Марина Цветаева



В 1910 году Марина перешла в седьмой класс. В этом году опубликован ее первый сборник стихов “Вечерний альбом”. Некоторые стихотворения юной девочки поражают своей глубиной.

Ты мне поведал – так рано!
Я все разгадала – так поздно!
В сердцах наших вечная рана,
В глазах молчаливый вопрос…
Темнеет… Захлопнули ставни,
Над всем приближение ночи…
Люблю тебя, призрачно-давний,
Тебя одного – и навек!
(“На прощанье”. 1910 год)

Лирическая героиня – молодая девушка, мечтающая о любви. В стихотворении

“Молитва”, написанном в день семнадцатилетия, 26 сентября 1909 года, ощущается страстность:

Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня!

Ты мудрый, ты не скажешь строго: “Терпи, еще не кончен срок”. Ты сам мне подал – слишком много! Я жажду сразу – всех дорог!

Гадать по звездам в черной башне, Вести детей вперед, сквозь тень… Чтоб был легендой – день вчерашний, Чтоб был безумьем – каждый день!
Героиня стихотворения “В Люксембургском саду” признается:

Я женщин люблю, что в бою не робеют,
Умевших и шпагу держать, и копье,-
Но знаю, что только в плену колыбели


Обычное – женское – счастье мое!

В “Вечернем альбоме” Цветаева рассказала о себе, о своем отношении к матери, сестре Асе и другим. В стихотворениях угадывается конфликт между страстью и идеальной любовью.
В мае 1911 года Цветаева познакомилась в Коктебеле с Сергеем Эфроном и полюбила его на всю жизнь. В 1912 году появляется второй сборник “Волшебный фонарь”. Некоторые стихотворения в сборнике прекрасно звучат:

Счастье видится воочью:
В небе звезды – сны внизу.
Хорошо июльской ночью
На большом возу!
(“На возу”)

В 1912 году в поэзии заявили о себе новые направления: акмеизм, футуризм. Но Цветаеву не волновали литературно-общественные события. 5 сентября 1912 года у Цветаевой рождается дочь.
В феврале 1913 года появился третий сборник стихов – “Из двух книг”. Он содержит сорок стихотворений из первых двух сборников и только одно новое. В стихах 1913 года встречаются мысли об ужасе конца:

Знаю! – Все сгорит дотла!
И не приютит могила
Ничего, что я любила,
Чем жила.

Другое стихотворение этого времени:

Быть нежной, бешеной и шумной,
– Так жаждать жить! – Очаровательной и умной,- Прелестной быть!
Нежнее всех, кто есть и были, Не знать вины…
– О возмущенье, что в могиле Мы все равны!

В начале 1914 года Цветаева создает поэму “Чародей”. В поэме говорится об одном вечере, проведенном детьми с Чародеем, о множестве впечатлений детей. Поддерживая в болезни старшего брата мужа Петра, Цветаева пишет ему в 1914 году письма и стихотворения (“День августовский тихо таял…”, “Прибой курчавился у скал…”).

Война остается вне ее интересов. В январе 1915 года она пишет:

Безумье – и благоразумье, Позор –
И честь, Все, что наводит на
Раздумье, Все слишком есть –
Во мне.- Все каторжные страсти
Слились в одну!
Так в волосах моих – все масти
Ведут войну.
Я знаю весь любовный шепот, –
Ах, наизусть! – Мой
Двадцатидвухлетний опыт –
Сплошная грусть1

В октябре 1915 года в одном из стихотворений она признается:

Цыганская страсть разлуки! Чуть
Встретишь – уж рвешься прочь. Я лоб
Уронила в руки И думаю, глядя в ночь:
Никто, в наших письмах роясь, Не
Понял до глубины, Как мы
вероломны, то есть – Как сами
себе верны.

Последнее стихотворение 1915 года – “Даны мне были и голос любый…” наполнено трагическим предчувствием:

…на бегу меня тяжкой дланью.
Схватила за волосы Судьба!

В 1916 году под впечатлением знакомства и общения с Блоком, Мандельштамом, Чурилиным Марина Цветаева создает стихотворения о них самих, об их отношениях с ней.
Внешние события практически не волнуют Цветаеву. Летом (июнь – июль) 1916 года Цветаева написала двенадцать восторженных стихотворений, обращенных к Ахматовой, К лету 1916 года стихи Цветаевой появились в нескольких номерах “Северных записок”, в “альманахе муз” в соседстве с Брюсовым, Ахматовой, Кузминым, Мандельштамом, Чурилиным. Цветаева стала достаточно известной.

Стихи 1916 года были изданы в 1922 году в книге “Версты”. Открывается книга стихотворением, в котором звучит национальная традиция:

Отмыкала ларец железный,
Вынимала подарок слезный:
С крупным жемчугом перстенек,
С крупным жемчугом.

В апреле тысяча девятисот семнадцатого года Марина написала два стихотворения о Стеньке Разине. Цветаева, как и большинство населения России, пытается осмыслить происходящие в стране события, ощущает растерянность. К своей работе Цветаева относится как труженик:

Так будь же благословен –
Лбом, локтем, узлом колен
Испытанный,- как пила
В грудь въевшийся – край стола!

Она сравнивает творчество с пахотой:

Я – деревня, черная земля.
Ты мне – луч и дождевая влага.
Ты – Господь и Господин, а я –
Чернозем – и белая бумага!
( “Я – страница твоему перу…” )

В “Верстах II” Цветаева опубликовала стихи, созданные в тысяча девятисот семнадцатого-1920 годах. В некоторых стихотворениях ощущается страх выбрать не ту дорогу в жизни, дорогу “крестом” (“Заклинаю тебя от злата…”).
Некоторые стихотворения созвучны времени. Например, стихотворение “Если душа родилась крылатой…” (1918 год):

Два на миру у меня врага,
Два близнеца – неразрывно – слитых:
Голод голодных – и сытость сытых!

В стихотворении “Из-под копыт…” описан ритм цыганской свадьбы:

Из-под копыт – Грязь летит! Перед
Лицом – Шаль, как щит. Без молодых
Гуляйте, сваты! Эй, выноси, Конь
косматый!

В это время умерла младшая дочы От голода. Стихотворение “Две руки, легко опущенные…” звучит как молитва.
Цветаеву устроили па службу в Народный комиссариат по делам национальностей. Ее. обязанностью было делать вырезки из газет. Перед ней развертывалась панорама Гражданской войны.

А Сергей Эфрон, ее муж, был в Добровольческой армии, на Дону.
Цветаева составила цикл стихов “Комедьянт”, собирала книгу “Лебединый стан”. В романтической пьесе “Фортуна” звучат строчки:

…И я, Лозен, рукой, белей, чем снег,
Я подымал за чернь бокал заздравный!
И я, Лозен, видал, что полноправны
Под солнцем дворянин и дровосек!

Взгляды Цветаевой на революцию были лишены классового содержания.
В это время у Цветаевой не было читателя. Иногда она выступала на поэтических вечерах. Бумажный голод сделал эти вечера необходимыми.

Ее трагедия заключалась в самоизоляции.
В 1920-1922 годах Цветаева создает “фольклорные поэмы”. В “Царь-Девице” (1920 год) проходят темы любви, стихий и мечты. Сюжет “Царь-Девицы” Цветаева взяла из сказки, помещенной в собрании Афанасьева.

В конце поэмы Цветаева весело и с издевкой пишет об обращении царя за помощью к “дворянчикам” (“грибам-груздочкам”) и купцам. А народ царю “брюхо вспорет”. За “Царь-Девицей” последовали поэмы “На Красном коне”, “Переулочки”, “Молодец”, “Егорушка”.
С 1 июля 1921 года (день получения письма от С. Эфрона) до 11 мая 1922 года (отъезд в Берлин) Цветаева написала больше ста стихотворений. Среди них был небольшой цикл “Разлука”, а остальные вошли в книгу “Ремесло”. В стихах цикла “Разлука” звучат мотивы полу обреченности и надежды.

Все круче, все круче
Заламывать руки!
Меж нами не версты
Земные,- разлуки
Небесные реки, лазурные земли,
Где друг мой навеки уже –
Неотъемлем.
( “Все круче, все круче…” )

В “Ремесло” вошли стихи о творчестве, о разных сторонах духовной жизни. Есть стихотворение о Маяковском:

Превыше крестов и труб,
Крещенный в огне и дыме,
Архангел – тяжелоступ –
Здорово, в веках Владимир!

Стихотворение выполнено в стиле творчества самого Маяковского.
В Берлине за два с половиной месяца Цветаева написала около тридцати стихотворений, рассказ “Флорентийские ночи”, большую статью о Пастернаке “Световой ливень”, опубликовала подготовленный в Москве сборник “Разлука”, “Стихи к Блоку”, подготовила к печати томик избранного “Психея”, книгу “Ремесло” и второе издание поэмы “Царь-Девица”, Наконец Марина встретилась с Сергеем в Чехии. В материальном отношении их жизнь была очень трудной. В Чехии она пишет цикл стихотворений “Сивилла”.

Они музыкальны и зрелы по мысли. В Чехии Цветаева завершает поэму “Молодец”. Это песнь о любви, о взлете человеческого духа.

Поэма была творческой удачей. Ее тоска по России прорвалась в стихотворении “Рассвет на рельсах” (октябрь 1922 года). Цикл “Провода” (1923 год) посвящен Родине.

В 1922 году она пишет оду “Хвала богатым” с саркастической направленностью.
В чешский период появились “Поэма Горы”, “Поэма Конца”, “Крысолов”, создавалась трагедия “Ариадна” .
“Поэма Горы” и “Поэма Конца” составляют поэму-дилогию о любви, бурной и краткой. Прототипом героя был Родзевич – человек запутанной и трагической судьбы (красный командир, взят в плен белыми, эмигрировал). Для Цветаевой образ Горы лирический.

Гора является символом души Цветаевой: в крутизне, колючих чащах, в норах, в тайных тропах к небу.
В Праге у Цветаевой родился сын. В 1932 году она посвятила ему стихотворение-напутствие:

Ни к городу и ни к селу –
Езжай, мой сын, в свою страну,-
В край – всем краям наоборот! –
Куда назад идти – вперед
Идти, особенно – тебе,
Руси не видывавшее Дитя мое…

В 1925 году семья Цветаевых уезжает во Францию. Но надежды на улучшение жизни в Париже не оправдались.
В Париже она пишет “Наяду”, “Плач матери по новобранцу”, “Оду пешему ходу”, цикл “Стихи к Пушкину”, поэму “Лестница”. “Лестница” является вершиной эпического творчества Цветаевой в Париже. В ее творчестве укрепилась социальная тема.
“Поэма Воздуха” – философская модель мира в понимании Цветаевой. В поэме прорывается мотив одиночества и безутешности Марины. Вся цветаевская семья мечтала вернуться в Россию.

В парижские годы Цветаева работает и над прозой: мемуарной и критической. Ее стихотворения наполнены страстями:

Вскрыла жилы: неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
( “Вскрыла жилы: неостановимо…” )

В “Стихи к Чехии” Цветаева вносит политическое содержание:

О слезы на глазах!
Плач гнева и любви!
О Чехия в слезах!
Испания в крови!

Цветаеву почти не печатают. Она переходит к прозе. Пишет мемуарные вещи: ” Дом у старого Пимена”, “Сказка матери”, “Кирилловны”, “Мать и музыка” и другие. Они автобиографичны.

Проза Цветаевой лирическая и экзальтированная. Вот начало очерка о Кузмине: “Над Петербургом стояла вьюга и в этой вьюге – неподвижно – как две планеты – стояли глаза”. Сильное впечатление производят работы о Пушкине: “Мой Пушкин”, “Пушкин и Пугачев“,
“Стихи к Чехии” были последним стихотворным циклом Цветаевой. Трагические события 1938-1939 годов в Чехословакии, оккупация страны сделали лирику Цветаевой публицистической. В стихотворении “Не умрешь, народ…” провозглашается народное бессмертие.
Летом 1939 года Цветаева выехала в СССР. Сергей Эфрон и дочь Ариадна были оклеветаны. Война застала ее в Москве. Книга ее стихов не была издана в СССР.

Цветаева эвакуировалась в Елабугу. Прожила там всего десять дней. 31 августа 1941 года она ушла из жизни.
Сейчас книги Цветаевой быстро раскупаются. Она обрела массового читателя. Сбылось ее предсказание:

Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Марина Цветаева