Мастер и Маргарита характеристика образа Коровьева (Фагота)

Коровьев (Фагот) – один из подручных Воланда. Клетчатая одежда сближает его с традиционным образом Арлекина (мотив шутовства), а также вызывает ассоциации с чертом Ивана Карамазова из романа Достоевского. Характерная деталь облика К. – пенсне или монокль с треснувшим стеклом; ср. также его “треснувший голос”, напоминающий дребезжащий звук фагота (в итальянском языке слово “фагот” имеет значения “увалень”, “неуклюжий”).

В то же время в образе персонажа подчеркнуто “змеиное” начало (длинное гибкое тело, ужасающий

свист, мотив “искушения”), которое отчасти обусловливает второе имя – ср. внешнее сходство фагота со змеей. Основные роли К. – “переводчик” и “секретарь” при Воланде (в прошлом – “регент”). В начале романа К. предстает как галлюцинация Берлиоза; затем материализуется в виде гротескной фигуры, указывая тому “путь к гибели”; вместе с Воландом и Бегемотом уходит от погони Ивана Бездомного.

После водворения в квартире № 50 выступает в функции пародийного искусителя (взятка управдому Босому с последующим доносом, раздача червонцев и бесплатных дамских туалетов во время

сеанса черной магии) и одновременно – “срывателя масок”, открывающего истинный облик людей (информация о Лиходееве, “разоблачение” Семплеярова, предсказание судьбы Сокова). К. заставляет служащих филиала Зрелищной комиссии в наказание за очковтирательство беспрерывно петь хором; комично рыдает перед Поплавским по поводу гибели Берлиоза. При появлении Маргариты в квартире № 50 К. встречает ее во фрачном костюме; он комично объясняет принцип “пятого измерения” и вводит героиню в курс предстоящего ей дела.

Во время бала К. руководит действиями Маргариты и информирует ее о прибывающих гостях. В сцене убийства Майгеля блюдо с чашей-черепом Берлиоза оказывается в руках К., и он подставляет ее под струю крови, после чего подносит чашу Воланду. В сцене после бала К. возвращается к “шутовскому” образу, но затем помогает Маргарите в общении с Фридой, ухаживает за Мастером, сжигает историю его болезни и вручает героям их документы. В дальнейшем К. вместе с Бегемотом посещает магазин Торгсина и ресторан Грибоедова, причем и в том, й другом случае дело заканчивается пожарами.

Присоединившись к Воланду, К. вместе с прочими оказывается на Воробьевых горах, где, соревнуясь с Бегемотом, издает ужасающий свист (ассоциация с Соловьем-разбойником). Во время последнего полета К. предстает в образе “темно-фиолетового рыцаря с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом”: по словам Воланда, он был наказан ролью шута за свой каламбур о свете и тьме.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мастер и Маргарита характеристика образа Коровьева (Фагота)