Мастерство автора в создании характера романтического героя (по одному или нескольким произведениям)

Романтизм – это литературное направление, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII – начале XIX века. Возникновение романтизма связано с острой неудовлетворенностью социальной действительностью и порывом к иной, лучшей жизни. Стремление к свободе, неукротимость духа, вечное несогласие с окружающим – вот некоторые наиболее яркие качества романтических героев.

В поэмах К. Рылеева, в балладах В. А. Жуковского, в южных поэмах А. С. Пушкина действуют сильные, волевые люди, бунтари, стремящиеся к свободе. Более десяти произведений

посвятил таким людям М. Ю. Лермонтов.
В романтической поэзии Лермонтова ярко проявились две основные тенденции, объясняемые историческими условиями: тенденция отрицания и тенденция утверждения. Решительное неприятие Лермонтовым эпохи николаевской реакции породило в его творчестве “начало отрицания”, которое достигло предельной силы в поэме “Демон”. Ho в романтизме Лермонтова отчетливо выражена и противоположная тенденция – “начало утверждения”.

В этом отношении поэме “Демон” противостоит поэма “Мцыри”, где утверждается идеал свободной, яркой, подлинно человеческой

жизни.
Мцыри является полной противоположностью многим героям романтических поэм в духе Жуковского, где поэтизируется разрыв с реальным миром, а идеал выносится за пределы земной жизни. Мцыри сродни романтическим героям декабристской поэзии, которым были свойственны жажда свободы, стремление к борьбе за свободу, готовность отдать все для осуществления своей высокой страсти.
Еще ребенком попав в монастырь, Мцыри проявил “могучий дух отцов”: стойкость, гордость, выносливость. Он не мог примириться с жизнью в монастыре и стремился к свободной, полноценной жизни. Ему хотелось вырваться из плена, чтобы преодолеть одиночество:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Нo только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Мцыри рвется к борьбе в “краю отцов”, и перед смертью это его желание вспыхивает с еще большей силой:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть…
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Мцыри не удается бежать из монастыря. Ho он все же познал блаженство вольной сказочной природы Грузии, ощутив себя частью сказочной природы Грузии:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный нарядХранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лозВились, красуясь меж дерев.
В смертельной схватке Мцыри с барсом проявилась героическая суть характера героя. Мцыри победил в неравном бою, потому что сердце его было зажжено “жаждою борьбы и крови”. Три дня он жил настоящей, свободной жизнью и обнаружил в себе ранее неведомые ему качества: восторг перед природой, ярость битвы, томление любви.
Истории всей жизни Мцыри посвящена лишь одна глава, а трем дням, проведенным на воле, – почти вся поэма. Этим Лермонтов хотел подчеркнуть важность и ценность вольной жизни. Именно на воле Мцыри познал и пышную красоту Кавказа, и “сладкую тоску” при виде молодой грузинки.

Именно на ноле мечта “пройти в родную страну” могла осуществиться. Однако Мцыри умирает, хотя дух его не сломлен. Перед смертью он просит отнести его в то место сада, откуда виден родной Кавказ:
Сияньем голубого дняУпьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высотПривет прощальный мне пришлет…
В образе Мцыри Лермонтов выразил свои мечты о человеке-герое, который стремится к свободной жизни и борется за нее. Очень любил и ценил поэму “Мцыри” В. Г. Белинский. О романтическом герое поэмы он писал так: “… что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!

Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности”.
Творчески развивая революционный романтизм поэтов-декабристов и Пушкина, Лермонтов создал нового героя, волевого и сильного, готового, по мнению поэта, к дальнейшей борьбе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мастерство автора в создании характера романтического героя (по одному или нескольким произведениям)