А. Н. Толстой начал работу над романом в 1929 году. Причиной, побудившей писателя к созданию произведения, было, вероятно, ощущение созвучности Петровской эпохи, когда «трещит и рушится старый мир», с эпохой, в которую жил автор романа. Весь ход повествования должен был показать взаимное влияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивность преобразовательских действий Петра, их закономерность и необходимость.
Кроме того, для писателя было важно выявить «двигающие силы эпохи», то есть разрешить вопрос о роли народа. Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение во всем построении произведения.
Итак, в центре повествования находится образ Петра, процесс формирования его личности. Но роман не является его биографией. Толстому была интересна эпоха, формирующая исторического деятеля, ее движение.
Это и определяет композиционные особенности романа. Создается многоплановая композиция, дающая возможность показать жизнь самых различных слоев населения России. В романе представлены все общественные группы страны того времени (бояре, дворяне, купцы, стрельцы, крестьяне, солдаты), действие разворачивается в различных местах: в Кремле, в избе Бровкиных, в Немецкой слободе, Азове, Архангельске, Нарве и т. д. Сюжетную основу романа составляют решающие события в жизни страны, само движение эпохи: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра и т. д. Однако отбор событий продиктован стремлением показать именно становление личности в истории, то есть изображаются те факты, которые оказали влияние на формирование Петра Первого. Динамику роману придает острота основных конфликтов: между самодержавием и народом, между старым, отжившим, и но вым Толстой видит неизбежность подобного быстрого развития, а потому преобразовательскую деятельность Петра автор рисует как проявление закономерности истории, ибо она была всем ходом истории подготовлена
А. Толстой изображает Петровскую эпоху в постоянной динамике, в движении Это выражается в показе изменений, происходящих в жизни людей и страны в целом Велика роль вымышленных персонажей. Некоторые из них играют лишь эпизодическую роль, а некоторые обрисованы в прямой связи с личностью Петра, например Бровкины.
Особенностью композиции романа являются авторские отступления, в которых даны обобщенные характеристики, а также взгляд на прошлое с позиций современности. Именно возможность оценить события Петровской эпохи с точки зрения человека другого времени во многом способствует тому, что роман А. Толстого стал поистине эпопеей, не только изображающей далекие события из истории страны, но и дающей общую историческую концепцию. Все события в романе даются глазами современников этих событий, а авторская концепция проявляется в проблематике романа, в трактовке действующих лиц, в подборе определенных характерных ситуаций, в самом тоне повествования, то с иронией, то с болью, то с патриотическим пафосом Исторические факты Алексей Николаевич Толстой изображает под углом зрения интересов современной ему действительности, подчеркивая моменты, важные для воспитания нового человека послереволюционной эпохи.
- Мастерство в построении сюжета. (По одному из произведений русской литературы XIX века.) «Герой нашего времени» — первый русский реалистический психологический роман в прозе. Лермонтов считает, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа». Вот эту сложную задачу поставил перед собой М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени», так как его герой сложный, противоречивый. А чтобы глубже и всесторонне ... Читать далее...
- Мастерство в построении диалога (Л. Н. Толстой «Война и мир») Роман Толстого «Война и мир» содержит значительную философскую часть, которая выражается различными способами. Философия произведения «полифонична». Автор не ограничивается отступлениями. Он вкладывает свои идеи в уста главных героев, в их диалоги, но пытается раскрыть не только свой взгляд на мир, но и другие возможные взгляды. Герои книги отстаивают различные позиции, причем, все они (позиции) изображены ... Читать далее...
- Сочинение Мастерство М. Ю. Лермонтова в построении сюжета Мастерство М. Ю. Лермонтова в построении сюжета Роматизм — это течение, бурные воды которого, вскормили не одно поколение русских и зарубежных поэтов и романистов. Мы сами воспитываясь на романтических сказках и поэмах, пытались подражать в детстве героям и искали спрятанные сокровища. И многие, так и не достигнув идеала, продолжают верить в него, потому что знают, ... Читать далее...
- Мастерство в построении сюжета. (По одному из произведений русской литературы XIX века. — А. С. Пушкин. «Пир во время чумы».) «Пир во время чумы» — трагедия, несущая в себе то, что древние греки называли катарсисом, разрешением трагического конфликта. Сюжетная конструкция здесь великолепна. В один клубок сплелись и щемящее чувство тоски и одиночества человека, запертого холерными карантинами в маленькой деревушке, и горечь потери близких друзей, вступивших на Сенатской площади в противоборство с «жестоким веком», и воспоминание ... Читать далее...
- Мастерство в построении диалога. (По одному из произведений русской литературы XIX века. — А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери».) Анализируя диалоги и монологи, составляющие большую часть структуры этой «маленькой трагедии», можно поставить под сомнение, что пушкинский Сальери убил Моцарта из зависти. Ведь если исходить из текста трагедии, а не из истории реальных прототипов, то поражает несоответствие между высказанным вслух, вполне контролируемым чувством зависти и категорическим решением лишить жизни сам объект этого чувства. В первом ... Читать далее...
- Мастерство в построении сюжета (А. С. Пушкин «Пир во время чумы») «Гнет власти роковой» …нежного слабей жестокий, И страх живет в душе, страстъми томимой. А. Пушкин «Пир во время чумы» — трагедия, несущая в себе то, что древние греки называли катарсисом, разрешением трагического конфликта. Эта трагедия, как известно, представляет собой вольный перевод одной сцены из драматической поэмы английского поэта-романтика Вильсона, но в то же время это, ... Читать далее...
- Мастерство в построении сюжета. (По одному из произведений русской драматургии XX века. — А. В. Вампилов. «Утиная охота».) В известной пьесе «Утиная охота» Александр Вампилов воспользовался нестандартным сюжетом, позволившим ему создать галерею характеров, озадачивающих зрителя и читателя, вызывающих огромное общественное беспокойство. Перед нами одно из бесчисленных в свое время учреждений, именуемых КБ, ИБ и т. п., формируемых из инженеров, научных работников, с самыми благими намерениями, но во многих случаях оказывающихся нерентабельными. Однако сотрудники ... Читать далее...
- Мастерство в построении сюжета (А. Вампилов, «Утиная охота») Александр Вампилов родился в селе Кутупик Иркутской области в 1937 году; после окончания средней школы учился с 1955 года в Иркутском университете, студентом писал юмористические рассказы, составившие его первую книгу «Стечение обстоятельств»; пять лет после окончания университета работал В иркутской областной газете «Советская молодежь». В 1965 году написал пьесу «Прощание в июне». В написанной в ... Читать далее...
- «Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого «Петр первый» А. Н. Толстой начинает работу над романом в 1929 году. Причиной, побудившей писателя к созданию произведения, было, по-видимому, ощущение созвучности Петровской эпохи, когда «трещит и рушится старый мир», с эпохой, в которую жил автор романа. Одной из основных задач романа А. Толстой считает необходимость показать «становление личности в истории, в эпохе». Весь ход повествования должен ... Читать далее...
- Мастерство писателя в изображении истории (На примере одного из произведений русской литературы XX века.) Роман А. Н. Толстого для меня, человека, интересующегося историей России, имеет особую ценность. В романе мы находим описание эпохи, описание характеров. Прослеживая такие нити, связывающие народ и власть. Из романа Толстого мы получаем полную картину взаимоотношений власти с народом и народа с властью, так волнующую умы многих историков, так важную для меня. Проблема взаимоотношений народа ... Читать далее...
- Мастерство драматургической композиции трагедии «Гамлет» Посмотрим теперь, как связаны главные персонажи с действием трагедии в целом. Шекспир был мастером многоплановой композиции, при которой пьеса имеет несколько самостоятельных линий действия, перекрещивающихся между собой. В центре трагедии королевская семья: Клавдий, Гертруда, Гамлет и витающий над всем действием Призрак убитого короля. Рядом — семья королевского министра Полония: он, его сын и дочь. Третью ... Читать далее...
- Роль личности в истории Создавая роман, А. Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: «Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция…, установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I». Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в ... Читать далее...
- Роль личности в истории по роману А. Н. Толстого «Петр Первый» На троне вечный был работник А. С. Пушкин I Идейный замысел романа. II Становление личности Петра I. 1) Формирование характера Петра I под воздействием исторических событий. 2) Вмешательство Петра I в исторический процесс. 3) Эпоха, формирующая исторического деятеля. III Историческая и культурная ценность романа. Созданию романа «Петр Первый» предшествовала длительная работа А. Н. Толстого над ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Особенности композиции романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Сюжет романа является убийство совершенное главным героем. Столкновение главное героя-Раскольникова с законом и моралью. В романе мы не найдем мнение автора, по действию совершенному Раскольниковым. Достоевский рассматривает убийство, не как преступление, а как философскую проблему. В романе все события взаимосвязан с причинами, а также с психологическими параллелями. Роман несет в себе очень сильную смысловую нагрузку, ... Читать далее...
- Какие черты русского национального характера воплощены в образе Петра? Какие черты русского национального характера воплощены в образе Петра? Докажите свою точку зрения. При характеристике образа Петра I отметьте, что А.Н. Толстой не идеализирует своего героя. Он показывает Петра как человека своей эпохи, своего класса, преобразования которого осуществлялись за счет жестокой эксплуатации народа, который не останавливался перед «варварскими средствами борьбы против варварства». Докажите это на ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Эпоха и правитель в романе «Петр Первый» А. Н. Толстого» Алексей Николаевич Толстой после Октябрьской революции обратился к исторической тематике. Его историческая проза — это «Наваждение», «День Петра», «Граф Калиостро», «Повесть смутного времени». Это произведения больше приключенческие, исключая рассказ о Петре Первом. В своем первом обращении к личности Петра Первого Толстой рисует его достаточно негативно, пишет о его жестокости к людям. По мотивам «Дня Петра» ... Читать далее...
- Сочинение: Роман «Петр Первый». Замысел произведения Роман «Петр Первый». Замысел произведения. Особенности композиции и сюжета. Каковы были задачи, стоявшие перед А. Толстым как автором исторического романа? Прежде всего Толстому предстояло определить, что будет для него основным в произведении. Это, по словам писателя, «становление личности в исторической эпохе». Автор писал не просто биографию исторического деятеля, но стремился показать, с одной стороны, как ... Читать далее...
- А. К. Толстой. Князь Серебряный. Оцените мастерство создания интерьера в романе Какую роль в развитии сюжета играет Елена Дмитриевна Морозова? Какие обряды, обычаи, приметы быта связаны с изображением этой героини? В романе «Князь Серебряный» несколько героев и лишь одна героиня. Елена Дмитриевна, несомненно, близка лермонтовской Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова. Работая над романом, А. К. Толстой был под сильным влиянием «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого ... Читать далее...
- Особенности сюжета и композиции романа «Преступление и наказание» В русской классической литературе немало примеров интересного построения композиции романа и не более интересных сюжетов, взятых для произведения. Интересны и сюжет и композиция романа Достоевского «Преступления и наказание». «Преступление и наказание» Достоевского принято считать философским романом, однако философским в чистом виде его назвать нельзя, скорее, это социально-философский роман. Роман Достоевского приобретает дополнительные социально-психологические и идеологические ... Читать далее...
- Евгений Онегин — Анализ. Особенности композиции «Евгений Онегин» как роман в стихах. Особенности жанра и композиции «Что касается до моих занятий, я Пушкин стремился создать пресыщенного, неудовлетворенного и скучающего героя, равнодушного к жизни и ее радостям, — настоящего героя времени, зараженного «болезнью века» — скукой. Но в то же время автор не просто стремился показать характерные черты скуки, он хотел узнать ее ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Петр Первый» — исторический роман Эпоха Петра I давно привлекала А. Толстого своей прямой перекличкой с эпохой революционных преобразований послеоктябрьской России. «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер», — объяснял свой интерес к истории А. Толстой. Подступами к большому ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: жолаушылар разбор на казахском языке Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ЖОЛАУШЫЛАР Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : жолаушылар, жолаушылара, жолаушылару, жолаушыларом, жолаушыларе, жолаушылары, жолаушыларов, жолаушыларам, жолаушыларами, жолаушыларах Начальная форма ... Читать далее...
- Своеобразие композиции в романе «Война и мир» Своеобразие композиции. Важнейшая особенность романа-эпопеи — сложная многоуровневая композиция. Каждая часть и каждый том, наконец, все произведение имеют свою кульминацию и развязку. В эпопее несколько сюжетных линий, которые тесно переплетаются. Толстой, свободно переходя от одних героев к другим, от частных судеб к историческим событиям, прибегает к чередованию крупных и общих планов, массовых сцен и портретных ... Читать далее...
- Роль композиции в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» в раскрытии его идейно-художественного содержания Роль композиции в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» в раскрытии его идейно-художественного содержания В рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90-е гг. XIX в., изображаются 1840-е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием ... Читать далее...
- Жанр романа А. Н. Толстого «Петр Первый» Жанр романа А.Н. Толстого «Петр Первый». Вспомните, какие исторические романы в русской классической литературе вам известны. В чем, на ваш взгляд, состоит специфика романа на историческую тему в сравнении с произведением о современности? Необходимо подчеркнуть следующие особенности исторического романа. В его основе лежат события и факты, которые уже завершены и отдалены от момента создания произведения. ... Читать далее...
- Своеобразие композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Основное внимание в романе «Герой нашего времени» Лермонтов сосредоточивает на изображении «истории души человеческой», на раскрытии характера и внутреннего мира героя, жившего в 30-е годы XIX века. Это время отсутствия общественных идеалов, отстранения дворянской интеллигенции от общественно-политической жизни. Композиция романа определяется его замыслом и подчинена задаче наиболее полного раскрытия характера и внутреннего мира главного героя. ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: тихо категория состояние Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ТИХО Часть речи : наречие Грамматика : Формы : тихо Начальная форма : ТИХИЙ Часть речи : краткое прилагательное Грамматика : единственное число, качественное прилагательное, неодушевленное, одушевленное, средний ... Читать далее...
- План сочинения — Мастерство психологизма в романе Толстого «Война и мир» Мастерство психологизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» I. Вступление Психологизм — подробное и глубокое воспроизведение в литературном произведении внутреннего мира человека. (Подробнее см. Словарик.) Толстой — один из крупнейших писателей-психологов не только в русской, но и мировой литературы. При помощи психологизма Толстой раскрывает нравственные искания своих героев, процесс постижения ими смысла жизни. Поэтому ... Читать далее...
- Мастерство изображения природы Ой ты, наш батюшка тихий Дон! Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь? Ах, как мне, тиху Дону, не мутну течи! Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют, Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит. Старинные казачьи песни Природа тихого Дона, далекая степь и просторы выступают как отдельные герои в романе Шолохова «Тихий ... Читать далее...
- Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в русской литературе, в котором «отразился век и современный человек изображен довольно верно». А. С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 год. «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница», — писал он в письме к П. Вяземскому. «Евгений Онегин» — лиро-эпическое произведение, ... Читать далее...
- Сочинение 1 — Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века Говорят, что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Но это правило верно лишь в математике. К художественной литературе оно неприменимо: здесь перемена мест слагаемых, то есть другая композиция произведения, может очень сильно повлиять на восприятие смысла. Вообще то, как читатель понимает произведение, во многом зависит от построения текста. Ярчайший пример — «Герой нашего времени» ... Читать далее...
- Жанр литературного портрета, своеобразие композиции очерка, единство художественных зарисовок и раздумий М. Горького в романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина» Культура здесь совершенно потрясающая… Это такая громадная начитанность, это такая громадная власть над языком, над всеми эпохами, над культурой… над переживаниями самых различных людей… А. Луначарский Существует распространенное мнение, что роман М. Горького «Жизнь Клима Самгина» труден для восприятия. Это, несомненно, верно, ибо, как всякое необычайно многогранное и подлинно глубокое художественное произведение, оно не только ... Читать далее...
- Особенности композиции романа Лермонтова «Герой нашего времени» Роман Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них может существовать ... Читать далее...
- «Петр Первый» А. Н. Толстого — исторический роман Эпоха Петра I давно привлекала А. Толстого своей прямой перекличкой с эпохой революционных преобразований послеоктябрьской России. «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер», — объяснял свой интерес к истории А. Толстой. Подступами к большому ... Читать далее...
- Особенности композиции романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова Роман (бессмертное произведение) Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в Роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них ... Читать далее...
- Своеобразие композиции произведения пушкина медный всадник «Медный всадник» открывается Вступлением, которое является своеобразной увертюрой поэмы. Но эта торжественная увертюра и в смысловом, и в стилистическом отношении звучит контрапунктом к основному тексту, к печальной «петербургской повести». Такой контрапункт, лишенный завершающего, синтезирующего, гармонизирующего аккорда, определяет всю структуру «Медного всадника» и проявляется на самых разных ее уровнях. Вступление состоит из пяти отрывков, каждый из ... Читать далее...
- Мастерство писателя в изображении истории. (Тема истории в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.) Историческая тематика интересовала писателей во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Два великих русских поэта и писателя обращались к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно. Известно, что Пушкин занимался исследованием жизни и деятельности Петра I. Связанные с его именем героические страницы ... Читать далее...
- Сочинение на тему: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Работу над произведением «Мертвые души» Н. В. Гоголь рассматривал как важнейшее дело всей своей жизни. Задачи, которые ставил перед собой писатель, требовали огромного труда и серьезного подхода. Задачи были глобальными: правдиво и точно показать все стороны жизни России, вскрыть недостатки, найти их причины, указать пути решения проблем; рассмотреть положительные начала русской жизни, выразить твердую уверенность ... Читать далее...
- План сочинения — Своеобразие композиции романа Чернышевского «Что делать?» Своеобразие композиции романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» I. Вступление Композиция — состав и организация элементов и частей художественного произведения. II. Главная часть 1. Соотношение сюжетных и внесюжетных элементов в романе Чернышевского своеобразно, но и те, и другие равно важны для понимания художественной идеи писателя: а) сюжет романа — история Веры Павловны. Ключевые моменты: жизнь в ... Читать далее...
- Особенности композиции романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Много раз Булгаков переделывал известный на весь мир роман. Много сил вложил он в него, отдаваясь ему, как в последний раз. И, можно сказать, что все это не зря. Перед нами предстал всемирно известный и многократно экранизирован роман «Мастер и Маргарита» С первых строк уже раскрываются его Особенности. Например, каждый трактует жанр этого романа по-своему. ... Читать далее...
Мастерство в построении композиции и