Максим Горький (1868-1936). Биография

Лично я всю жизнь во всех моих чувствах, и мыслях, и делах
Отправлялся от человека, будучи навсегда и непоколебимо убежден, что существует только человек,
Все же остальное есть
Его мнение и его деяние.
Максим Горький

Личность Максима Горького – популярного русского прозаика, драматурга, публициста, оказавшегося на вершине литературного Олимпа рубежа веков, по праву считается одной из самых загадочных и противоречивых в русской литературе ХХ века. Долгое время его называли “буревестником русской революции”, “первым

пролетарским писателем” и основоположником социалистического реализма. После крушения советской империи имя Горького было вычеркнуто из русской истории и культуры, писателя “окрестили” приспособленцем, “другом кровавых чекистов и Сталина”, “надсмотрщиком над советскими писателями”. Где же правда, спросите вы?

Обратимся к словам современной итальянской исследовательницы Паолы Чони, которая, изучая феномен М. Горького, пишет: “Истина о писателе располагается не на крайних позициях, а должна быть найдена в другом месте, в интерпретации драмы интеллигента, сформировавшегося в

эпоху кризиса ценностей и в исторический период великих перемен для России и для всей Европы”. Понадобились годы и многочисленные публикации ранее запрещенных материалов, чтобы читатель смог узнать настоящего Максима Горького – одну из ключевых фигур русской литературы ХХ века, по словам популярного российского горьковеда Лидии Спиридоновой, “писателя сложного и противоречивого, человека с мятежной душой и острым умом, незаурядного мыслителя и общественного деятеля, поднявшегося из народных низов до высот мировой культуры… Горький – это целая эпоха, связавшая воедино вчерашний и сегодняшний дни, эпоха мировых войн и социальных потрясений, глобальной переоценки ценностей, зарождения и развития нового типа сознания”.

Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Его отец Максим Савватиевич Пешков – управляющий астраханской пароходной конторой, в прошлом мастер-краснодеревщик, умер, выхаживая своего годовалого сына от холеры. Детство мальчика прошло в доме деда по материнской линии Василия Каширина. “Густой, пестрой, невыразимо странной жизнью” назовет свои детские и отроческие годы Максим Горький. Дед, по воспоминаниям писателя, был “религиозен, до жестокости деспотичен и болезненно скуп”, но внука своего любил, обучал его грамоте, а позже отдал в Нижегородское училище.

Большое влияние на будущего писателя оказала бабушка Акулина Ивановна, “изумительно добрая и самоотверженная старуха”, приобщившая мальчика к народным песням и сказкам, но самое главное – заменившая мать, скончавшуюся от чахотки вскоре после смерти мужа.

Полноценное образование Горькому получить не удалось. Крах семейного дела Кашириных вынудил 8-летнего Алексея “идти в люди”: он работал “мальчиком” в обувном магазине, подмастерьем в чертежной и иконописной мастерских, статистом в театре, помощником повара. Повар Михаил Смуров и пробудил у будущего писателя интерес к книгам. “С этого момента моей жизни я начал читать все, что попадало под руку”, – вспоминал Горький. С десяти лет он вел дневник, куда заносил впечатления, почерпнутые из жизни и книг.

Хаотичное чтение, изумительная от природы память, жажда знаний во многом определили его взгляды на человека и общество.

В 1884 году юноша приезжает в Казань в надежде поступить в университет, но скоро понимает неосуществимость своего плана (за обучение необходимо было платить). Позже Горький напишет: “Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай… Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде”. Он перебивается случайными заработками, знакомится со студенчеством.

Начинается период активного самообразования, увлечения идеями народничества и марксизма. В свои 16 лет Горький уже многое знал о жизни, но четыре года, проведенных в Казани, сформировали его личность, определили его судьбу. “Физически я родился в Нижнем Новгороде. Но духовно – в Казани. Казань – любимейший из моих “университетов””, – говорил писатель.

Молодой человек с сильным, закаленным невзгодами и лишениями характером и беспокойной душой пытается понять себя и окружающих, ищет смысл жизни, задумывается над переустройством мира: “Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться…”, – так выразил свое понимание жизни юный Пешков.

В конце 80-х – начале 90-х годов Горький путешествует по России. “Хождение мое по Руси, – вспоминал писатель, – было вызвано не стремлением ко бродяжничеству, а желанием видеть – где я живу, что за народ вокруг меня?”. Он прошел через Поволжье, Донские степи, Украину, оттуда – через Крым и Северный Кавказ – в Тифлис (Тбилиси), где задержался на год. Странствуя, будущий писатель батрачил, кашеварил, рыбачил, добывал соль и пытался постичь душевный склад, мировоззрение встречавшихся ему людей. В это же время Горький начал писать.

В тифлисской газете “Кавказ” вышел его первый рассказ “Макар Чудра” (1892), подписанный псевдонимом М. Горький.

В 1895 году писатель опубликовал более двухсот фельетонов, а также несколько рассказов, среди которых “Старуха Изергиль” , “Челкаш” , “Песня о Соколе” .

В начале своего творческого пути Максим Горький испытал влияние многий учений: от французского просвещения – до пессимизма А. Шопенгауэра и идеи “сверхчеловека” Ф. Ницше. Современный литературовед Павел Басинский отмечает, что романтическая философия писателя родилась из столкновения противоречащих друг другу начал: грубости, невежества провинциального быта и веры в Человека, в его потенциальные возможности. В горьковской философии Человек (идеальная сущность) не совпадал с Человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт.

В одном из писем Горький прямо заявляет: “В наши дни ужасно много людей, только нет Человека”.

Горький пришел в литературу с новыми темами и мотивами. Герой его ранних произведений – человек “дна”, босяк, который вопреки всему, даже ценой преступления, стремится вырваться из серой и скучной жизни, жаждет свободы, любит силу и презирает слабость. О своем герое Горький писал: “Я, разумеется, никого и никогда не звал: “идите в босяки”, а любил и люблю людей действующих, активных, кои ценят и украшают жизнь хоть мало, хоть чем-нибудь, хоть мечтою о хорошей жизни.

Вообще русский босяк – явление более страшное, чем мне удалось показать…”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Максим Горький (1868-1936). Биография