Мастерство автора комедии “Горе от ума”

В “Горе от ума” ярко появились важнейшие особенности реалистического искусства: реализм не только освобождает индивидуальность автора от мертвящих правил, канонов и условностей, но и опирается на опыт других художественных систем. “Кроме “Горя от ума” и “Ревизора”, мы, пожалуй, не сможем назвать ни одной пьесы, которой принадлежала бы столь значительная роль в формировании мастерства русских актеров… Грибоедов талантливо сочетал злую и острую сатиру, направленную против нравов, характеров и быта своего времени, с показом

героических борцов – в лице Чацкого,- непримиримо вступающих в борьбу с пороками окружающей действительности, он создал жизненно убедительный образ положительного героя, провидящего будущее”

То есть, Грибоедов создал новый образ героя, не “шаблон” героя классицизма, а живого человека, с его причудами, страстями, недостатками и достоинствами. “Историческое значение пьесы “Горе от ума” очевидно. Нет другого драматического произведения в России, которое оказало бы столь могучее влияние на развитие отечественного самосознания, с такой силой способствовало бы воспитанию общественно-политической,

моральной, и эстетической культуры многих поколений русских читателей и зрителей”

Повальное увлечение зарубежной (как западной, так и восточной) культурой влечет за собой деградацию нации. Карьеризм сейчас пропагандируется как лучшая черта характера. Забывается, что моральный облик человека – это его поступки. В нашей жизни все покупается и продается: от образования до репутации.

Грибоедов напомнил своей пьесой, что сила нации – в его уникальности.

Рассмотрев критические заметки о комедии “Горе от ума”, приходим к выводу, что не было абсолютно-единого мнения о пьесе. Грибоедов подверг резкой критике мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют фамусовы и молчалины и гибнут лучшие человеческие качества. Своей комедией Грибоедов возбуждал ненависть и презрение к людям фамусовского общества, клеймил добровольное холопство.

Духом борьбы за настоящего человека, за его достоинство, за русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Основной конфликт в комедии “Горе от ума” – столкновение “века нынешнего”, т. е. передового дворянства, представителем которого является Чацкий, с “веком минувшим”. Это делает комедию глубоко реалистической, придавая любовной драме Чацкого острое общественное звучание.

Комедия “Горе от ума” находится на пересечении различных художественных эстетик. Классицистические тенденции объединяются в ней с элементами романтизма и реализма. Подобный синтез художественных моделей обнаруживается и в западноевропейской драматургии.

Самобытность художественного опыта Грибоедова заключается уже в специфике конфликта произведения, в разработке образов, в семантике названия. Первоначально комедия называлась “Горе уму”, что выражало цель автора изобразить столкновение передовых идей и косного общества.

Как ни старались цензоры уничтожить “Горе от ума”, это им не удавалось: ” Мы говорим о бессмертии “Горя от ума”. Это не красное словцо. “Горе от ума”, действительно, бессмертно. Уже несколько поколений читателей и зрителей вовлекаются в неравнодушный диалог с ее героями” Даже спустя полтора века, комедия не теряет своей актуальности: “Комедия “Горе от ума” принадлежит к тем немногим произведениям мирового искусства, которые не теряют, а как бы набирают силу от эпохи к эпохе”

Мастерство автора замечательно. “О стихах я не говорю, – писал Пушкин,- половина должна войти в пословицы”. Действительно, кто из нас не пользуется такими крылатыми выражениями бессмертной комедии: “А судьи кто?”, “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, “Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?”.

Грибоедову удалось создать в комедии “непринужденный, легкий, совершенно такой язык, каким говорят у нас в обществе”, – писал современник поэта, В. Ф. Одоевский. Грибоедов ввел в свой стих выражения разговорные и народные. “Сон в руку”, “всех со двора долой”, “как пить дадут”, “повыкинь вздор из головы” – так разговаривает со своими домочадцами и слугами Фамусов. В монологах Чацкого выразительны и точно эпитеты, которыми он определяет свое отношение к новому, прогрессивному. Не менее образны его оценки “века минувшего”: “старух зловещих, стариков, дряхлеющих над выдумками, вздором”.

Великолепны краткие характеристики Скалозуба – “созвездие маневров и мазурки”, Молчалина – “низкопоклонник и делец”.

Завершить эту работу хотелось бы бессмертными словами Белинского, которые и сейчас актуальны: “Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа. В “Горе от ума” он является еще пылким юношею, но обещающим сильное и глубокое мужество, – младенцем, но младенцем, задушающим, еще в колыбели, огромных змей, младенцем, из которого должен явиться дивный Иракл. Разумный опыт жизни и благодетельная сила лет уравновесили бы волнования кипучей натуры, погас бы ее огонь, и исчезло бы его пламя, а осталась бы теплота и свет, взор прояснился бы и возвысился до спокойного и объективного созерцания жизни, в которой все необходимо и все разумно, – и тогда поэт явился бы художником и завещал потомству не лирические порывы своей субъективности, а стройные создания, объективные воспроизведения явлений жизни…”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мастерство автора комедии “Горе от ума”