о правилах пользования циркулем и ножницами.

Закреплять умения решать задачи и примеры. Развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление, память. Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность; товарищество; аккуратность и осторожность, применяя циркуль и ножницы.

Оборудование:

Учебник “Математика” 3 класс часть1 ,по Богдановичу, фигуры; циркуль; ножницы; клей; цветная бумага; образец аппликаций.

Ход урока

І. Организация класса.

У : Создадим друг другу хорошее настроение. Как вы это сделали?

Д :

– Улыбнулись друг другу.

– Пожелали получить “5”.

– А я пообещал помочь тому, кто будет затрудняться.

– Я желаю успехов в работе.

У : А какой девиз нашей работы?

Д (хором): Все помогают каждому, каждый помогает всем.

У : Я желаю вам хорошо поработать, творить красиво, аккуратно.

ІІ. Постановка темы и целей урока.

У : Продолжаем

работать в нашей мастерской. На доске записана тема урока (закрыта). Мы должны ее узнать и поставить перед собой задачи.

1). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке убывания, и вы узнаете слово. Для этого нужно увеличить каждое из чисел в 9 раз.

5 – р

4 – у

0 – г

7 – к

Ответ:

2). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания, и вы узнаете слово.

Ответ:

В группах ученики думают над тем, какая же тема урока.

У : – Кто догадался, какая тема урока?

Д :

– Я думаю, что мы узнаем о круге.

– А я думаю, что мы узнаем об окружности и вспомним, что знаем о круге.

У : Молодцы, ребята! Вы правильно догадались. А еще сегодня будем учиться пользоваться циркулем для вычерчивания окружности.

Узнаем еще новые понятия: радиус и диаметр.

ІІІ. Работа над пройденным материалом.

У : Все учебные задачи принимаются, но сначала потренируем внимание и память.

Выполните упражнение 5, стр. 95 самостоятельно:

1 вариант – 1 строка; 2 вариант – 2 строка; 3 вариант – 3 строка.

Взаимопроверка осуществляется так: дети 1 варианта 1 группы проверяют работу детей 1 варианта 2 группы и наоборот; дети 2 варианта 1 группы проверяют работу детей 2 варианта 2 группы и т. д.

Поставьте на полях оценку.

ІV. Работа над новым материалом.

1). Работа по учебнику, стр. 94.

У : С кругом вы знакомы с детства. Где мы можем встретить круг?

Д :

– Я видел циферблат в часах в форме круга.

– А я катаюсь на велосипеде и ведь колеса тоже в форме круга.

– У телефона тоже есть круг, который мы вращаем, набирая номер.

У : Правильно, ребята. Консервная крышка тоже имеет форму круга. (Показываю.) Границы любого круга – это Окружность. Резинка, которую можно вынуть из консервной крышки (показываю) – это “окружность”.

Прочитайте правило об окружности в учебнике и скажите, что вы о ней узнали.

2). Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем и ножницами”.

Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. Нельзя подносить иглой к лицу и нельзя передавать циркуль соседу “иглой вперед”.

Ножницами также нужно пользоваться осторожно: к лицу не подносить, передавать соседу “тупым концом”, т. е. колечками.

У : Расскажите правила пользования циркулем и ножницами.

(Дети рассказывают.)

У : Какая ножка циркуля стоит в центре окружности – игла или грифель?

Д :

– Я думаю, что в центре окружности должна быть игла.

– Конечно игла, потому что грифель должен рисовать.

У : Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку.

(Центр учитель отмечает и показывает на чертеже.)

У : Какой ножкой циркуль чертит?

Д : Циркуль чертит грифелем.

У : Прочитайте об этом в учебнике, стр. 94.

У : Ножки циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы начертить большую окружность – развести их или сдвинуть ближе?

Д :

– Я думаю, что нужно ножки циркуля развести.

– Нет, я думаю их нужно сдвинуть ближе.

– Ты ошибаешься: если ты сдвинешь ближе ножки циркуля, то получишь маленькую окружность, а нам нужно начертить большую окружность.

У : Ты правильно догадался, Алеша. Чтобы начертить большую окружность, ножки циркуля нужно развести. Попробуйте начертить самую большую окружность, какая поместится на вашем листе. (Ученики чертят самую большую окружность, отмечают, у кого лучше в группе получилось.) А теперь самую маленькую, какая у вас только получится (на том же листе в любом месте, можно внутри большой окружности).

3). Составление аппликации на цветной бумаге.

Материал: образец аппликации, циркуль, цветная бумага для основы, клей, ножницы.

1 группе нужно сделать аппликацию “Страусенок”.

2 группе – аппликацию “Цыпленок”.

Дети делают аппликацию на листе цветной бумаги. Детали дорисовывают фломастером. Можно нарисовать фон или траву, солнышко.

V. Физкультминутка.

У : А сейчас немного отдохнем.

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Где они сядут, тоже покажем –

Руки согнули назад.

4). Задание 1, стр. 95. Прочитайте внимательно.

Начерти и вырежи любой круг и убедись с помощью перегибания, что диаметр делит круг пополам. Раскрась половину круга. Сколько половин в круге?

Материал: циркуль, бумага, ножницы.

У : Начертите любую окружность. Вырежьте круг, отметив центр (проколите его грифелем). Согните круги так, чтобы центр оказался на линии сгиба.

Сколько половин в круге?

Д :

– Круг разделили на две части.

– Получилось две половины.

У : Закрасьте половину круга. Какие получились части?

Д :

– Я думаю, одинаковые части.

– А я тоже так думаю.

– Мне кажется, что на равные части разделили круг.

У : Почему вы думаете, что они равные?

Д :

– Они подходят, если приложить одну часть к другой.

– Я поняла, почему равные части, они ведь совмещаются.

У : Молодцы. А какая линия сгиба?

Д :

– Она ровная, гладкая.

– Она прямая.

У : Верно, линия сгиба прямая. Есть ли у нее начало и конец?

Д : Есть.

У : А как она называется?

Д :

– Мне кажется, что это отрезок.

– Я тоже думаю, что это отрезок.

У : Правильно, ребята. Молодцы. Посмотрите, я еще построю несколько отрезков в этом круге. Чем отличается первый отрезок от всех остальных? (Учитель делает в круге еще несколько сгибов параллельно диаметру.)

У : А еще чем интересен этот отрезок? Чем он отличается от всех других?

Д : Он проходит через центр.

У : Этот отрезок, который проходит от края круга до другого края через центр, называется – Диаметр. Из всех отрезков, соединяющих два противоположных края круга, диаметр – самый длинный.

Прочитайте о диаметре в учебнике, стр. 95.

5). Упражнение. Рисунок на доске.

У : Выберите на рисунке на доске те окружности, в которых проведен диаметр.

У : Сколько диаметров можно провести в окружности?

Д :

– Думаю, что диаметров может быть много.

– И я тоже так считаю.

У : Какие они все по длине?

Д :

– Они одинаковые.

– Еще можно сказать равные.

У : Согните ваш круг по диаметру. (Дети складывают.) Вы получили полукруг. А теперь сложите полукруг пополам. Где оказался центр круга?

Покажите его. У этой фигуры, которую мы получили, есть свое название – Сектор. Разверните ваш круг.

Проведите пальцем от центра круга до его края по сгибу. Этот отрезок называется, словом Радиус.

– Сколько радиусов на вашем круге?

Д :

– У меня получилось 4 радиуса.

– У меня тоже их 4.

У : Какие по длине все радиусы? Проверьте с помощью циркуля.

Д : – Радиусы одинаковые.

У : Прочитайте о радиусе в учебнике, стр. 94.

6). Задание 2, стр. 95. Прочитайте задание.

Измерь радиус каждой окружности и начерти окружности с такими же радиусами, но с центром в одной и той же точке.

Ребята работают самостоятельно.

7). Самостоятельная работа. Решение задач.

2 ученика решают у доски.

1 вариант решает задачу 3, стр. 95

2 вариант решает задачу 4, стр. 95

Самопроверка.

Учитель оценивает работу учащихся, а командиры групп помогают учителю.

VІ. Итог урока. Рефлексия.

У : На протяжение урока вы были активны и внимательны.

Справились ли мы с вами с поставленными задачами?

Д : Да, справились.

У : Что на уроке вам больше всего понравилось?

Д :

– Мне понравилось решать примеры и задачи.

– А мне понравилось чертить циркулем.

– А мне нравится работать самостоятельно.

– Мне понравилось делать аппликацию. Они получились у нас красивыми.

– Мне тоже понравилось чертить циркулем и еще делать аппликацию.

У : Что вы запомнили об окружности?

Д :

– Я запомнила, что ее можно начертить с помощью циркуля. Им нужно пользоваться осторожно, аккуратно.

– А еще окружность – это граница круга.

У : Чем круг отличается от окружности?

Д : Мы сказали, что окружность – это граница круга. А круг – это площадь, ограничиваемая окружностью.

У : А что вы запомнили о диаметре?

Д :

– Диаметр – это отрезок, который проходит от края круга до другого края через центр.

– Этот отрезок самый длинный. Он соединяет два противоположных края круга.

– В круге можно провести сколько угодно диаметров. Они будут одинаковые.

У : Молодцы, ребята. А что такое радиус?

Д :

– Это отрезок, соединяющий центр окружности с какой-нибудь ее точкой.

– Радиусы равны.

У : А теперь я предлагаю сделать еще одну аппликацию. На плакате нарисован цирковой слон. Он очень любит жонглировать мячами, но сегодня мячей у него нет.

У вас на столе есть цветная бумага. Вы начертите окружность, какая вам понравится, вырежете круг и наклеете так:

красный круг, если вам понравилось работать на уроке; синий круг – не понравилось работать на уроке; зеленый круг – не очень понравилось.

(В результате из 10 человек, обучающихся в классе, было наклеено 10 красных кругов.)

У : Спасибо за урок. Мне очень понравилось, как вы работали.

Учитель объявляет оценки.

VІІ. Домашнее задание.

Прочитать материал учебника, стр. 94; 1 вариант – задача 4, стр. 95; 2 вариант – задача 3, стр.

96; на альбомном листе нарисовать орнамент с помощью циркуля.

Домашнее задание


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Математика” КРУГ. Окружность”