Мастер и Маргарита характеристика образа Берлиоза Михаила Александровича

Берлиоз Михаил Александрович – литератор, председатель МАССОЛИТа. Фамилия персонажа, во-первых, сближает его с известным композитором – но именно как “антидвойника”, отмеченного признаком “немузыкальности” (ср. также “музыкальные” фамилии других персонажей: Римский, Стравинский): Б. прежде всего функционер, чиновник от литературы; с другой стороны, имя героя ассоциируется с самим автором романа, а инициалы – М. А. Б. – полностью совпадают с инициалами Булгакова. Б. проживает в “нехорошей квартире” № 50 дома № 302-бис по Садовой улице; вскоре после вселения туда жена Б. бросает его, оказавшись, по слухам, “в Харькове с каким-то балетмейстером”.

В самом начале романа, в сцене на Патриарших, Б. в беседе с Иваном Бездомным отрицает историчность Иисуса Христа, а затем, в разговоре с Воландом” заявляет, что человеческой жизнью управляет “сам человек”. Во-ланд предсказывает герою его судьбу, и предсказание сбывается: Б. “отрезает голову” женщина, управляющая трамваем, под который он попадает, поскользнувшись на разлитом масле. Воланд со свитой водворяется в квартире Б. Останки героя увозят в морг, и его голову для похорон пришивают к туловищу, однако ночью голова исчезает, украденная Бегемотом.

Во время бала Воланд обращается к ожившей голове Б., как бы продолжая разговор, начатый на Патриарших. Затем череп Б. превращается в чашу, которая наполняется кровью убитого Майгеля, “претворенной” в вино: этим вином Воланд “причащает” Маргариту.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Мастер и Маргарита характеристика образа Берлиоза Михаила Александровича