Мастерство сатирического изображения действительности
М. Е. Салтыков-Щедрин – это не просто один из величайших русских писателей, но и, может быть, самый неожиданный и в определенном смысле уникальный в ряду своих гениальных современников. Один из самых ярких революционеров-демократов, сподвижник Некрасова и Чернышевского, знавший досконально все тонкости бюрократического устройства, чему немало помогло то, что он сам служил вице-губернатором, Салтыков-Щедрин, прежде всего, является величайшим из русских сатириков, создавшим собственный художественный мир, мир причудливый, часто противоестественный,
Последние годы своей жизни писатель посвятил написанию книги сказок, которая не только упрочила его славу, но и открыла новую грань его сатирического дарования. Одной из самых известных сказок писателя является “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Используя бесхитростный прием традиционной сказочной фантастики – необитаемый остров как место действия, Щедрин убедительно показывает, что источником не только материального благополучия, но и всей дворянской культуры является труд мужика.
Оказавшись на необитаемом острове, без
Крестьянин все умеет, все знает, но в то же время и его не щадит сатирик. Генералы заставляют этого здоровенного мужика свить веревку, на которой его держали привязанным к дереву, а он еще был благодарен господам за то, что не погнушались его мужицким трудом. Щедрин сочувствует мужику, который является обобщенным образом угнетаемого народа-труженика, и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность.
Для достижения особой обличительной силы своей сатиры писатель использует множество художественных приемов. В сказке органично сочетаются два плана: реальный и фантастический, жизнь и вымысел, причем фантастика основана на реальных событиях (внезапное перенесение на необитаемый остров и находка на нем номера “Московских ведомостей”). Очень активно Щедрин использует гиперболу. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены.
Умелый мужик варит суп в пригоршне, глупые генералы не знают, что булки из муки пекут, а один даже проглатывает орден своего приятеля. В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” можно увидеть и антитезу. Вернувшиеся на Подьяческую генералы “столько денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать”, а мужик получил “рюмку водки да пятак серебра”. Важной в понимании сказки является авторская ирония и сарказм.
Так, учитель каллиграфии не может различить сторон света, оголодавшие генералы не могут добыть себе пищи, хотя на острове плодов, рыбы, живности – в изобилии.
Салтыков-Щедрин – мастер скрытой, тонкой иронии. В борьбе с цензурой он использует “эзопов” язык. Автор будто говорит о каком-то неведомом месте, а на самом деле описывает современную ему действительность.
Новаторство Щедрина заключается в том, что он ввел в сказку политическую сатиру. Писатель перевернул само представление о сатире, раздвинув границы возможностей осмеяния. У него предметом сатиры стали не отдельные события и не частные лица, занятые в них, а вся жизнь государства сверху донизу, от сущности царского самодержавия до бессловесного народа.
Основная идея сказки о двух генералах в том, что причина народных бедствий не только в злоупотреблении властью, но и в самом характере народа.