“Мастер и Маргарита”: роман и фильм на уроках литературы
В конце 2005 года на телеэкраны вышел сериал Владимира Бортко по роману “Мастер и Маргарита”. Очевидно, что в ходе уроков по изучению романа весь сериал просмотреть невозможно. Но фильм, как и Роман, вызывает у школьников интерес и множество вопросов.
Желательно, чтобы ответы на них ученики нашли самостоятельно, хотя им необходимо в этом помочь. Для этого достаточно сопоставить один эпизод романа с его телеинтерпретацией. Вторая глава – “Понтий Пилат” – обладает смысловой самостоятельностью и является ключом ко всему произведению.
Она
Для экранизации романа необходимо создать инсценировку, а затем декорации, костюмы персонажей, решить, как должны выглядеть герои и как лучше показать происходящее. Эту деятельность мы и предлагаем ученикам прежде, чем они посмотрят эпизод фильма. Работа потребует от учеников знаний о культуре Древнего Рима и Древней Иудеи.
Необходимую информацию и изображения можно найти в Интернете.
- Почему “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова – это “роман в романе”? по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) В “Мастере и Маргарите” М. А. Булгаков параллельно показывает Москву 30-х годов минувшего столетия и древний Ершалаим, в котором без труда угадывается Иерусалим. В центре Иудеи развиваются трагические события, связанные с Иешуа Га-Ноцри, в образе которого воплощен библейский Иисус. Главы романа условно разделены на “московские” и “новозаветные”. Читатель время от времени переносится из недавнего прошлого […]...
- “Мастер и Маргарита”, как двойной роман М. А. Булгаков – сын профессора Киевской Духовной академии. Его семья была насквозь интеллигентной и набожной. Родители Михаила жили на спуске к Подолу против Андреевской церкви. Практически каждое воскресение и по христианским праздникам они бывали в ней. Поэтому М. Булгакову были с детства знакомы христианские догмы и евангельские истории. На протяжении всего своего жизненного пути […]...
- Роман Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” на уроках литературы и истории С Инхронизированный курс “История-Литература-МХК” предлагает в 6-м классе познакомиться с романом Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”. На его чтение и изучение отводится несколько уроков литературы. Также он вписывается в исторический контекст на интегрированных уроках литературы и истории. Приведем примеры двух уроков по роману: один из них – чисто литературный (проводится после знакомства с сюжетом и жанровыми […]...
- Похожа ли Маргарита на героинь предшествующей литературы или это новый тип героини? по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) При чтении “Мастера и Маргариты” далеко не сразу понятно название романа. Этих героев М. А. Булгаков вводит в сюжет лишь ближе к середине повествования. Образ Маргариты сначала представляется из рассказа самого Мастера о возлюбленной. До встречи с ним она чувствовала себя невероятно одинокой, несмотря на внешнюю устроенность жизни. В один из дней Маргарита шла по […]...
- Произведение Михаила Булгаков “Мастер и Маргарита” – роман-миф Трансформация мифических мотивов; объединение реальности и фантастики Цель: помочь ученикам осмыслить идейно-художественные особенности произведения, новаторский подход писателя к решению философско-этических проблем; развивать навыки анализа художественного произведения, художественных образов, устная речь, умение выделять главное и детали, высказывать свои впечатления и мысли, обосновываться их; воспитывать стремление к добру и гуманизму. Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстративные материалы […]...
- Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” 1. История создания романа. 2. Структура произведения. 3. Исторические параллели в романе. Я сейчас весь под впечатлением от “Мастера и Маргариты”. Это – огромное произведение исключительной художественной силы и глубины. Мне лично оно очень близко по своему духу. М. М. Бахтин “Во время болезни он мне диктовал и исправлял “Мастера и Маргариту”, вещь, которую он […]...
- Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – роман о жизни и о человеке Роман “Мастер и Маргарита” является наиболее значительным и сложным произведением Михаила Булгакова. В произведении поднимаются важные жизненные вопросы, многие века стоявшие перед художниками слова: проблема любви и ненависти, добра и зла, истины и лжи, человеческого счастья, свободы и несвободы, творчества. Все эти вопросы волнуют людей и по сей день. Булгаков проявляет себя как писатель-философ, затрагивая […]...
- Роман “Мастер и Маргарита” – итоговое произведение М. Булгакова Роман “Мастер и Маргарита” – итоговое произведение М. А. Булгакова Талант М. А. Булгакова дал русской литературе замечательные произведения, ставшие отражением не только современной писателю эпохи, но и настоящей энциклопедией человеческих душ. В начале 20-х годов им был задуман Роман “Инженер с копытом”, но с 1937 года автор дает ему другое название – “Мастер и […]...
- Роман “Мастер и Маргарита” известнейшее произведение Булгакова Роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” – известнейшее произведение автора, оно по праву относится к классике русской литературы. В нем отражается многогранность души, показана сущность человеческой натуры во всех ее проявлениях. Особенностью романа можно назвать то, что на протяжении всего времени читатель находит в нем переплетение двух тонких параллелей прошлого и нынешнего времени. Так, Булгаков […]...
- МОЙ ЛЮБИМЫЙ РОМАН – “МАСТЕР И МАРГАРИТА” М. А. БУЛГАКОВА …так кто ж ты, наконец? – Я – Часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. И. В. Гете. “Фауст” Вечерняя Москва… Прогуливаясь у Патриарших прудов, я замечаю, что и сегодня, как много лет тому назад, “небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна, но […]...
- Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Мастер и Маргарита Булгаков М. А Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” В 1921 году в стихотворении “О дряни” В. В. Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных лон. Подернулась тиной советская мешанина. И вылезло Из-за спины РСФСР Мурло Мещанина. В начале двадцатых годов на сцене театра жизни вновь появился знакомый персонаж – обыватель. […]...
- Мой любимый роман – “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова Вечерняя Москва… Прогуливаясь у Патриарших прудов, я замечаю, что и сегодня, как много лет тому назад, “небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна, но еще не золотая, а белая”; оглядываясь вокруг, я вижу суетящихся людей, и оживают строки из романа: “Однажды весною, в час небывало жаркого заката, […]...
- Сочинение на тему: “Роман в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова” С определенной точностью можно заявить после прочтения романа, что автор – М. Булгаков – отождествляет себя с главным героев – Мастером. Поэтому произведение вполне представляется возможным назвать автобиографичным. Почему можно так утверждать и многие ли критики берут на себя эту ответственность? В романе наряду с нравственными проблемами поднят и вопрос свободы творчества, который был определяющим […]...
- Мой любимый роман Мастер и Маргарита Путешествуя в течение школьных лет страницами литературы, на моем пути встречалось множество интересных и интригующих произведений на самые разнообразные темы. Конечно, меня поражали произведения, в которых поднимались проблемы общества и как плотно они переплетались с проблемами современности, и тема любви, которая является популярной во все времена. В частности, больше всего мне запало в душу произведение […]...
- Трагедия Мастера: гений в положении “маленького человека” (роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Один из главных героев романа Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” – историк, ставший писателем и написавший гениальный роман о прокураторе Иудеи Понтии Пилате, казнившем Иисуса Христа. Он ни разу не назван Булгаковым по имени. В тексте романа этот герой фигурирует просто как “мастер”, причем данное слово всегда пишется автором с маленькой буквы. Для удобства […]...
- Интерактивные технологии на уроках литературы Интерактивное обучение (от англ. interation – взаимодействие), обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит осн. источником учебного познания. Педагог (ведущий) не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в И. о. […]...
- О чем заставляет задуматься роман “Мастер и Маргарита” Лично я читала роман “Мастер и Маргарита” 3 раза. Дебютное прочтение, как и у большинства читателей, наверное, вызвало недоумение и вопросы, не слишком впечатлило. Было непонятно: что же такого находят многие поколения жителей всей планеты в этой книжонке? Местами религиозная, где-то фантастическая, некоторые страницы – полный бред… Спустя какое-то время меня вновь потянуло к М. […]...
- Традиции русской литературы в романе “Мастер и Маргарита” М. А. Булгаков – талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской литературы, как “борьба с чертом”. В этом смысле М. А. Булгаков является как бы продолжателем традиций Н. В. Гоголя в изображении черта и ада – места его обитания. Сам автор говорил о романе “Мастер и […]...
- Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков – писатель с необычной судьбой: основная часть его произведений стала известна миру лишь через четверть века после смерти художника. А главный труд всей его жизни – роман “Мастер и Маргарита” – принес писателю мировую славу. В романе “Мастер и Маргарита” Булгаков затрагивает многие проблемы быта и бытия, напоминает о них людям. Важное место […]...
- Мастер и Маргарита характеристика образа Берлиоза Михаила Александровича Берлиоз Михаил Александрович – литератор, председатель МАССОЛИТа. Фамилия персонажа, во-первых, сближает его с известным композитором – но именно как “антидвойника”, отмеченного признаком “немузыкальности” (ср. также “музыкальные” фамилии других персонажей: Римский, Стравинский): Б. прежде всего функционер, чиновник от литературы; с другой стороны, имя героя ассоциируется с самим автором романа, а инициалы – М. А. Б. – […]...
- Что я узнал нового о жизни и о человеке, прочитав роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Михаил Афанасьевич Булгаков не просто интереснейший писатель, самобытная личность, но и глубочайший философ. Его творчество наполнено серьезными размышлениями на различные темы. Своеобразным апофеозом его творчества, без всяких сомнений, можно считать роман “Мастер и Маргарита”. Это произведение писалось на протяжении двенадцати лет. Роман стал итоговым в жизни и творчестве Булгакова. Он раскрывает взгляды писателя на Добро […]...
- Характеристика героя Берлиоз, Мастер и Маргарита, Булгаков Берлиоз Берлиоз – один из персонажей романа Булгакова “Мастер и Маргарита”, литератор и председатель МАССОЛИТа, первая жертва Воланда и его свиты в Москве. Полное имя – Михаил Александрович Берлиоз. В отличие от своего тезки по фамилии, известного композитора, не только не музыкален, но и является его “антидвойником”. Кроме Берлиоза в произведении есть еще несколько персонажей […]...
- Сочинение на тему: “Роман о любви. “Мастер и Маргарита” М. Булгакова” Непреодолимая сила заключена в чувстве любви. Все, чем мы сейчас так дорожим: материальные блага, власть, положение в обществе, стремление к славе – все когда-нибудь рано или поздно исчезнет. Но любовь невозможно уничтожить так же, как нельзя убить талант, искусство, красоту, добро… Любовь непременно останется – огромная, колоссальная, неземная любовь. “Любовище”, – называл такое чувство Владимир […]...
- Образ времени в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А. Булгаков. “Мастер и Маргарита”.) Роман Михаила Булгакова – произведение весьма своеобразное. Оригинальность композиции и нестандартный сюжет, искрометный юмор и мрачный сарказм, антитеза и гипербола, лиризм и высокий реализм – многие литературные приемы использованы талантливым писателем и вполне уместны, так как дополняют силу воздействия авторского материала на читателя. Кроме всего прочей роман активно использует образ самого времени, Хроноса. И это […]...
- Иешуа и Пилат спор об истине – спор о человеке (роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) В ершалаимских сценах романа Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” два главных героя – пятый прокуратор Иудеи, римский всадник Понтии Пилат и нищий бродяга Иешуа Га-Ноцри, не помнящий своих родителей. Между собой они ведут спор об истине. Иешуа утверждает, что все люди – добрые. Дабы опровергнуть это утверждение, Пилат демонстрирует ему злого человека – кентуриона […]...
- Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А. Булгаков. “Мастер и Маргарита”.) Роман “Мастер и Маргарита” – роман притчевый, философский, в котором сильно скорее метафизическое начало, – традиционно классифицируется как фантастический. Но фантастика для М. Булгакова, научная или мистическая, не самоцель. В первую очередь для него важно осмысление картины человеческой жизни, человеческой сущности и соотношение в человеке и мире темного (сатанинского) и светлого (Божеского) начала. Все остальное […]...
- Мастер и Маргарита характеристика образа Иешуа Га-Ноцри Иешуа Га-Ноцри, – “нищий из Эн-Сарида”, бродячий философ, человек лет двадцати семи, сын неизвестных родителей. Образ героя полемически соотнесен с образом евангельского Иисуса: в системе булгаковского романа И. и Иисус соотносятся как бесспорная истина и ее искаженный образ; в этом смысле вопрос о реальном существовании Иисуса, звучащий в начале романа, предполагает неоднозначный ответ. И. предстает […]...
- Кто управляет миром в романе “Мастер и Маргарита”? Решив напечатать темпераментно написанную статью Галины Михайловны Ребель, мы сознаем, что, несмотря на убежденность ее автора в предлагаемых толкованиях, многие тезисы здесь вызовут справедливые вопросы, также основанные на внимательном чтении и знании истории романа. В частности, представляется, что Г. М. Ребель слишком сближает писателя, реального М. А. Булгакова с тем “Михаилом Булгаковым”, который ныне волею […]...
- Образ Понтия Пилата по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) Понтий Пилат – действительно историческая личность. Согласно Библии, именно он осудил Христа на распятие. В романе Булгакова Понтий Пилат является главным героем написанного Мастером романа. Посредством образа прокуратора Иудеи автор раскрывает в произведении проблему совести, трусости, а также обязанности каждого человека, независимо от звания и занимаемого поста, нести ответственность за совершенные им ошибки. Из разговора […]...
- Сочинение на тему: “Мастер и Булгаков в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова” Создавая образ Мастера, Михаил Булгаков в какой-то степени рассказал эпизод из собственной жизни, вложив в своего героя некоторые собственные черты, собственные переживания. Мастер, как и его автор, жил, достаточно замкнуто, работал историком в музее, родился не в Москве. Как и Булгаков, Мастер чувствует одиночество в личной жизни и в своем литературном творчестве. Подобно своему герою, […]...
- Три мира в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” (Второй вариант) “…троичность есть наиболее общая характеристика бытия”. П. А. Флоренский “Мастер и Маргарита” – Роман сатирический, роман фантастический, роман философский. Роман (бессмертное произведение) о любви и творчестве… О смерти и бессмертии… О силе и бессилии… Что есть вина и возмездие? Что есть власть? Что есть бесстрашие, страх, трусость? Что такое течение времени? И что есть человек […]...
- Развитие коммуникативных навыков на уроках литературы в 6-м классе Основная цель современного школьного образования – целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация. Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры. Проблема общения вообще одна из самых важных, так как любая человеческая деятельность основана на общении, в том числе и учебная. Разработанные единые государственные образовательные стандарты […]...
- Характеристика героя Мастер, Мастер и Маргарита, Булгаков Мастер Мастер – безымянный герой романа “Мастер и Маргарита”, москвич, бывший историк, написавший роман о Понтии Пилате и последних днях жизни Иешуа Га-Ноцри, возлюбленный Маргариты. Мастер был высокообразованным человеком, знающим несколько иностранных языков. Когда ему посчастливилось выиграть крупную сумму в лотерею, он решил бросить все и заняться любимым делом. Тогда-то он и написал свой исторический […]...
- Мастер и Маргарита (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) “Из всех писателей 20-х – 30-х гг. XX века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с тираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых – “Мастер и Маргарита”. Каждому следующему поколению читателей роман открывается […]...
- Философская проблематика в одном из произведений русской литературы двадцатого века Блок 32 номер 6 (Философские раздумья о добре и зле в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Тема добра и зла является одной из наиболее важных в романе. Булгаков считает, что зло всегда уравновешивает добро. Распространителями зла на земле являются люди, которыми движет жажда власти, богатства, зависть, трусость и страх. Эти чувства являются проводниками зла. Главным испытанием зла в романе является Воланд со своей свитой (Коровьевым, Бегемотом, Азазелло). Воланд – князь тьмы, […]...
- Москва в жизни и творчестве А. С. Пушкина на уроках литературы в 7-м классе Приступая к изучению жизни и творчества А. С. Пушкина в 7-м классе, мы постарались определить возможности включения дополнительных материалов по теме “Москва в жизни и творчестве русских писателей”. Тема “Пушкин в Москве” вызывает большой интерес учащихся, так как дает возможность перенестись в отдаленную от нас эпоху, увидеть любимого поэта в кругу его друзей на знакомых […]...
- САТИРА В РОМАНЕ Г. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” План. I. Сущность приема “романа в романе”, значение его для понимания образов. II. Отражение в образах Понтия и Иешуа “вечных” проблем и проблем современных автору. 1. Ответственность человека за все, что происходит в мире, – сущность проблемы внутреннего романа. 2. “Прощение Пилата” как знак авторской веры в победу добра. III. Имеет ли зло космическую природу? […]...
- Тема милосердия по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) Что значит милосердие? Милосердие-это сострадательное, заботливое отношение к другому человеку, готовность оказать помощь и поддержать. Тема милосердия в романе наиболее ярко представлена через образ Маргариты. Героиня помогает окружающим ее персонажам не ради корысти, а именно ради благородной цели. Это характеризует Маргариту как истинно сострадающего, доброго и любящего персонажа. Маргарита – одна из немногих персонажей романа, […]...
- Мастер и Маргарита характеристика образа Воланда Воланд – персонаж, воплощающий бесконечный и непостижимый универсум в единстве нерасторжимых противоположностей, пребывающий “по ту сторону добра и зла” и предпочитающий справедливость милосердию. Ср. монументальный истинный “облик” В., принимаемый им в финале: “Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь – […]...
- Почему Мастер в финале романа был награжден не светом, а покоем? (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” вот уже на протяжении почти века занимает сердца читателей и умы критиков. Сколько споров и открытий было сделано, сколько еще их предстоит сделать! Это произведение поставило так много интересных вопросов, и ответы на них, я думаю, еще не совсем найдены. Мне хотелось бы порассуждать, например, о том, почему Мастер получил […]...